Художник из Петербурга показал большой спорт в миниатюре. Его работы заказывает Смолов

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Если вы хоть раз поднимались по лестнице, катались на велике или бежали за ускользающим от остановки автобусом – вы уже знакомы со спортом.

Петербургский художник Иван Шкулипа показывает людей в масштабах шариковой ручки. В миниатюрных работах – сюжеты большого и бытового спорта. Героями его картин каждый день становится кто-то из нас. Просто мы этого не замечаем. 

Денис Ельфин пообщался с создателем маленьких человечков. 

● «Шоссейный велосипедист больше всего понимает, насколько плохие дороги в России»

● Что интересует Федора Смолова помимо футбола?

● Почему Олег Тиньков* купил Криштиану Роналду мира велоспорта

● С какой минуты нужно смотреть футбол?

● Как Карен Хачанов вдохновил заниматься теннисом

● Самая крутая буква в русском алфавите

– Ты очень лаконично представляешься в соцсетях. Что нужно знать читателю о тебе в начале нашего разговора?

– Я художник и рисую людей. Ищу их на улицах и фотографирую. Все персонажи в моих работах — это реальные люди, которых я когда-то встретил. Мне кажется, что та лаконичность, которая есть в интернете и в социальных сетях, полностью переходит в творчество.

Загружаю...

– Как ты находишь персонажей для работ? 

– Это часто достаточно спонтанный процесс. Обычно, когда я иду по своим делам, то держу камеру или телефон под рукой. Могу кого-то спонтанно подснять, издалека высматриваю, чтобы успеть сделать кадр.

Иногда не успеваю достать телефон или камеру и упускаю персонажа. Но если мне нужен какой-то определенный человек, который занимается определенным делом – то иду в то место, где я могу его встретить.

– Кого приходилось искать целенаправленно? Из недавнего.  

– Мне нужны были маляры. Пошел на реставрирующийся объект, искал их там – не нашел.  На улице тоже не встретил маляров. Нашел на вокзале. Возможно, это и не совсем маляры, потому что они клеили какой-то баннер с валиками. Как раз таких персонажей я и искал.

– Как люди реагируют, когда замечают, что их кто-то фотографирует?

– Это же очень быстро происходит – они не успевают среагировать. По людям видно, что они в недоумении. Но это такая секунда, что я быстро сфотографировал и исчез. А они не поняли, что произошло вообще. Глаз нахмурил и пропал.

 «Шоссейный велосипедист больше всего понимает, насколько плохие дороги в России»

– Как ты оказался в шоссейном велоспорте?

– О, ты даже это знаешь? Когда мы переехали с семьей в Хабаровск, я пошел на футбол в академию «СКА-Хабаровск». На тот момент там занималось много детей обеспеченных родителей, которые буллили других за экипировку. На тренировке сказали, что нужны определенные бутсы и щитки. У семьи денег не было, и я пришел на тренировку в китайских плохих бутсах. И мне сразу: «Ну у тебя бутсы! Ха-ха-ха!»

После пары тренировок сразу поставили на игру. Сложно было справиться с волнением, с прессингом. Со стороны тренера я видел равнодушие, со стороны команды тоже не было никакой поддержки. Домой я пришел разбитый. Тогда мама сказала: «Тебе нужен спорт, в котором ты был бы индивидуален, где все зависит от тебя». И предложила велоспорт в Хабаровске. Я сразу вспомнил, как когда-то выиграл ящик «Спрайта» на день города.

Загружаю...

– Что?

– В детстве в маленьком городе Дальнегорске, откуда мы были изначально, был советский стадион. На день города там были соревнования по велоспорту. Однажды я выиграл ящик «Спрайта». Мама зацепилась за эту историю. Надо сказать, что на тот момент мне очень понравилось. Я сразу же втянулся в этот спорт – через месяц уже поехал на сборы в Приморский край.

– Фотки шоссейного велоспорта в интернете – это абсолютное единение с природой. Как это выглядит на самом деле?

– Смотря где. Вообще ты ездишь на дорогах общего пользования – там не особо приятно находиться, и дороги ужасные. Шоссейный велосипедист больше всего понимает, насколько плохие дороги в России, потому что каждая ямка, каждый камень может повредить тебе колесо. В свободное время ты просто занимаешься тем, что клеишь себе колеса. 

Естественно, во время тренировки тренер возит с собой кучу запасных, но те, которые пробил, ты сам должен заклеивать. 

Сейчас машина ДПС впереди едет и сзади замыкающий тренер, например. Велосипедисты по городу едут, за город выезжают. Раньше не было такого. Ты просто выезжал, тренер едет сзади, а ты мог за троллейбусом ехать, за автобусом, просто за обычной машиной. Занимаете целую полосу и выезжаете из города на загородную дорогу. Так тренируетесь.

