Nike теряет интерес к мужскому футболу. И сокращает расходы на $2 млрд

Что происходит?

Под конец 2023-го Nike бахнул новость: в ближайшие три года сократят расходы на 2 миллиарда долларов в связи со снижением прогнозируемого объема продаж. Акции сразу отреагировали падением на 10% и до сих пор не восстановились.  

В рамках плана по сокращению расходов Nike упростит ассортимент, повысит автоматизацию и использование технологий, оптимизирует организацию за счет сокращения уровней управления и повысит эффективность.

Звучит абстрактно. Но за этим описанием проглядывают конкретные меры. Известно, что затраты на выплату выходных пособий сотрудников потратят 400-450 миллионов долларов. Судя по всему, компания сокращает штат и расстается со значительным количеством персонала.

Загружаю...

Еще до официального выступления ходили слухи о желании Nike в рамках экономии сократить присутствие в гольфе. Так и случилось: в январе после 27 лет и 500 миллионов долларов закончилось сотрудничество с культовым Тайгером Вудсом.

Гендиректор Nike Джон Донахью заявил, что сэкономленные деньги реинвестируют в стимулирование будущего роста, внедрение инноваций и обеспечение прибыли в долгосрочном периоде. Часть средств направят в другие области: женские товары, бренд Jordan и бег. 

На самом деле Nike давно меняет курс и сокращает расходы. Тенденция понятна на примере футбола – главного спорта в портфеле американского бренда.  

Nike потерял более 50 игроков, не будет поставлять мячи АПЛ и может расстаться с «Барсой»

В Европе Nike во многом ассоциируют с футболом – топовые клубы и сборные, бутсы на суперзвездах и спонсорские контракты с культовыми игроками вроде Роналду и Мбаппе. 

По оценкам важных аудиторов из KPMG (данные за 2021 год, но с тех пор не сильно много поменялось), футбол забирает 50% спонсорского бюджета Nike: на него тратят 834 миллиона долларов (на баскетбол вдвое меньше). Для примера у adidas инвестиции в футбол больше миллиарда и более 70% спонсорского портфеля.

Загружаю...

При этом в последние годы Nike массово теряет партнеров в футболе.

● В 2023 году Nike расстался с Португалией, Новой Зеландией, «Лейпцигом» и «Галатасараем». 

● Американский бренд больше не будет поставлять мячи для КОНМЕБОЛ (Кубок Америки и Кубок Либертадорес). С сезона-2025/26 после 25 лет сотрудничества без мячей Nike останется и АПЛ. За последние несколько лет американцы потеряли контракты на поставку мячей Ла Лиге и Серии А. Во всех случаях Nike заменила Puma. 

● С 2020 года Nike потерял более 50 контрактов с футболистами, которые играли в их бутсах: Кейн, Грилиш, Дембеле, Хавертц, Карвахаль, Хвича, Де Лигт, Обамеянг, Ковачич, Лисандро, Влахович, Марез и многие другие.

● С топ-клубами Nike тоже расстается. В 2015-м Nike потеряли «Манчестер Юнайтед» (подписались с adidas). В 2019-м – «Манчестер Сити» (ушли к Puma). В декабре появилась информация, что сделкой с Nike недовольна «Барса». По мнению каталонцев, они недополучают по контракту и недовольны некоторыми аспектами сервиса: качеством процессов, дизайном и обслуживанием игроков.

Загружаю...

● В 2020-м рынок всколыхнула новость о расставании Nike с Неймаром, которого спонсировали с 13 лет. По данным L’Équipe, бразилец и бренд не согласовали условия при пересмотре контракта. «В последнее время Nike избегает переплаты по определенным контрактам», – говорил футбольный имидж-агент Франк Хоквемиллер, который работает с Уго Льорисом и другими игроками.  

В качестве примера приводили уже завершившего карьеру теннисиста Роджера Федерера. В 2018 году Nike не предложил ему новый долгосрочный контракт, поэтому он ушел к Uniqlo. Роджер подписал с японским брендом 10-летний контракт на 100 млн долларов, Nike предлагал всего пять в год и только до конца карьеры. 

Сокращение расходов не значит, что Nike вообще уйдет из футбола. Холанд, Мбаппе и Роналду – с ними

Судя по всему, во всех случаях Nike просто не не считает все вложения целесообразными. И, кажется, иногда это оправданно. Неймар потух в «ПСЖ» и сейчас тусуется в Саудовской Аравии. Расставание с Португалии вполне состыкуется с, возможно, скорым завершением Роналду карьеры в сборной. 

