Кока-кола – главный напиток футбола. Компания сотрудничает с ФИФА и отказывалась от обладателя «Золотого мяча»

А еще ведет вечную борьбу с Pepsi.

Вы в блоге «Сирены» – креативной студии Sports.ru. Мы рассказываем про классное в мире спортивного маркетинга и рекламы. Подписывайтесь на наши блог и телеграм-канал, чтобы ничего не пропустить.

Coca-Cola – вероятно, самый популярный напиток в мире. И один из самых узнаваемых спонсоров в футболе – компания проводит яркие акции и поддерживает почти все крупные турниры.

Coca-Cola сотрудничает с футболом больше 50 лет. Почему вообще компании интересен этот вид спорта?

Концерн по производству газировки впервые заинтересовался огромной футбольной аудиторией еще в 1950 году, закупив рекламу на стадионах чемпионата мира в Бразилии. А официальное партнерство началось в 1974 году: президент ФИФА Жоао Авеланж представил контракт с Coca-Cola на всемирном конгрессе организации сразу же после своего назначения. В этот же день прошли две пресс-конференции Coca-Cola – в Лондоне и Нью-Йорке. На них компания объявила о спонсорских вложениях размером в 10 млн долларов на развитие футбола. На тот момент это было крупнейшее финансовое вливание от рекламодателей.

Загружаю...

В 1978 году чемпионат мира по футболу прошел в Аргентине, и Coca-Cola снова стала его главным спонсором. Эту сделку оформил один из лучших спортивных маркетологов в истории – британец Патрик Нэлли. Он помогал Авеланжу занять пост президента ФИФА и дал обещание расширить влияние ФИФА на разные области. Взамен Нэлли получил права на заключение рекламных контрактов от имени ассоциации и много работал над рекламными кампаниями ФИФА и Coca-Cola в Аргентине.

Нэлли провел в этой стране год перед началом ЧМ: изучил менталитет аргентинцев, придумал план по размещению рекламы и заполонил ей страну –  она всплывала на вывесках посреди улиц, на плакатах и витринах, по телевидению и, конечно же, на самих стадионах. Перед началом ЧМ Авеланж отметил, что партнерство с Coca-Cola выводит мировой футбол на новый уровень. А в качестве цели на ближайшие несколько лет он отметил распространение игры в самые бедные районы планеты.

В документальном фильме о том ЧМ Нэлли рассказал, зачем вообще ФИФА сотрудничество с Coca-Cola: «Так велела история. Когда в одной области сходятся два мощных проекта, они могут либо конкурировать друг с другом, либо взаимовыгодно сосуществовать. Так происходит и в случае ФИФА и Coca-Cola: обе компании развивают свой бизнес, реализуя одну общую цель – популяризация футбола в мире. Уверен, что эта история будет продолжаться несколько десятилетий, если не столетий. ФИФА поможет Coca-Cola развиваться и получать большие деньги – и наоборот».

Загружаю...

Главные таймкоды футбольных активностей Coca-Cola 

● 1950 год – Cola впервые запустила рекламу на чемпионате мира.

● 1974 год – началось официальное сотрудничество с ФИФА 

● 1977 год – Cola запустила чемпионат мира среди юношеских команд в Тунисе. А еще компания занялась развитием совместной программы с ФИФА, которая направлена на повышения уровня детских тренировок, спортивной медицины, судейства и администрирования в странах Африки.

● 1978 год – компания стала главным спонсором чемпионата мира в Аргентине. А также начала персонально работать со сборными – например, с Англией.По соглашению с Coca-Cola англичане приезжали на тренировки и матчи с сумками с логотипом газировки.

● 1992-1998 годы – Coca-Cola выделила 5 млн фунтов на спонсорство английского Кубка Лиги. Представители ФА спустя 15 лет после завершения сотрудничества называли его одним из самых знаковых в истории английского футбола.

● 2001 год – Cola впервые зашла с предложением в АПЛ и запустила трансляцию хайлайтов Премьер-лиги на канале ITV. Это была крупнейшая на тот момент рекламная сделка с участием Премьер-лиги – по разным оценкам в размере около 10 млн фунтов.

Загружаю...