– Есть совершенно безумные кадры ног гонщиков после больших соревнований. У всех так?

– Нет. Я пытался закачать икроножные мышцы, они по генетике маленькие сами по себе, поэтому не получалось. Верхние мышцы ног закачались, а нижние нет. Я как избушка на курьих ножках катался.

Загружаю...

– Пожалуй, самое популярное русскоязычное видео про велики, это как Витя Кравченко катается на маунтинбайках с Олегом Тиньковым*. Смотрел?

– Да, видел. Олег Тиньков* в свое время купил очень популярную велокоманду Saxo Bank (сейчас она называется Tinkoff – прим.). За эту команду тогда катался Альберто Контадор. В мире великов это был Криштиану Роналду. Тиньков* сильно популяризировал этот спорт в России. Наверное, это было сопоставимо с покупкой «Челси» Абрамовичем.  – Чем крут Контадор?

– Он сам по себе невысокий такой, но выдавал просто какие-то невероятные отрезки. В велоспорте самое интересное происходит на финише. Ты можешь ехать там двадцатым, но собираешь все последние силы в кулак и всех обгоняешь. Он, наверное, так и делал. Включался как ракета и вырывал серьезные финиши. 

– Вокруг тебя происходили интересные ситуации в велоспорте?

– На подростковом уровне были забавные моменты. Во время соревнований один из родителей ребенка ехал на большой машине рядом с сыном, чтобы его от бокового ветра закрывать. В велоспорте очень важна тактика, как от ветра прятаться. Обычно укрываешься за другими гонщиками, чтобы тебе было легче ехать. А здесь – машина – идеальный вариант от ветра, парень вообще без помех гнал.

«У Смолова есть неплохая коллекция современного искусства»

– В твоих работах много футбола. Есть ли у тебя любимый игрок или команда? Давай поговорим об этом.

– Я очень долго болел за «Челси», потому что их начали показывать по Первому каналу в 2005 году. Активно болеть за них начал, когда они Лигу чемпионов выиграли в 2012-м. Поэтому футбол всегда тесно связан со мной. Плюс сейчас уже начинаю знакомиться с футболистами, это тоже откладывает свой отпечаток.

– Где ты с ними знакомишься?

– Это происходит через общих знакомых, как правило. Например, друг зовет поужинать в компании, где может быть футболист.

Загружаю...

– Назовем кого-нибудь? 

– Федя Смолов, например. 

– Как он в общении? 

– Он супер! На первой встрече мы говорили про искусство и книги. Про футбол совсем мало. Разговаривали про творчество. Он заказал у меня картину. У него как раз на тот момент квартира достроилась. Он хотел ее обустраивать. Через месяц встретились, я к нему домой приехал, картину привез. 

– Какие основные точки соприкосновения с искусством ты увидел у Федора Смолова?

– У него есть желание разобраться. Я не вижу каких-то сверх познаний, но это и не нужно. Мало кто может похвастаться какими-то суперзнаниями. Но я вижу его заинтересованность. Он ходит на выставки. Знаю, что у него есть неплохая коллекция современного искусства, которую он собрал. Может быть, ему кто-то помог, подсказал. Но главное – заинтересованность. Его тяга к чему-то новому проявляется в этом. 

В компании он еще общался про книги, но я не много читаю и мало могу поддержать этот разговор. Знаю, что он читает художественную литературу в оригинале на английском.

– Одну из работ ты сделал по матчу «Зенита» против «Динамо».

– Да, я как-то в пятницу встретился в Федей в Москве. Он сказал, что в воскресенье будет игра с «Локомотивом», но нужен паспорт болельщика. Я не смог его сделать в выходные дни – написал ему об этом. Тогда Федя пригласил на матч в Питере против «Зенита» в Кубке России. Изначально я хотел посмотреть именно игру «Динамо», потому что играл мой знакомый.

Я люблю смотреть европейский футбол. На его фоне кубковый «Зенит» – «Динамо» был тусклее. К тому же, долго стояли в очереди на стадион и не увидели два мяча, которые забили сразу же в первом тайме. Нужно приходить заранее или вовремя. Но в то же время атмосфера была супер и удалось что-то подснять. Взял с собой камеру – потом нарисовал.

– Что в итоге получилось? 

– Там четыре персонажа, Федя и три футболиста «Зенита», которые окружили его, чтобы мяч забрать.

Загружаю...

– Сколько времени уходит для того, чтобы изобразить одного персонажа?

– По-разному. Вообще, это быстрый процесс на самом деле, потому что я работаю каждый день. Если персонаж у меня уже есть, я его быстро наношу. Тут уже зависит от масштаба работы. Если в работе много, большое количество персонажей, то долго. Если небольшое, то очень быстро.

