Вы просили объяснить, почему вратарские перчатки нельзя шить в России. Рассказывает основатель бренда, в котором играет Акинфеев

Считаем деньги.

Привет! Это Евгений Спиряков, и вы читаете второй пост в моем блоге на Sports.ru.

В мае вышел первый текст, в котором я рассказывал о cвоем бренде Spire и перчатках, в которых играет Игорь Акинфеев. Спасибо всем, кто писал комменты и ставил плюсы. Спасибо и тем, кто задавал вопросы. На самые популярные я отвечу в этом посте.

Ниже вас ждет:

• Я отвечаю даже на негативные комментарии – почему это важно?

• Шить перчатки в Пакистане, а не в России – суровая реальность.

• Перчатки adidas поставляют в Россию из украинского Ужгорода – там крупный завод.

Загружаю...

• Латекс – главное в перчатках. Почему его невозможно делать в России?

• Я ежедневно работаю с пакистанцами, но лететь в страну пока страшновато.

Психотерапия от Спирякова: отвечает хейтерам и призывает не стесняться рассказывать об успехах

После выхода первого поста я сразу пролистал до комментов.

Я всегда с удовольствием читаю комментарии, хотя в спортивных медиа они бывают жесткими. Я испытал это на себе, когда вышел за «Знамя» Ногинск в Кубке России и получил порцию токсичности из всех спортивных СМИ. Это было ужасно. Но даже тогда нашлись люди, поддержавшие меня. А в этот раз поддержки было еще больше.

Естественно, были комменты а-ля «тоже мне бизнес – купил, продал». Надеюсь, у этих людей огромные компании с миллиардными оборотами и они (в отличие от меня) действительно разбираются в сложном бизнесе.

Некоторые писали ответные комментарии хейтерам и защищали меня. Спасибо вам! Здорово, что люди понимают, что производство продукта – это не так-то просто. 

Для меня важно отвечать на комментарии, даже на негативные. У меня очень обострено чувство справедливости, и когда я вижу, что кто-то получает несправедливый негатив, я вступаю в дискуссию. Наверное, по жизни это мешает мне.

Сильнее всего меня зацепили претензии про то, что я шьюсь в Пакистане, а не в России – развернутому ответу я посвятил весь второй пост. Но перед началом кратко отвечу на еще один популярный упрек: блог Спирякова – просто реклама бренда Spire. 

Глобально я не вижу ничего плохого в рекламе. Когда я был моложе, мне было неловко рассказывать про мой магазин. Я зажимался и боялся обидеть тех, у кого в жизни так не получается. Мне кажется, это идет из постсоветских ценностей, навязанных в детстве: «не выделяйся, не высовывайся, будь тише». Наверное, когда-то и правда было лучше не высовываться. Но не сейчас.

Загружаю...

Слава богу, я это переборол. И с гордостью рассказываю о своем деле. Открытость помогает: люди видят меня, я привлекаю новые связи, клиентов. Призываю всех, кто делает классный продукт и болеет своим делом, максимально его рекламировать. Это так классно!

К тому же мой блог – это не реклама, а сторителлинг об истории бренда. Я делюсь классными сюжетами вокруг Spire – про Акинфеева, работу с пакистанскими партнерами. Недавно я читал книгу про историю LEGO. Получается, это целая книжка рекламы? Такие же есть про Apple, Toyota, Walmart. 

Просто я занимаюсь тем, что очень люблю. И я мечтаю, чтобы мое дело развивалось. Поэтому использую любую возможность показать свою продукцию людям.

А теперь перейду к самому популярному вопросу из комментариев – почему вратарские перчатки невозможно шить в России.

Латекс – главное в перчатках. Влияет на сцепление, качественный делают только в Германии (но китайцы пытаются повторить)

Переносимся в 2019 год. У меня уже шесть лет есть свой магазин вратарской экипировки. Но я решаюсь выйти на новый уровень и создать собственный бренд вратарских перчаток. И на меня обрушилась лавина самых неожиданных проблем.

Например, с патентом бренда. Оказалось, что Spire (это мой бренд), Inspire (еще один бренд) и Aspire (спортивная академия в Катаре) созвучны до степени смешения. Да, в патентном праве есть такой термин. Хотя у нас уникальный товарный знак, собственный логотип. Мы даже начали разрабатывать новый бренд, потратили кучу времени, но в итоге оставили Spire. История с патентом затянулась на полтора года. 

