МХЛ. Новая история хоккея?
В последнее время одной из самых интересных тем в российском спортивном инфопространстве является предстоящий старт Молодежной хоккейной лиги. С того дня, когда впервые появилась информация о новом соревновании участниках, руководстве лиги, календаре, планах, я предполагал, что МХЛ не сможет пойти по тому, «старому» и практически ушедшему в прошлое нашего хоккея пути развития, а придумает что-то неожиданное, интересное и свежее для нашего спортивного рынка.
Ожидания начинают оправдываться. Первым новшеством оказалось простое и логичное желание руководства лиги отказаться от «дублирования» существующих названий клубов. Мера продиктована направленностью на создание нового уникального продукта и планами инвестировать в новую аудиторию, попытаться привлечь внимание «молодых к молодым», что для нашего хоккея и спорта в целом пока, к сожалению, «неведомое чудо». Хоккей и его новые продукты, как МХЛ, так и КХЛ (и точно в ближайшие пару лет к этому присоединится Высшая Лига), как никто нуждаются в молодой аудитории, но для того, чтобы привлечь, ее требуются иные вывески.
С самого начала 90-х реальные и потенциальные потребители российского спорта по всей стране сталкиваются с названиями спортивных команд, которые без смеха не произнесешь либо не выговоришь вообще (да не обидятся на меня авторы данных названий, а также игроки и поклонники этих клубов, многие из которых становились чемпионами страны в своих видах спорта). Из первой категории «шедевров» «Концентрат», «Содовик», «Мостовик», бесконечные «Динамо-Газовики», «Лучи-Энергии», «Спартаки-Алании», «Локомотивы-Эретиспорты». Из второй (бедные болельщики) ВБМ-СГАУ, АГУ-АДЫИФ, СКА-ЭШВСМ или чемпионат ДЮБЛ. Удивительно, что никто не додумался назвать команду ПБОЮЛ. И таких примеров еще очень много. Подобные названия больше подходили к закрытым предприятиям, изготавливающим военную технику по неведомым миру технологиям, а не к спортивным клубам, призванным становиться флагманами развития спорта в отдельно взятых регионах и прославлять российский спорт на международной арене.
Я не говорю, что МХЛ будет заполнять 10-тысячные стадионы через пару сезонов, но попытаться повернуть к себе молодежь, которой, по сути, нечем себя занять, Лига обязана
Кстати, если продолжить мысль в России вообще сложилась традиция все сначала длинно называть, а потом сокращать, но я не понимаю зачем в качестве вывески крупного магазина помещать надпись «Торгово-развлекательный центр «Заря» (например) или «Культурно-оздоровительный центр для детей и юношества «Буратино» (сокращенно КОЦДЮБ). Люди, видя на фасаде логотипы продавцов модной одежды или известных ресторанных сетей, действительно думают, что идут в больницу проверять зрение?
В чем-то обвинять авторов подобных именований и переименований нельзя ориентированное на потребителя мышление отсутствует на большей части российского спортивного пространства. Но когда-то же надо начинать менять ситуацию.
Вот почему я не согласен с протестом отдельных групп болельщиков, которые не принимают запуска новой молодежной лиги с клубами-участниками под названиями, отличающимися от основных клубов КХЛ. В угоду нескольким тысячам лояльных поклонников МХЛ не стоит начинать с позиционирования в качестве «турнира дублеров» и выходить на рынок в надежде завоевать внимание не интересующихся хоккеем и спортом в частности, вооружившись «Спартаками-2», «Автомобилистами-2» или «Металлургами-2». Я ни в коем случае не говорю, что МХЛ будет заполнять 10-тысячные стадионы через пару сезонов, но попытаться повернуть к себе молодежь, которой, по сути, нечем себя занять, Лига обязана. И для этого придется отказаться от подобных «традиций» тем более, достаточно сомнительных. А для привлечения внимания большего количества народу «двойные» названия только помеха. И самое главное а кто трогает названия существующих основных клубов так называемые «сложившиеся бренды»? И кто решил, что болельщикам это «не нравится», если они сами присылают варианты новых названий?