«Теннисный стадион выглядит как театр»

– Чтобы изобразить теннисистов, ты сам ходил играть в теннис. Как впечатления?

– Изначально я должен был делать коллаборацию с одним известным теннисистом. Соня Тартакова позвала в декабре на теннис – турнир был в Петербурге – обсудить коллаборацию и заодно, чтобы я посмотрел на теннис. Пришел на матч Карена Хачанова. Мне очень понравилось. Позже я сам пошел на теннис, решил попробовать. И камеру с собой взял. 

– Сложно оказалось?

– Как и в любом деле, нужен скилл. Я это четко понимаю. В спорте, как и в искусстве, быстрых результатов не бывает. Я был плох на корте и подходил к этому максимально с юмором. Понимал, что на первой тренировке не мог выдать ничего хорошего. Это было плохо, но было весело.

– Ты назвал теннис танцами. Откуда такое сравнение? 

– Потому что ты много двигаешься и двигаешься по-разному. Все построено на резких движениях. У женщин есть юбочка, заметный элемент. Корт и теннисный стадион выглядят как театр – зрители очень близко сидят, и там очень тихо. Слышно каждого человека. 

На футболе шумно по определению, а на теннисе тихо – когда кто-то кричит теннисисту, это слышно. И это прикольно. Когда попал на теннис, меня поразило, когда теннисисту кричали: «Мы тебя любим», а он им смеялся. Всех было слышно.

– Назови самое классное спортивное движение на твой взгляд?

– В плане динамики… В каждом виде спорта есть свой элемент резкого интересного выпада. Обратил внимание, что каждый спортсмен, которого встречаю, говорит: «Нарисуй мой вид спорта. Обрати внимание, у нас есть вот это». Сноубордиста, например, можно показать через динамику спуска, движения по склону. В теннисе – как человек подстроился под мяч или сделал мощный удар. Ты четко передаешь его динамику, понимаешь, что произойдет дальше. Мне кажется, важно передать тот момент, из-за которого люди любят этот вид спорта. Поймать его.

Загружаю...

С футболистами сложнее – они бегут с мячом или просто бьют по мячу. Здесь интересен момент нанесения удара. И то со штрафного, скорее всего. Футбол вообще не очень динамичный. 

– За что тогда ты любишь футбол?

– За массовость. Мне нравится, что много людей посвящены в эту историю, знают футболистов. На крупных турнирах типа чемпионата мира, Евро или каких-то матчах отдельно взятых клубов ты чувствуешь это единение.

Футбол чаще всего интересен после 85-й минуты – там может что-то перевернуться. И вот в этот момент все больше всего любят, все запоминают больше всего, мне кажется, вот эти матчи. 

– Как в велоспорте, получается?

– Да, очень похожая история. Недавно «Манчестер-Юнайтед» играл с «Челси». Там на 100-й и 101-й минутах третий и четвертый мяч были забиты. И все такие: «Вау!» Все уже забыли, что до этого забивали какие-то мячики. Это, наверное, и цепляет. 

– Несколько лет назад инсталляция заставила тебя переехать из коммуналки. 

– Я и сейчас живу в коммуналке. Но она кардинально отличается от той, что была. Там в соседней комнате жили бомжи. Владелица комнаты очень любила выпить с ребятами по району. Когда было холодно, они продолжали у нее дома. Это было просто максимально ужасно. В такой атмосфере создавал картины.

В Эрмитаже увидел инсталляцию Ильи Кабакова «Человек, улетевший в космос из своей комнаты». У мальчика расклеена комната советскими плакатами про космос. Он сделал установку из пружин, и как будто бы улетел из своей комнаты – в потолке огромная дырка. Он так мечтал, что из своей комнаты выбрался. На основе этой инсталляции мы рисовали мультик, а я выбрался из коммуналки, в которой мне было очень плохо. Благодаря желанию работать, развиваться. Вскоре я переехал.

Загружаю...

– Раньше ты занимался перфомансами, разным кастомом. Расскажи о самом неожиданном.

– В 2019 году я написал менеджеру Nike в соцсетях: «Можно ли получить белую пару Air Force?». Они были готовы прислать мне их, но я решил сам приехать в Москву. Купил за 600 рублей сидячее место в вагоне и поехал к ним в офис. Рассказал идею с кастомом и предложил снять видео. В итоге, взяли несколько вещей и расписали их. Сделали целый проект для компании. 

– «20 эмоций, которые человек испытывает по ходу всей своей жизни» – сильная работа.

– Эти же эмоции человек может испытать и за день. Одно не противоречит другому. Те же любовь, грусть, счастье и апатию – все это может произойти с тобой за короткое время. Дни сейчас разные бывают. Работа много где выставляется сейчас. Скоро вернется в Петербург в мою галерею.