Загружаю...

Сокращение расходов не значит, что Nike скоро вообще уйдет из футбола. В 2020-м американский бренд подписал крупный контракт с «Ливерпулем» на 92,8 миллионов евро в год. В прошлом году Nike выиграл борьбу за Холанда и продлил контракт с Винисиусом. Nike также сотрудничает с другими суперзвездами: Мбаппе, Рэшфордом и Роналду (из-за него даже стали техническим спонсором «Аль-Насра»). 

Тут вырисовывается иной подход: кажется, Nike нацелен на качество, а не на количество. И хочет сотрудничать только с самыми топовыми футболистами и командами. Например, бренд крупно вложился в ЧМ-2022: одевал больше всех сборных (13, в adidas – 7), постарался над дизайном формы и снял клевую рекламу Роналду, Мбаппе, Роналдиньо и Роналдо. 

В рамках стратегии Nike больше вкладывается в женский футбол 

Точкой разворота Nike считают 2019 год. Тогда перед женским чемпионатом мира бренд объявил, что уделит больше внимания женскому футболу. Это видно и по формам, дизайн которых ничем не уступал мужским. И по соцсетям Nike. По подсчетам экспертов, количество контента мужского и женского футбола почти сравнялось. 

В 2021 году Nike подписал новый долгосрочный контракт с Федерацией футбола США. Тогда бренд отдельно отметил, что сосредоточит усилия на развитии женского спорта и расширении доступа к игре с целью сделать футбол самым инклюзивным видом в стране.

Загружаю...

2023 год подтвердил влияние женского футбола. Перед чемпионатом мира Nike выкатил короткометражку What The Football, посвященную женщинам, которые играют в футбол и вдохновляют людей по всему миру благодаря силе спорта. В ролике снялись 11 футболисток и спортсменок Nike, в том числе Ада Хегерберг, Алекс Морган и Меган Рапино. 

А во время ЧМ футболистка сборной Англии Мэри Эрпс (получила «Золотую перчатку») пожаловалась, что в продаже нет вратарской джерси, подняв общественный резонанс (фанаты даже запустили петицию). Nike извинился и выпустил джерси уже после турнира. 

***

На первый взгляд у Nike все в порядке. Выручка американской компании за финансовый 2023 год, завершившийся в конце мая, выросла на 10%, до 51,2 миллиардов долларов. Чистая прибыль снизилась на 16%, до 5,1 млрд.. Для сравнения, у adidas прибыль не пробила и миллиарда, а выручка в два раза меньше.

Проблема Nike чуть глубже. Бренд критикуют из-за отсутствия инноваций. По этой причине Nike потерял небольшую долю рынка в беге – своей исторической сфере. Компания не выпускала ничего прорывного с 2019 года (тогда представили кроссовки Nike React). С тех пор у них появились мощные конкуренты – французские бренды Hoka и Salomon.

Загружаю...

Возможно, в такой ситуации вполне логично, если Nike возьмет немного денег из футбола и потратит на инновации, чтобы разогнаться и доминировать.

Роналдиньо зажег на Неделе моды в Париже: прошелся по подиуму в шубе и футболке со своим лицом. Исполнил мечту американского дизайнера

Фото: Gettyimages/Mike Ehrmann / Staff, Yasser Bakhsh / Freier Fotograf, Martin Rose / Staff, Laurence Griffiths / Staff, Sean M. Haffey / Staff, Stu Forster / Staff

Популярные комментарии
Adams
Делать ставку на женский футбол звучит как "Великолепный план, Уолтер. Просто офигенный, если я правильно понял. Надёжный, как швейцарские часы."
Anastasia Smelova
Количество контента в соц сетях Найк - что тут может быть не понятно?
Ответ на комментарий Bob77
"По подсчетам экспертов, количество контента мужского и женского футбола почти сравнялось". Простите, что?
greatst
сидят такие аналитики в найке, зачем-то копаются в цифрах, рассчитывают бюджеты, возврат инвестиций и тп, а могли бы просто зайти на спортс, где им про их планы все сразу популярно бы разъяснили
Ответ на комментарий Adams
Делать ставку на женский футбол звучит как "Великолепный план, Уолтер. Просто офигенный, если я правильно понял. Надёжный, как швейцарские часы."
Еще 187 комментариев
190 комментариев Написать комментарий