● 2004 год – Cola запустила кампанию «клубные цвета», в которой меняла цвета логотипа в соответствии с расцветками форм 72 клубов (три дивизиона ниже АПЛ). 

● 2004-2009 годы – Coca-Cola была одним из спонсоров АПЛ. 

По данным Racounter, в год Coca-Cola тратит на ФИФА 31,25 млн долларов. Действующее соглашение рассчитано до 2030 года – и никто не сомневается, что стороны продолжат взаимовыгодное сотрудничество.

Впрочем, сотрудничество не проходит гладко. Например, Cola критиковала ФИФА за коррупцию внутри организации и отказ помогать расследованию по этой теме. Кроме того, в 2015-м она стала одной из четырех компаний (вместе с Anheuser-Busch InBev, Visa и McDonald’s), которые потребовали отставки Йозефа Блаттера.

Изначально Coca-Cola концентрировалась на сотрудничестве с глобальными организациями, но в XXI веке подписала контракты с множеством клубов. Главные из них – «Бавария», «ПСЖ», «Тоттенхэм» и «Ювентус». Про большие турниры компания тоже не забывает – в 2024-м она будет официальным партнером чемпионата Европы, который пройдет в Германии.

Загружаю...

А еще Coca-Cola – это невероятное соперничество с Pepsi. Компания отказывалась от обладателя «Золотого мяча» из-за этой вражды

Coca-Cola – не единственный производитель газировки, зашедший в футбол. Соперничество с Pepsi актуально и здесь: Если Cola сотрудничает с ФИФА, то Pepsi с 2015 года работает с УЕФА – реклама компании появляется во время матчей Лиги чемпионов.

Как еще Pepsi работает с футболом:

● подписывает контракты с футболистами. Например, с Винисиусом из «Реала». Или с футболисткой «Арсенала» Лией Уильямсон;

● объединяет звезд и снимает классные рекламные ролики. Все же помнят легендарную рекламу перед южноафриканским ЧМ?

● недавно Pepsi подписала контракт с EA Sports о глобальном партнерстве, главный амбассадор – Сон Хын Мин. Компания подчеркнула, что выбрала Сона из-за того, что у корейца идеальная репутация.

Разумеется, работа в одной области создает дополнительную конкуренцию между Coca-Cola и Pepsi. Самый заметный конфликт брендов был связан с Роналдиньо – в 2012 году он перешел в «Атлетико Минейро» и, будучи представителем Cola, пришел на пресс-конференцию с банками Pepsi. Coca-Cola немедленно расторгла с ним контракт, по которому бразилец получал 750 тысяч долларов в год.

Загружаю...

Однако бразильские медиа встали на защиту игрока – например, потому что «Атлетико Минейро» сотрудничал с Pepsi, и у Роналдиньо почти не было шансов никак не взаимодействовать с напитком на той пресс-конференции. Любопытно, что после скандала Pepsi не предложила бразильцу контракт.

Pepsi делает яркие футбольные ролики с сюжетом. У Cola другой подход

В рекламных роликах Pepsi в центре внимания всегда звезды футбола: они изображают гладиаторов или играют с детьми во дворе. Подход Coca-Cola отличается: компания стремится показать, что футбол – это прежде всего масштабное событие. Вот несколько примеров.

Реклама к ЧМ-2022:

Реклама ЧМ-2018 для британской аудитории:

Загружаю...

В 2019-м Cola выпустила видео, чтобы подсветить сотрудничество с АПЛ:

А это ролик к женскому ЧМ:

Загружаю...

Главное для компании – подчеркнуть важность болельщиков на стадионах и зрителей, которые смотрят игру у экранов. И показать, что футбол – глобальное развлечение, доступное каждому.

Как и газировка.

Фото: Gettyimages.ru/Juventus FC, Michael Stephens, Mike Egerton, Gunnar Berning

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Сирена
Популярные комментарии
IvoKarlovic
У пепси наверное самые крутые футбольные рекламы, но кола вкуснее))
Recreated
Мне пепси всегда больше нравилась!
dimonivanov
После 2010 ни одной рекламы Пепси или Коки не запомнилось. Не помню, делали ли что-то особенное для 2014, но Россию-2018 вообще проигнорили - сделали какие то шаблонные ролики без колорита.
Еще 22 комментария
25 комментариев Написать комментарий