Вы помните Яя Саного? Сейчас он играет в Армении
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Привет всем. Это блог спортивного комментатора Роберта Гаспаряна на Sports.ru. Первый материал посвящен бывшему форварду «Арсенала» Яя Саного, который после некоторого перерыва всплыл в Армении и выступает за действующего чемпиона «Урарту». Мы поговорили с ним о его карьере, переходе в «Арсенал», об Арсене Венгере и Армении.
Привет, Яя, спасибо, что принял приглашение. Для меня - большая честь делать с тобой интервью. Ты нападающий высокого класса, очень приятно, что в Армении играет такой игрок. Прежде чем поговорим о твоем переезде в Армению, давай вспомним о твоем детстве. Почему ты решили стать футболистом? Ты очень высокий и мог бы сделать карьеру баскетболиста, потому что баскетбол также очень популярен во Франции. Почему футбол?
– Я родился во Франции. В том же городе, где родились Тьерри Анри, Патрис Эвра, Антони Марсьяль. Вот вам и причина. Тут и выбор был не очень большой. Все играли в футбол, и я выбрал футбол. После школы мы каждый день играли с друзьями в футбол, я не представлял без мяча свою жизнь. Я вырос, играя в футбол. Поэтому я не видел себя ни в каком другом виде спорта, я хотел стать футболистом.
Когда ты был ребенком, у тебя была возможность учиться в академии, где также учился Тьерри Анри. По ходу твоих интервью ты говорил, что он был твоим футбольным кумиром. Правдивы ли эти слухи? Расскажи, пожалуйста, подробнее о тех годах твоего детства.
– Да это правда. Когда я был ребенком, во всем мире и особенно во Франции Тьерри Анри считали лучшим нападающим мира. В нашем городе, на нашей улице точно так было. Он был настоящим источником вдохновения для многих детей, в том числе и для меня. Анри играл в те времена, когда было много хороших нападающих. Он был лучшим, даже играя одновременно с Роналдо, Ван Нистелроем и Дидье Дрогба. Тьерри Анри для меня лучший игрок всех времён.
Ты упомянул Дидье Дрогба, который, как и ты, ивуарийец. Когда ты выбирал юношескую и молодежную сборные Франции, задумывался ли ты когда-нибудь о том, чтобы представлять свою родину - Кот-д'Ивуар на взрослом уровне?
– Нет, я родился во Франции. Меня приглашали во все команды, от U16 до молодежной сборной. Да, я ивуарийец, но я еще и малиец. Каждые 6 месяцев я езжу в Африку, на свою историческую родину, потому что моя культура находится в Кот-д’Ивуаре и Мали. Однако я родился я во Франции. Я выбрал эту сборную. Для меня этот выбор был довольно простым. Главный тренер юношеской сборной тех лет меня просмотрел, пригласил команду, и я выбрал Францию. Все было очень легко и просто.
Когда ты выступал в сборной Франции разных возрастов, это был самый благополучный и продуктивный период в твоей карьере, ты забивал голы. За это время ты также стал чемпионом мира до 20 лет. Что тебе запомнилось из того турнира? Ареола, Погба, Лука Дин, Жоффри Кондогбиа и другие также играли в одной команде с тобой. Что ты помнишь о том чемпионате, который прошел в Турции?
– У меня очень приятные воспоминания об этом турнире, потому что у нас была действительно серьезная и сильная команда. Но помимо того, что мы были товарищами по команде, у нас были прекрасные отношения и за пределами раздевалки, мы дружили, что очень помогает на поле. Когда у тебя в воротах такой вратарь, как Ареола, защитники, как Зума, Умтити, полузащитники, как Веррету и Погба, ты не можешь плохо играть в передней линии, понимаешь? Мы были сбалансированной командой, знали свои сильные и слабые стороны. Конечно, перед началом турнира мы не знали, что выиграем, но верили в это.
Какую интересную историю, связанную с этим турниром, ты можешь рассказать любителям футбола?
– Перед турниром мы вместе обедали, во время которого я сказал, что мы обязательно выиграем чемпионат. В день после финала, 11 или 12 июля, когда мы должны были вернуться во Францию с трофеем, я сказал: «Помните, что я сказал?» Все члены команды засмеялись и вспомнили мои слова.
Ты превзошел Настрадамуса...
– Да (смеется)
На тот момент ты были очень сильным нападающим, к тебе проявляли интерес ряд французских команд, и вдруг взялся «Арсенал». Пожалуйста, опиши свои эмоции, когда тебе позвонили из «Арсенала». Что ты чувствовал, особенно будучи футболистом, чьим кумиром был легенда «Арсенала» Тьерри Анри? Твои чувства?
