Игра на опережение

Могла ли «Феррари» помешать победить Пастору Мальдонадо? Где ошибся «Лотус» и так ли много очков потерял Себастьян Феттель? Блог «Версификаторные россказни» разбирает ключевые тактические моменты Гран-при Испании.

Удержаться впереди «Уильямса» «Феррари» не смогла. Фото: REUTERS/Gustau Nacarino

В хаотичном на первый взгляд с точки зрения гоночных результатов сезоне-2012 есть как минимум одна значимая константа: пилот, стартующий с первого ряда, в итоге выигрывает Гран-при. Основная борьба протекает позади лидеров: внезапные смены стратегий, тотальное разрушение резины, борьба в трафике – все это фактически обходит стороной парней, занимающих лучшие позиции в пелотоне.

Загружаю...

Впрочем, тема эта всем болельщикам настолько хорошо знакома, что мы не будем крутить старую пластинку, отметим лишь, что парням из «Макларена» и Льюису Хэмилтону наверняка было очень обидно заработать крохи в Кубке конструкторов и личном зачете, зная, что MP4-27 Льюиса в Испании был достаточно быстр для того, чтобы победить, стартуй гонщик в других условиях.

Битва за победу

Однако вместо Хэмилтона в воскресенье впереди пелотона оказались Пастор Мальдонадо и Фернандо Алонсо, и главное сражение дня близ Барселоны развернулось именно между двумя парнями, говорящими на испанском языке.

Пилот «Уильямса» проиграл старт, и после первой волны остановок в боксах также не смог вырваться вперед лидера Скудерии, однако на исправление ситуации у венесуэльца еще было время. Козырем в этой борьбе для него стали сэкономленные комплекты свежих жестких шин, в то время как соперник был вынужден провести все свои гоночные отрезки на прикатанной резине.

Любопытно, что и в «Феррари», и в «Уильямсе» на второй гоночный отрезок предпочли жесткие покрышки мягким. В прошлом году в Барселоне разница между двумя комплектами в гонке оказалась не слишком значительной, и спортсмены, выбравшие «прайм», неплохо конкурировали с гонщиками на «опционе». В этом сезоне ситуация могла повториться – после трудных первых дней разница между «софтом» и «хардом» должна была сократиться с 0,8 до 0,2 секунды, – однако прошедший в субботу вечером дождь усложнил расчеты коллективов. «Держак» смыло, в связи с чем возник вопрос: успеют ли автомобили «накатать» трассу по ходу гоночного дня?

Несмотря на прошедшие утром гонки поддержки (GP3, GP2), четкого представления о состоянии трека, похоже, не было ни у кого, так что в итоге некоторые коллективы посчитали, что на втором отрезке «софт» окажется эффективнее «харда». Другие же команды, глядя на Марка Уэббера (который всегда стремится как можно быстрее перейти с нелюбимого «опциона» на «прайм»), не побоялись смены типов покрышек. И поступили правильно.

Загружаю...

Жесткая резина в этот день все же позволила болидам ехать быстро, а ее износостойкость, разумеется, оказалась выше, чем у мягкой.

Темп «Феррари» и «Уильямса» в воскресенье был примерно схожим – во всяком случае, ни Пастор, ни Фернандо не отпускали друг друга на разных отрезках гонки. Однако сложно сказать, какой могла быть скорость F2012 на свежих шинах, также как и тяжело определить, какой из болидов бережнее обращался с покрышками – фактор свежести резины не позволяет судить объективно (если говорить субъективно, то Скудерия впечатлила чуть больше).

Ключевой момент в борьбе за лидерство произошел на 24-м круге – именно тогда, всего спустя 13 кругов на «харде» в боксы зарулил Мальдонадо. «Уильямс» действовал логично – переход на свежие шины позволил снимать почти до трех (!) секунд на круге по сравнению с остальными лидерами, – однако риск состоял в том, что до конца гонки оставалось еще 42 круга, которые команда собиралась преодолеть на двух (пусть и новых) комплектах покрышек.

Проводя ранние пит-стопы, «Уильямс» рисковал, однако все окупилось победой

Алонсо отправился менять колеса через два круга, но за это время потерял по отношению к Мальдонадо более шести секунд, причем на круге заезда Фернандо в боксы Пастор совсем расстарался, и показал лучший для себя круг гонки – 1.27,906 (гонщик «Феррари» предыдущие два круга проехал за 1.30,3 и 1.30,6). Не помог Скудерии и круговой Шарль Пик, однако даже если предположить, что за французом испанец потерял пару секунд (вряд ли больше), обвинения в адрес гонщика «Маруси» кажутся неким оправданием итальянской командой собственного тактического просчета.

