Их нравы

На чем должен зарабатывать футбол – а на чем, пожалуй, не стоит.

Постоянные читатели этого блога знают, что ее автору английская премьер-лига давно представляется передовой в плане устройства футбольного бизнеса. Однако же и стремлению зарабатывать на производимом лигой зрелище (в целом – совершенно оправданному) есть некий разумный предел. Мне кажется, премьер-лига его перешла, когда принялась требовать от СМИ (включая фанатские «самиздатовские» журналы и сайты) деньги за публикацию календаря, существенно ограничивать их возможности по публикации фото и даже запрещать такие мелочи, как использование интернет-пользователями эмблем клубов в качестве аватаров.

Публикация полного календаря премьер-лиги стоит более 8 тысяч фунтов, а публикация календаря одного конкретного клуба – 435 фунтов

Из тысяч английских футбольных сайтов позволить себе публикацию календаря английской или шотландской премьер-лиги могут лишь единицы. Вот уже более 5 лет Football DataCo, представляющая интересы этих лиг, требует за публикацию подобных данных серьезные деньги. Публикация полного календаря АПЛ стоит более 8 тысяч фунтов, а публикация календаря одного конкретного клуба – 435 фунтов, что по карману лишь ведущим национальным газетам и их сайтам. Нарушением считается публикация календаря даже одного-единственного тура – этого достаточно, чтобы получить приглашение в суд. Диктовать свои условия крупным издателям и авторам любительских фанатских страничек (у Football DataCo хватает энергии для того, чтобы добраться и до них) АПЛ может благодаря существующему в Англии прецедентному праву: в 1959-м аналогичное судебное разбирательство завершилось вердиктом в пользу составителей календаря.

Загружаю...

Аналогичные процессы за пределами Англии (в Швеции, Норвегии и Греции) завершились не в пользу Football DataCo. В Евросуде эта компания тоже проиграла, что вроде бы дает основания многочисленным российским сайтам об АПЛ чувствовать себя в этом плане спокойно. Но только в этом. Football DataCo непременно доберется до них со своим запретом на любую несанкционированную публикацию клубных эмблем – даже если они публикуются не редакцией сайтов, а их пользователями в качестве аватаров. Большинство английских сайтов и многие западноевропейские такие требования уже получили. Лицензия на такое использование клубного лого тоже стоит денег, и неважно, что оно является совершенно некоммерческим. Формальные права у клубов и АПЛ для таких действий есть. Хотя сложно себе представить столь же самозабвенное преследование такого распространения своих логотипов со стороны других брендов, будь то «Кока-Кола» или «БМВ». Те, напротив, будут рады дополнительному бесплатному промо и тому, что аудитория стремится ассоциировать себя с ними. «Скоро за исполнение песни в честь клуба на трибуне будут сшибать десятку, а за выкрик в поддержку игрока – от фунта до пяти, в зависимости от его стоимости», – грустно шутят на фанатском сайте theoffside (там все клубные лого по настоянию Football DataCo уже заменили на футбольные мячики).

Загружаю...

«Скоро за исполнение песни в честь клуба на трибуне будут сшибать десятку, а за выкрик в поддержку игрока – от фунта до пяти, в зависимости от его стоимости»

Медленно, но верно Football DataCo прогибает издателей и по другим направлениям. Настоять на отчислении 7% дохода, генерируемого популярными в Англии играми типа Fantasy Football, там не сумели – обосновать это требование с точки зрения закона также не удалось. Не удалось и ограничить СМИ в количестве обновлений информации о текущих матчах турнира (а такая попытка предпринималась, чтобы поддержать на высоком уровне стоимость прав на SMS-трансляции и другие виды информирования болельщиков с помощью мобильных устройств; трехлетние права такого рода АПЛ продала Vodafone). Но зато английская премьер-лига в той или иной степени навязала СМИ свои правила публикации фото с матчей входящих в нее команд. За это право теперь тоже полагается платить, кроме того, сайты вынуждены принять некие лимиты по количеству публикуемых фотографий (вероятно, чтобы фотогалереи не конкурировали с видео, права на которое продаются отдельно) – может, в чем-то и разумные. Но изначально Football DataCo настаивала также на двухчасовом эмбарго: по ее мнению, фото должны были публиковаться не ранее чем через два часа после начала матча. Урегулирование всех этих требований в свое время, в 2004-м, привело к открытому противостоянию премьер-лиги с Национальной ассоциацией издателей Великобритании. Sun, Mirror и Guardian тогда даже на какое-то время отказались от любых упоминаний спонсоров турнира и даже затирали их лого на фото с матчей – чтобы те осознали, что присутствие на страницах газет в таком качестве тоже чего-то стоит (по мнению Национальной ассоциации издателей, это стоит 45 млн фунтов в год) и, в свою очередь, надавили на премьер-лигу. В АПЛ тогда пошли на попятную, смягчили условия и умерили аппетиты. Но почему-то есть ощущение, что ненадолго.

Загружаю...

Колонка из журнала PROспорт.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Игра миллионов
Популярные комментарии
Alex64
Нет, видите, «The first is with the permission of the club and is called becoming a «Nominated Fanzine» the cost of this is ё1.00 + VAT».За календарь все равно хапают, хоть и чутка...
Ответ на комментарий Дмитрий Навоша
Нет, у официальных сайтов права на публикацию лого никто, конечно, не отберет – я не слышал о таких прецедентах :)
vitalis
да хр ен с ним, полюбе нашли бы чего смотреть, ай блин, скачки нх ))) собачьи бега еще, мало ли у них там всякой дребедени?
Ответ на комментарий Рубцовск 14
Имею возможность смотреть гольф на платных каналах и даже пару-тройку раз смотрел . Трибун не видел , видел какие-то группки людей , такое впечатление , что родственники или друзья игроков :) Ты бы ещё боулинг в зрелища добавил в компанию к дартсу . Что там ещё ? Покер , поглощение пива на скорость и затем кто выше на стенку по ссыт :))))
Chinaski Henry
2Дмитрий Навоша Дмитрий, а Вы уверены, вообще, в том что дела обстоят именно так. Я вот прочитал статьи, на которые Вы дали ссылки из Сан, Гардианс и др. У меня сложилось впечатление, что просто раздули реально из мухи слона... Да, да именно так. А началось все с какого-то не совсем понятного сайта болельщиков Уотфорда. Я вот, например, не уверен, что кто-то там случайно зашел, увидел, победил - везде аватары заменили на мячики. Мне это напоминает банковский скандал в июне 2004, когда вся пресса упорно писала в течение 2-х недель о банкротстве Альфа-Банка, чем спровоцировала небольшую волну на рынке денег. Тут мне кажется что-то подобное. Более того, если развить эту тему, то могу написать письмо в ДатаКо с просьбой объяснить на каком основании я должен им платить за использование таблицы, которая является косвенным продуктом АПЛ. В крайнем случае я буду писать ее снизу-вверх. В любом случае эта проблема касается только Англии и никого больше: как такового «международного авторского права» нет в природе. Соответственно доказать свои права они могут только у себя. Ну так и пусть разбираются. Да и подумайте о здоровье Виталия Леонтьевича. Вдруг прочитает и испугается, что придет иск за использование буквосочетание «Премьер-Лига».
Еще 144 комментария
147 комментариев Написать комментарий