– Тот период был немного сумасшедшим. Многие, возможно, не знают или не помнят, но до того, как «Арсенал» связался со мной, я не играл почти 2 года из-за травмы. Естественно, если ты не играешь 2 года, тебе вряд ли кто-то позвонит. Я в это время был в «Осере», у меня заканчивался контракт, оставалось последние 6 месяцев. Мне было очень тяжело, все перемешалось в голове. Я много работал над собой. И так получилось, что всего 2 игры чемпионата изменили мою жизнь. В середине февраля я забил 7 голов в 2 играх. После этого все начали говорить о моей игре.
Однажды мне позвонили. Я посмотрел и понял, что звонок был из Англии. Я понял, потому что у меня никогда не было английского номера в телефоне, я же был очень молод. Я ответил. Мой собеседник спросил как я, я сказал хорошо и спросил в ответ. Он сказал: «Хорошо», а затем представился и сказал, что это Арсен Венгер. Я подумал, что это чья-то шутка, и выключил телефон. Мысленно я сказал: «Нет, этого не может быть». Он снова позвонил мне и заявил, что он Арсен Венгер. Он сказал, что видел, как я играю, и хочет видеть меня в своей команде. Он сказал, что все говорят о вашей игре. Я еще раз проверил, хочет ли он встретиться со мной и обсудить вариант возможной сделки, он ответил утвердительно. Даже после этого я не поверил, думал, что это сон, и мне нужно проснуться. Через несколько недель мы встретились, поговорили, он представил свои планы. Он сказал, что он не единственный в клубе, кто заинтересован в моем подписании.
Он посоветовал мне подумать и ответить. Я обсудил этот вариант с моей семьей и друзьями. Мы все пришли к мысли, что это идеальная возможность перейти в «Арсенал». Я был очень, очень молод, мне было всего 19 лет, я не выходил на поле 2 года. И вдруг две игры, которые меняют всю мою жизнь, понимаешь? Если мне придется кому-то давать совет, я обязательно скажу: «верьте в свои способности, потому что никто не поверит, кроме вас, никто не поверит больше, чем вы». Если бы я не был тем, кто я есть, возможно, у меня не было бы этой возможности. Так я подписал контракт с «Арсеналом». Я был очень взволнован, потому что переезжал в клуб с прекрасными традициями и историей. Тот факт, что мне суждено выло сыграть с Касорлой, Озилом, Санчесом, Уолкоттом, вводил меня в экстаз. Моя жизнь изменилась. Для меня это был замечательный опыт.
Можешь рассказать что-нибудь об Арсене Венгере? Это тренер, оставивший большой след в мировом футболе, настоящая легенда. А как насчет его человеческой стороны? Какой он за пределами поля?
– Мои отношения с Венгером были особенными. Я относился к нему как к отцу. Многие игроки знали его, а я был самым молодым в раздевалке, когда подписал контракт с «Арсеналом». Венгер очень харизматичен. Он мало говорит, но когда он разговаривает, ты должен слушать с максимальным вниманием, потому что советы, которые он дает, бесценны, он опытный тренер. Он тренировал многих известных футболистов и хорошо знает, что посоветовать таким молодым людям, как я. Со мной он был свободнее и проще, как будто я его сын, ведь я француз. Наше общение было другим.
Лучший совет, который Арсен Венгер дал вам во время твоего пребывания в «Арсенале».
– «Тренируйся, всегда тренируйся. И верить в свои силы». Он говорил: «чем больше тренируешься, чем больше работаешь, тем большего успеха добьешься». Я помню четвертьфинальный матч против «Баварии» в Лиге чемпионов. Это была моя первая игра, мне было 20 или 19 лет. В течение недели он мне ничего не говорил. А за 2 часа до игры он повесил стартовый состав на доску, где я увидел свое имя напротив Месута Озила. При этом в течение недели он даже не намекнул, что я буду играть. Но он доверил мне матч с «Баварией», в составе которой были Рибери, Роббен, Данте, Алаба, Швайнштайгер, понимаешь? Это было великолепно!
Яя, «Арсенал», конечно, большой клуб, но ты играл в и другой большой европейской команде - «Аякс». Что ты можешь вспомнить о том периоде своей карьеры: что с тобой происходило, почему ты так часто получал травмы и менял команды, чемпионаты, страны? Что с тобой происходило?
– В те годы я сыграл несколько матчей за «Арсенал». Я был очень молод и хотел больше игрового времени. Кроме того, мне очень хотелось вернуться во Францию. Я сказал тренеру, что хочу вернуться, но он отклонил мою просьбу и сказал, что я должен продолжать играть и работать. Со мной связались из «Аякса». «Аякс» — замечательный клуб с великой историей. Однако это был не мой выбор, я хотел переехать в «Бордо». Там со мной тоже хотели подписать контракт, потому что с этим тренером я работал в сборной Франции до 21 года. Лилль тоже хотела купить меня. Но не все в футболе решаете только вы. Вот почему я выбрал «Аякс». К сожалению, я получил там много травм и не смог хорошо провести время. «Аякс» стал для меня отличным опытом, но в то же время я был очень разочарован потому что этот выбор был не совсем моим, и я зря потратил время. Но мне пришлось работать над собой и ждать.