Загружаю...

Как должна была поступить Скудерия дальше, если рассчитывала побороться за победу? Формально существовало три варианта: попытаться сыграть на опережение конкурентов и провести раннюю в сравнении с Мальдонадо заключительную смену шин; сократить на предпоследнем «стинте» отставание от «Уильямса» до минимума и постараться опередить венесуэльца на синхронном пит-стопе; провести остановку позже конкурентов, однако с тем расчетом, чтобы, не потеряв слишком много времени, с помощью более свежих шин провести успешный атакующий маневр непосредственно на трассе.

Решению каждой из этих задач мешали объективные обстоятельства. Во-первых, было трудно угадать, когда «Уильямс» поедет в боксы (а британская конюшня провела заключительный пит-стоп все-таки очень рано – на 41-м круге), во-вторых, исполнению первого варианта мешал недостаток свежей резины у итальянской конюшни. Даже если бы «Феррари» догнала «Уильямс» к 40-му кругу и совершила более ранний пит-стоп, Алонсо пришлось бы ехать оставшиеся 26 кругов на потертых шинах, и не факт, что под самый занавес Гран-при у него получилось бы сдержать Мальдонадо и летевшего позади Кими Райкконена.

К синхронной же остановке в боксах Скудерия не успела – к тому моменту, когда Пастор поехал менять шины, Фернандо проигрывал ему около четырех секунд.

Наконец, успешному исполнению третьего варианта, с более поздним пит-стопом, также мешали старые покрышки. По идее, можно было остаться на трассе на 5-6 кругов дольше и зарулить в боксы круге так на 47-м, однако не факт, что резина на «Феррари» даже в этом случае оказалась бы значительно свежее, чем «Уильямса», тем более что гоночный инженер английской конюшни постоянно напоминал Пастору о необходимости беречь шины (что пилот с успехом и делал).

Загружаю...

На самом деле «Феррари» поступила даже лучше. Увидев, что Мальдонадо после пит-стопа застрял за Райкконеном, Скудерия не стала затягивать с остановкой, а провела ее на 44-м круге, и вернула своего лидера на трассу всего в трех секундах позади венесуэльца.

Остальное уже стало историей: гонщик «Уильямса» умело использовал особенности конфигурации «Каталуньи», бережно работая с шинами в затяжных поворотах и заметно прибавляя в конце третьего сектора трассы, тем самым не позволяя Алонсо совершить атаку, и добился победы.

Провал «Лотуса»

Болид E20, в пятницу демонстрировавший отличную скорость на длинной дистанции, в воскресенье так и не победил, хотя, учитывая третье и четвертое место на старте, можно было рассчитывать на куда лучший результат. Одной из причин этому стала погода: в самом конце уик-энда температура снизилась почти на 10 градусов по Цельсию, и черно-золотистый болид (который прекрасно едет в жарких условиях), оказался не столь хорош, нежели день или два назад.

Тем не менее, в самом начале гонки Кими Райкконен держался практически в темпе лидеров, уступая им до 4 – 4,5 секунд.

Просчеты «Лотуса» возникли во время первых пит-стопов: в то время как Алонсо и Мальдонадо получили в свое распоряжение «хард», Райкконену и Грожану от команды досталось по комплекту «софта». Возможно, «Лотус» не был уверен в эффективности жестких шин или надеялся подобраться с помощью более мягкой резины к лидерам, но начало неудачам было положено.

Глядя на времена, отчетливо видно, что после 15-го круга мягкая резина на машине финна начала уступать жестким составам конкурентов.

По ходу каждого из трех лишних кругов Райкконен уступал Мальдонадо около трех секунд

«Софт» теоретически «убивается» быстрее более жестких шин. Значит, пилоту «Лотуса» стоило ехать к механикам гораздо раньше пары лидеров. Однако вторая остановка Райкконена произошла позже конкурентов: Пастор поехал за резиной на 24-м, Фернандо на 26-м, а Кими – на 27-м круге. По ходу каждого из этих трех лишних кругов Райкконен уступал Мальдонадо около трех секунд, и после своей остановки отставание Кими от лидера возросло с 4-х до 18-ти секунд.

Загружаю...

Дальнейшая гонка финна, вплоть до самого финиша, была лишь попыткой отыграться. И, хотя на последних кругах он практически догнал Фернандо, даже второе место экономный до резины «Лотус» взять не смог – просто закончилась гонка.

Понятно, что команда хотела растянуть отрезки, чтобы избежать повторения Гран-при Китая, и чтобы Райкконен и Грожан смогли на финише серьезно атаковать (а не доезжать, как в Бахрейне), однако та самая затяжка с заездом в боксы во второй раз стоила болельщикам валидольной концовки.