Загружаю...

Дальше возник вопрос – где шить перчатки? 

В мире три самых популярных производства вратарских перчаток – Пакистан, Украина и Мексика. В украинском Ужгороде шьются adidas, Sells (это британский бренд) и Puma. Кстати, именно из Украины adidas завозят в Россию. На бирках написано made in Ukraine. Перебоев поставок из-за СВО не возникло, но сейчас Puma уезжает из Украины и запускает производство в Индонезии. У меня нет ответа, почему именно Украина стала востребованным местом для пошива перчаток. Скорее всего, повлияла близость к Европе и невысокая стоимость труда. 

Вариант с Россией отпал сразу, ведь у нас нет своего латекса

Латекс – самое важное сырье для вратарских перчаток. Из него делается внутренняя поверхность перчатки, которая чаще всего соприкасается с мячом. Перчатки делают так: на рулоне латекса с помощью металлических пресс-форм выштамповывается нужный силуэт, затем вырезается и сшивается.

Самый качественный латекс в мире производится в Германии. Немецкий латекс мягкий и обеспечивает классное сцепление, мяч легко прилипает к перчаткам – голкиперам очень нравится. 

Единственная альтернатива немецкому латексу – китайский. Их производство появилось относительно недавно, и качество латекса сильно уступает немецкому. Единственный плюс – он дешевле. Это так странно! Китайцы могут сделать копию человека в полный рост, но немецкий латекс повторить не получается.

Загружаю...

Nike шьется в Китае, но с немецким латексом. Для таких крупных игроков не сложно организовать доставку латекса в любую точку мира. Расскажу один из моих любимых примеров.

Летом 1968-го в Мексике гремела летняя Олимпиада. adidas (вместе с Puma) был одним из главных технических спонсоров: одевал команды, поставлял обувь большинству легкоатлетов и баскетболистам. Специально для турнира adidas модернизировал безумно популярные кроссовки Gazelle – покрасил верх в желтый и добавил приставку Mexicana. Баскетболистам поставляли кроссовки Supergrip – эта модель стала основой легендарных Superstar.

adidas предстояло привезти в Мексику кучу своей продукции. Чтобы не платить огромные таможенные пошлины, немцы построили заводик в Мексике. Крупная компания может себе позволить.

Спиряков почти договорился о поставках немецкого латекса в Россию, но помешала СВО. Затем обзвонил все российские химические заводы – каждый отказался работать

В комментах спрашивали: «Почему нельзя воспроизвести формулу латекса в России?» В теории это возможно, но я не нашел заинтересованных партнеров. В 2022-м я вел переговоры с немецкой компанией: они были готовы везти латекс в Россию, мы искали каналы поставки. Но после начала СВО связи оборвались. Нет-нет, немцы не отказались работать с компанией из России. Просто цены на логистику так выросли, что я сам понял – теперь везти латекс из Германии к нам нецелесообразно.

В тот же момент я написал всем российским химическим заводам, которые занимаются изделиями из вспененных материалов. Каждому предложил наладить производство латекса в России. Отказались все. Мотивация почти у всех была одинаковая: для такого производства нужны огромные инвестиции, а наш бизнес очень узконаправленный и не окупится. Отчасти они правы: рулонный латекс, который нужен для перчаток, не применяется почти нигде – разве что на матрасах. 

Загружаю...

Латекс – единственное серьезное препятствие. Текстиль (второй важный компонент перчаток) в России есть. На самом деле, мы большая промышленная страна, проигрываем странам третьего мира только из-за дешевизны их рабочей силы. Да и производство не самое замысловатое. Это не ракеты в космос запускать, не бизнес Илона Маска.

Увы, без домашнего латекса запускать производство не имеет смысла – это ничем не отличается от пошива перчаток в других странах. В обоих случаях мы полностью зависим от поставок латекса.

Я считаю, что у производства латекса в России есть конкурентные преимущества. Так мы сможем наладить полный цикл производства перчаток в России, а значит – не зависеть от поставок латекса из других стран, ускорить процесс. Плюс появится возможность торговать латексом на экспорт. Даже в текущих реалиях мы можем рассчитывать на рынок Азии, Латинской Америки, Дубая, ОАЭ. 