В Северной Америке каждая лига пропагандирует свою уникальность, а управленцы и владельцы ориентируются на географическую рассеянность команд
Когда-то в Советском Союзе спорт как зрелище был интересен всем в силу своей диковинности, отсутствия альтернативных вариантов проведения досуга и коммунистической ментальности, подразумевавшей единое отношение к жизни, привычки и образ мыслей. Спорт, подпитанный «правильной» идеологией, привлекал на стадионы огромное количество народа. Тогда и появлялись простые неказистые названия клубов-представителей всесоюзных спортивных обществ, городов или заводов.
Но это осталось в прошлом. Спорт больше не привлекает людей своей «естественной» уникальностью наличием специальной площадки, двух команд в разной униформе, соревновательностью, демонстрацией тактики и технических возможностей. В спорте должна обязательно присутствовать шоу-составляющая, он должен демонстрироваться в безопасной комфортной среде или в виде высокотехнологичной телетрансляции. А в нашей стране он проигрывает конкуренцию другим видам развлечений либо праздному времяпровождению «с пивом» во дворе или в интернете (если говорить о подростках). И поэтому идея МХЛ отменить существующие названия первый шаг к созданию интересного и привлекательного продукта. Для этого потребуются свежие идеи, яркие цвета формы и оригинальные логотипы, коммуникации в той среде, где и обитает интересующая Лигу целевая аудитория. Интернет-сообщества, продвижение в школах и вузах, граффити, яркие слоганы, модная музыка. А «двойники» это шаг назад.
В североамериканских молодежных лигах в принципе не существует привязки к клубам НХЛ, да и городов, имеющих хоть какой-нибудь профессиональный клуб, гораздо больше, чем в России, и поэтому примитивно ссылаться на их опыт я бы не стал. Но то, что там каждая лига имеет и пропагандирует свою уникальность, и управленцы и владельцы ориентируются на географическую рассеянность команд и целых лиг идея, продиктованная развитием спорта как бизнеса, который также призван развивать и совершенствовать сам вид спорта.
«Гладиатор» против «Алхимика», «Батальон» против «Скелетонов» это уже хорошее начало
МХЛ, как новому соревнованию, потребуется интересная «история», которая при наличии правильных каналов коммуникаций способна привлечь тех, кто о хоккее и его красоте пока не помышляет. «Гладиатор» против «Алхимика», «Батальон» против «Скелетонов» это уже хорошее начало. Клубы КХЛ продвигают «историю» среди своих болельщиков и уже разместили на своих официальных сайтах опросы с вариантами названий. Спортивная пресса подхватила тему и начала ее тиражировать. Теперь хорошо бы и молодежной подключиться. Тогда «история» будет реально запущена, подхвачена множеством действующих лиц и постепенно дойдет до потенциального потребителя. И если он увидит в МХЛ атрибуты того, что он считает «своим», то это будет значить, что направление выбрано правильное.
Так может создаться интерес к хоккею, который на следующих этапах потребительского поведения приведет юного поклонника на матч КХЛ. Потребуется раскручивать на молодежных ресурсах официальный интернет-сайт МХЛ и самостоятельные сайты клубов, ориентированные на молодежь, сделанные в нужном стиле с минимумом сложной текстовой информации, картинками, флэш-играми, форумами, твитерами и конкурсами. А если МХЛ будет проводить свои матчи в других городах, приглашать школьников и тем самым стимулировать еще и интерес к занятиям хоккеем у нас постепенно станет много новых овечкиных и морозовых. К тому времени кончится кризис, вздохнут региональные власти и спонсоры, возобновится строительство инфраструктуры. Вот тогда мы и сможем реально угрожать Канаде с ее катками на душу населения и претензией на мировое хоккейное господство. Да и хоккей реализует свой огромный потенциал и станет в нашей стране реальным спортом номер 1.
А вам не прикольно в это верить?
Тогда скажите мне как вы относитесь к самостоятельным названиям клубов МХЛ?