– А где находится галерея? 

– На территории Левашовского хлебозавода, галерея Teta. Недавно открылась. Это новая городская локация такая, куда интересно прогуляться.

– Если говорить про велики, какая главная эмоция у тебя с ними связана? 

– Наверное, скука. Это очень монотонный вид спорта. Я объясню. Весь тренировочный процесс, особенно в зимнее время года, ты проводишь, как правило, на станке. Это 2-3 часа ты крутишь педали на одном месте. В мое время тренер запрещал телефоном пользоваться. Ты не можешь в игру играть или музыку слушать. Недавно я был на велотреке в Петербурге, когда на теннис шел – там дети на таком станке тренировались. Эта монотонность, скука – она тебя съедает. Я ушел из велоспорта по этой причине. Сидишь три часа, например, крутишь педали. И так три, четыре, а иногда и пять-шесть раз в неделю.

Загружаю...

– Эмоция, которая у тебя связана с футболом.

– Страсть. Мне нравится, когда люди меняются в лице во время футбольного матча. Они просто превращаются в детей. На время этих 90 минут человек может измениться вообще кардинально, забыть о своих проблемах, переживаниях, вообще обо всем. И уйти в это с головой вместе с друзьями. Это большое комьюнити. 

– Ну и теннис. 

– Дорого. Здесь у меня пока еще ассоциации с теннисом не особо развиты. Я только погружаюсь в эту историю. 

– Как ты думаешь, почему Канье Уэст сейчас активно работает с русской кириллицей?

– Это все связано с тем, что его креативный директор Гоша Рубчинский. Канье пригласил Рубчинского, который работает с кириллицей и известен благодаря этому. Думаю, Канье, как человеку, который любит что-то новое, нравится, как это выглядит, а Гоша Рубчинский себя проявляет. 

– Какая самая крутая буква в кириллице?

– Не знаю, я об этом не думал. Твердый знак, может быть.

– Если проследить, твои соцсети от начала и до недавних постов, то от гигантского перфоманса с полем ты через большие черные силуэты пришел к маленьким ярким персонажам. Как бы ты сам описал этот путь?

– Большие перформансы на снегу начались, когда у меня не было денег на краску и холсты. Я решил рисовать по-другому. Сначала расписал так футбольную коробку во дворе, и потом это выросло в масштабе. Я понял, что маленький человек... вроде меня, да и любого другого человека, может создавать проекты самого разного масштаба. Это такая прямая аналогия. Один человек может создать что-то невероятно большое.

Потом я начал рисовать черных людей, потому что мне казалось, что тех, кого я рисую, это несущественно. Неважно кто изображен на моей картине. Это может быть любой человек. Это может быть и один человек в разные периоды своей жизни. 

Загружаю...

В какой-то момент я в это уже наигрался, и мне захотелось показывать конкретных персонажей. Творчество должно, как мне кажется, эволюционировать, должно развиваться, и прежде всего, должно быть интересно самому автору. 

Мне как автору интересно пробовать разное. Так как я нашел свой визуальный язык. Сейчас я рисую цветных человечков, потом, может быть, к ним добавятся сюжетные линии, пространство. У большинства художников, которых мы знаем, есть периодичность в работах. Это очень важно, потому что так можно проследить развитие: какой у тебя был взгляд на жизнь прямо в разные периоды жизни. У многих часто все это забывается, стирается. У художника же – четко видно в его работе. То есть я могу где-то на него наткнуться на холст, и сразу у меня отбросят в тот период, вспомнить эмоции. Такой телепорт.

– Блиц. Затегать стену или закастомить кроссы?

– Затегать стену. 

– Где сейчас столица современного искусства в России?

– В Екатеринбурге.

– Почему?

– Много фестивалей, много активных ребят. Есть фестиваль, где приезжают художники за свой счет и расписывают разные объекты. Там большая поддержка современного искусства и много художников.

– Лучший кастом в истории человечества?

– Первое, что пришло в голову, самолет Дрейка от Virgil Abloh.

– Маленький человек. Какой он? 

– Смелый. 

Фото: РИА Новости, соцсети Ивана Шкулипы. * – признан в России иностранным агентом

Телеграм-канал Ивана Шкулипы

Телеграм-канал Дениса Ельфина

«Вас хотят взять под контроль. Самостоятельные фанаты в стране не нужны». Как Жириновский дружил с «Динамо»

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Кривой эфир
Популярные комментарии
Иван Терентьев
Интересное интервью с интересным человеком, Спортс - познавательный) Спасибо, Денис!
Stepashkin Nickita
Крайне симпатичные картины
Английский_пациент
Очень интересно - спасибо!
Еще 3 комментария
6 комментариев Написать комментарий