Посмотрите на «Додо Пиццу»: они открывают новые пиццерии и кофейни «Дринкит» по всему миру. Сейчас в Сеуле запускаются. Российский продукт может быть востребован. 

Но запускать полный цикл производства перчаток – это уйма сложностей и рисков. Возникнут проблемы: например, оплата труда у нас выше, чем в странах третьего мира (об этом я расскажу ниже на примере Пакистана). Поэтому никто из коллег не видит смысл налаживать полный цикл производства – проще обратиться к тем же пакистанцам.

Загружаю...

Так что все российские компании отшиваются заграницей: Demix в Китае, Jogel – в Пакистане. Латекс у всех немецкий, кроме Demix – у них китайский.

С пакистанцами сложно из-за разницы менталитетов. Они обожают слово «завтра», но это значит когда угодно

Итак, я быстро понял, что мне придется искать фабрику в другой стране. Выбор пал на Пакистан – крупный центр производства перчаток, цены приемлемые, качество отличное. Первых партнеров я искал в интернете, а потом списывался или созванивался. 

Расскажу, как происходит общение. Еще до создания Spire я познакомился с представителем одной из пакистанских фабрик. Когда мы дошли до производства собственных перчаток, я вспомнил о нем: прислал дизайн, он сделал образцы. Мы их протестировали, попросили подкорректировать. Он выслал новые, мы снова их подкорректировали и сделали финальный заказ.

Весь процесс занял 5-6 месяцев. Как будто, проблем нет. Но это только как будто.

С пакистанцами очень сложно вести диалог. Да, наш партнер говорит на английском, но мы часто друг друга не понимаем. Ты ему объясняешь, расписываешь, он тебе присылает фотографию дизайна, а там все не так. И постоянно этот ломаный диалог.

Недавно я у себя в телеграм-канале рассказывал о случае, который меня взбесил. Я оставил заказ на тестовый образец, расписал все-все-все. И он умудрился накосячить. 

Я ему говорю: «Образцы нужны восьмого размера».

Он отвечает: «Окей, мистер Юджин».

Загружаю...

Мистер Юджин получает посылку, а там девятый размер. 

Спрашиваю: «Почему?» 

Отвечает: «О, прости, мой продакт-менеджер сделал ошибку». 

Ты смотришь и думаешь: «Ну, блин! Ну, чувак! Ну, почему?»

Я сначала думал, может быть, это наша фабрика такая идиотская. Но нет. Другая прислала образцы без пришитого размерника. «Это какой размер?» – «Восьмой». Но это не может быть восьмой размер, потому что мне они велики. Дал померить человеку, у которого почти десятый – сели идеально. Но пакистанцы никогда не признают ошибку. Такой менталитет.

С итальянцами и испанцами тоже невозможно работать, потому что сиеста. С Азией тяжело, потому что китайский Новый Год длится 20 дней. В Индонезии очень сильно развиты религиозные обычаи. В священный месяц Рамадан и в различного рода праздники банки могут не работать. А недавно из-за этого все мои фабрики пропали на полторы недели. Тяжеловато

Еще в Пакистане очень дешевая рабочая сила. Рабочим на фабрике платят около 150 долларов в месяц. Помню, как попросил прислать мне фото чего-то, а представитель фабрики ответил, что сегодня он не на производстве. Уточняю: «У тебя на фабрике никто не может сфоткать?» Он прислал мне фотку, которую сделал его рабочий. И я понял – да, не может, потому что у этого человека телефон с камерой 1.3 мегапикселя, которая была актуальна, когда мне было 14.

И самая-самая бесячая особенность пакистанцев – слово tomorrow для них не значит ничего. Tomorrow – это как у испанцев mañana. Дословно переводится как «завтра», но по факту это когда угодно. Может послезавтра, а может и через недельку. Сейчас я общаюсь с пятью фабриками, и у всех tomorrow.

Загружаю...

Под прошлым текстом критиковали: «Купил в Пакистане, продал в России». Спиряков объясняет, почему это не так

Под прошлым текстом мне написали «Купил в Пакистане, продал в России. Тоже мне бизнес». Конечно, все не так просто. Я не покупаю готовый продукт. Мы все придумываем сами, в Москве: разрабатываем дизайн, тестируем застежки и так далее. Я лично тестирую каждую модель перчаток, прежде чем заказать большую партию. 