Лучшие круги гонки Кими и Ромена говорят о том, что скорость у E20 есть. Осталось только ее реализовать.

Минимизация потерь

Провалив квалификацию, «Ред Булл» серьезно осложнил себе гонку в Испании. Впрочем, после воскресного заезда Себастьян Феттель смог заработать несколько очков и остался лидером чемпионата мира, хотя для этого ему пришлось серьезно попотеть: действующий чемпион мира много атаковал и даже обгонял, но одновременно терял драгоценные секунды из-за штрафа, трафика и смены носового обтекателя.

В начале заезда «Ред Булл» рискнул первым перейти на свежий «хард» – в идеальных условиях это дало бы неплохую прибавку в скорости, – но задумка сработала не так как надо: оба пилота австрийской конюшни застряли за более медленными машинами, и отыграть много позиций не удалось.

Но худшее для команды случилось дальше. Марк неожиданно потерял скорость и пропустил кучу соперников, а Себастьян схлопотал штраф за игнорирование желтых флагов.

Загружаю...

Оказалось, на болиде Уэббера повреждено переднее антикрыло (в конце гонки выяснилось, что подобное же приключилось и с машиной Феттеля), и, скорее всего, причина поломки связана с аварией Михаэля Шумахера и Бруно Сенны (впрочем, не будем исключать и версию про сломавшиеся новинки «быков»). После контакта «Мерседеса» и «Уильямса» трассу усыпали обломки, и вскоре после инцидента Марк потерял скорость.

Даже без штрафа и замены антикрыла Феттель вряд ли бы поднялся выше пятой позиции

Но интересно другое. Не получи Себастьян штраф и не окажись антикрыло RB8 поврежденным, на что смог бы рассчитывать «Ред Булл» в этой гонке? Сразу после второго пит-стопа Феттель вернулся на трассу позади Хэмилтона, атакуя которого, несомненно, Себ потерял бы время. Однако практически насев на англичанина, немец отправился в боксы, после посещения которых выяснилось, что до Льюиса не так и далеко – всего 12 секунд. Еще около 6,5 – 7 секунд Себ позже потерял из-за замены антикрыла.

Без этих проблем шанс приехать на финише впереди Кобаяси был, но не более. Даже при самых удачных раскладах чемпион мира не догнал бы Грожана, и в лучшем случае остался бы пятым.

«Макларен» уже второй Гран-при вынужден минимизировать потери из-за собственных ошибок. Баттон так и не нашел подхода к машине, а Гран-при Хэмилтон была испорчен до старта. Стоит отметить, что Льюис провел действительно боевитую гонку и переиграл тактически многих конкурентов за счет тактики меньшего количества пит-стопов (здорово поработав с шинами!).

К первой остановке он забрался аж на пятую позицию, но после пит-стопа потерял много времени за Фелипе Массой. Заключительный отрезок Льюиса был невероятно длинным – 31 круг, – но даже на порядком разрушенной резине англичанин чуть не опередил Росберга.

Загружаю...
Популярные комментарии
H8Red
словил себя на мысли, что насколько интересны в этом году гонки, настолько же однообразен их разбор. это не упрек Дмитрию, статья-то отличная. вот только все разговоры и обсуждения после каждого гран-при сводятся к одной только резине. кроме нее обсуждать-то по сути уже и нечего - обгоны проходят в основном из-за разницы в состоянии резины, впереди в конце концов оказывается тот, кто лучше сохранил резину, поэтому в квале идет гонка в стиле «кто сэкономит больше комплектов». вроде и чемпионат складывается необычайно интересно, но лично у меня от этого остается душок искусственности происходящего. такой дешевой попсы в стиле американских гонок. не хочу выглядеть брюзгой, но по-моему резина этого года это немного перебор.
och
В хаотичном сезоне-2012 Причина хаоса - очень нестабильное выступление всех ведущих команд (Быки Маки Лотусы и Мерсы) и их пилотов, кроме конечно Массы и Шумахера Причина хороших показателей Алонсо - только наличие этого хаоса, поэтому и создается впечатление что болид у Фуров едет, а на самом деле красное ведро
Дмитрий Федотов
Я пару дней назад писал, что Малайзия не в счет - там шел дождь ) Только сухие гонки рассматриваются.
Ответ на комментарий ginnungagap
«В хаотичном на первый взгляд с точки зрения гоночных результатов сезоне-2012 есть как минимум одна значимая константа: пилот, стартующий с первого ряда, в итоге выигрывает Гран-при.» а Малайзия??
Еще 13 комментариев
16 комментариев Написать комментарий