Ты можешь назвать чемпионат, команду, коллектив, где ты чувствовал себя наиболее счастливым за всю карьеру, потому что упомянул, что период, проведенный в «Аяксе», был для тебя разочаровывающим. Где ты был по-настоящему счастлив?
– Однозначно, лучшим местом для меня была Тулуза, потому что там я почти не получал травм, мог играть почти каждую неделю. Там я смог проявить себя, забивать голы и получить удовольствие от своей работы. Я провел там три года, чувствовал себя прекрасно и за пределами поля. Это был самый счастливый период.
Теперь в этой части интервью мы поговорим о твоем пребывании в «Урарту». Но перед этим один вопрос: каждый футболист совершает много ошибок и принимает неверные решения в юном возрасте. Если бы у тебя была возможность вернуться, какой совет ты бы дал себе в молодости?
– Мой совет был бы единственным: когда ты в молодом возрасте появляешься в большом клубе, ты должен быть более терпеливым, более сдержанным. Если бы я тогда проявил терпение, возможно, моя карьера сложилась бы лучше. Если бы я был удовлетворен игровым временем, полученным в то время в «Арсенале», позже я бы получил больше и больше. Но мне очень хотелось играть, я торопился, а если бы я подождал, в «Арсенале» всё было бы по-другому, было бы больше больших матчей.
Теперь поговорим об Армении и «Урарту». Мы уже знаем, как ты оказался в «Арсенале». Теперь давайте разберемся, как ты оказался в «Урарту», ведь «Урарту» и «Арсенал» находятся на разных уровнях. Как это произошло, почему и как ты выбрал «Урарту»?
– Это очень интересная история. Я был в Тулузе, дома, когда мне позвонили. Код страны был мне незнаком. Я про себя даже подумал: «Блин, что за ерунда? Что за цифры?». Я пытался узнать, какой это код страны. Мне никогда не звонили с этим кодом. После ответа мне поступило предложение пообщаться по общему телефону с помощью системы ZOOM. Я беседовал с Дмитрием Гунько, Самвелом Арустамяном и Жирайром Мартиросяном. Они представили мне свои идеи, сказали, что представляют Армению, футбольный клуб «Урарту», и сказали, что хотят подписать со мной контракт. Я сказал, что ничего не знаю о местной футбольной лиге. Но я также сказал, что заинтересован в переезде в Армению, однако у меня есть предложения и от других клубов, и мне нужно определиться, мне нужно время.
После этого со мной отдельно поговорил Дмитрий Гунько и представил цели команды. Он рассказал мне, что у «Урарту» есть чемпионские амбиции, ведь команда не выигрывала тогда чемпионат уже 10 лет. Он сказал, что мой опыт поможет команде стать чемпионом, а также выиграть кубок. Я обещал подумать и ответить как можно скорее. Но позвольте мне сказать, что это решение далось мне легко. Я не долго думал, потому что когда я чувствую что-то сердцем, я это делаю. Когда Гунько позвонил мне напрямую, по телефону, минуя агентов, я понял, что он честен со мной.
Он представил программу, я одобрил. Я много путешествовал, играл во многих странах, во многих командах, решил открыть для себя и Армению, поиграть в этой лиге, потому что мне это было интересно. Не буду утверждать, что мой приезд имеет большую связь, но во Франции больше людей знают об армянском футболе и чемпионате Армении. В Европе, прежде чем перейти из одной лиги в другую, футболисты разговаривают со своими друзьями, задают вопросы, спрашивают - стоит ли переходить или нет. Здесь то же самое. Мохамед Яттара, нападающий «Арарата-Армении», связался со мной перед переездом в Армению. Он спросил меня о перспективах, я сказал, что Армения – хорошее место, лига хорошая. Он меня послушал, приехал и сейчас показывает отличный футбол, забивает голы. Я здесь уже давно и ничуть не разочарован своим решением. Уверен, что в ближайшие годы в Армении будут играть и многие другие футболисты из Франции.
Мы можем считать это эффектом Саного, как эффект Роналду в Саудовской Аравии?. Ведь когда он переехал в Саудовскую Аравию, его примеру последовали многие звезды. Может ли этот эффект сработать и в твоем случае?
– Ну нет, что другой уровень (смеется!). Но, да. Во Франции уже начали более интенсивно интересоваться чемпионатом Армении. Если бы я им раньше говорил, чтобы они приезжали в Армению играть в футбол, они бы не поняли, но сейчас все изменилось.
В конце давай составим символическую команду из 5 товарищей по командам Яя Саного:
– С вратарем или нет?
Как хочешь.
– Погба, Кондогбия, Касорла, Зума и...
Может быть, ты?
– Да. Почему нет.
А ты поддерживаешь связь с ребятами, вместе с которыми ты стал чемпионом мира среди молодежи?
– Да, конечно. Зума, Кодогбия, Поль Погба - ребята с которыми я общаюсь очень часто.