Даже огромные и известные бренды, такие как Zara, H&M, размещают свои заказы на контрактных производствах по всему миру. На шмотках испанской Zara почти всегда написано made in Bangladesh. Это просто удобно. Есть фабрика, которая делает что-то хорошо: ты приходишь с идеей, и она исполняет. И лишь превращаясь в крупную компанию, ты можешь позволить себе собственное производство. 

Я простой парень, пока у меня нет денег на собственный завод. Я не кредитуюсь, без инвесторов. Хотя это не совсем верно. В бизнесе можно и нужно использовать заемный капитал, но я опасаюсь кредитов. Это навязанная мысль – мои родственники воспринимают кредиты как что-то страшное. И когда все детство тебе говорят, что кредит – это ужас, ты волей-неволей держишь это в уме. 

А на самом деле это офигенный инструмент, просто нужно уметь пользоваться. Я хочу найти время и пойти на курсы повышения финансовой грамотности.

Сейчас я работаю за счет собственных средств. Что я заработал на рекламных интеграциях с ютуб-канала, то инвестирую в свой магазин. Так что большое спасибо моим зрителям! Но на собственное производство нужны совсем другие деньги.  

Спиряков рассказывает о проблемах. Работе мешают выборы в Пакистане, странные таможенники (могут утилизировать партию) и санкции   

Когда твой исполнитель находится за 3,5 тысячи километров, то избежать проблем просто невозможно. И я регулярно с ними сталкиваюсь. 

Еще при поиске фабрики можно нарваться на посредников. Это что-то вроде наших риэлторов – они сводят тебя с фабрикой, но накручивают цену. Все, что сверху, забирают себе. Чтобы получить фабричную цену, нужно работать напрямую. Так банально дешевле. Если, конечно, не попадешь в еще одну ловушку – таможенные корректировки. 

Загружаю...

Ребята на таможне могут решить, что цена вашей с фабрикой сделки занижена. Тогда они пересчитают цену по своему усмотрению, сделают более высокой. И будь добр – заплати. И они никак это не объясняют – они просто берут и делают. Ты либо платишь, либо они утилизируют твой груз. Увы, и я сталкивался с таким – пришлось заплатить.

В наше время работать сложно – каждый день может случиться какая-нибудь фигня. С недавних пор иностранные переводы можно делать только от 50 тысяч евро. Если заказ на 48, добивай еще на две. А если ты по чуть-чуть заказываешь на трех фабриках, то вообще непонятно как быть.

На эту весну я планировал полет в Пакистан, хотел увидеть производство своими глазами. Но незадолго до поездки там прошли выборы, начались массовые протесты. Даже работа над нашей партией остановилась. Я писал на фабрику, и через несколько дней мне ответили: на работу никто не вышел – все на протестах.

Загружаю...

Я смотрел даты своей поездки в пакистанский город Сиалкот: там почти 600 тысяч жителей, но всего два отеля. Охренеть! Если я в свой родной Дзержинск приеду, там больше отелей будет. Хотя население в три раза меньше и туристов нет.

Беспорядки затихли, поэтому я уже планирую поездку в Пакистан, откуда обязательно сниму видео. Сейчас общаюсь с посольством, чтобы они помогли мне в сопровождении

Так что скоро будет новый контент!

Звезда «Амкала» запустил блог на Sports.ru. Первый пост – о его бренде перчаток, в которых играет Акинфеев

Подписывайтесь на телеграм-канал Евгения Спирякова

Фото: личный архив Евгения Спирякова; PPI/Keystone Press Agency/Global Look Press; commons.wikimedia.org/YaminJanjua

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Евгений Спиряков
Популярные комментарии
Алексей Степанюк
Все хотят, чтобы в России было производство, но никто не хочет работать за пакистанскую зарплату для рентабельности этого производства
Дмитрий Фурсов
Отличная статья. Спортс, вот контент, который будет интересен многим. Ради такого мы приходим на этот ресурс. Евгений, вам спасибо и огромной удачи! Все получится!
Dizzod
"Купил в Пакистане - продал в России" это и есть самый настоящий бизнес. Всю историю человечества купцы этим занимались. Не нравится, сам езжай в Пакистан за одной парой.
Еще 113 комментариев
116 комментариев Написать комментарий