Каждый шаг в истории супершлемов «Ф-1»: от тканевых шапочек со смолой до тканей из костюмов космонавтов

Шлемы пилотов «Формулы-1» – вершина инженерной мысли. Для их производства используют технологии и материалы из аэрокосмической индустрии, они прочнее болидов, не горят и выдерживают выстрел.

Но первые шлемы вообще выглядели тканевыми шапочками!

Как же они превратились в высокотехнологичную карбоновую защиту массой всего около 1200 граммов с радио и системой подачи воды? Погружаемся в историю!

Первым всерьез задумался о безопасности гонщиков доктор Эрик Гарднер. Он работал медиком на первой в мире гоночной трассе «Бруклендс» (заложена в 1906-м в британском Саррее, открыта в 1907-м). За время работы Гарднер превратился в эксперта по гоночным травмам. Насмотревшись на бесчисленные инциденты, доктор решил: гораздо разумнее – предотвращать появление увечий. И в 1914-м году миру был представлен первый гоночный шлем – из армированного полотна и с укреплениями из шеллака (природная смола).

Но обязательной частью защитной экипировки шлемы стали только в 1952-м.

Загружаю...

Английская Everoak стала первой компанией, запустившей массвое производство специально смоделированных гоночных шлемов. За основу взяли защиту игроков в поло, немного увеличили в размерах и добавили пробковую подкладку для поглощения ударов.

В 1954 запущено производство в компании, теперь ставшей самой крупной и, пожалуй, самой известной – Bell. Причем первый шлем сделали прямо в гараже рядом с калифорнийской мастерской для изготовления деталей машин!

На сегодняшний день бренду принадлежит около 70% всего рынка, а 13 из 20 пилотов «Ф-1» используют их продукцию.

А сперва в Bell вдохновлялись шлемами военных летчиков.

Следующим этапом эволюции стало создание в 1957-м году фонда имени Уильяма «Пита» Снелла – американского гонщика, погибшего в результате многочисленных травм головы. Защита тех времен не смогла сберечь жизнь спортсмена.

Именно поэтому «Мемориальный фонд Снелла» занялся созданием стандартов безопасности защитной экипировки, тестированием и исследованием шлемов, а так же обучением в этой области.

Первый шлем, получивший омологацию от фонда Снелла, стал продукт той самой Bell.

Модель с индексом 500 TX вышла в 1957-м (и получила одобрение от фонда только через два года) и стала первым, где для погашения энергии ударов использовали вспененный полистирол. Его применяют по сей день.

Теперь внутренности шлема спасали головы гонщиков не только он проникающих ударов.

Загружаю...

Но оставался важный вопрос: лица от грязи, копоти и травм до сих пор укрывали лишь очки и балаклавы. Только в 1966-м Bell представил первый шлем закрытого типа с визором – причем сперва его разработали для мотогонок.

В гонки на четырех колесах он попал двумя годами позднее. Первым перешел на новый тип шлемов американский гонщик Дэн Герни.

Дэн вообще новатор: традицию разбрызгивать шампанское на подиуме «Ф-1» тоже принес он, а затем превратился в конструктора и придумал маленькую торцевую пластина на заднем крыле болидов, помогающая генерировать прижимную силу. Ее и сейчас называют «закрылок Герни».

В 1975-м Bell представила сразу две инновации – первый шлем с откидным визором и первый в истории с огнеупорными свойствами.

Внутренности шлемов стали оборачивать огнестойкой тканью «Номекс», изобретенной НАСА во время разработок одежды для космонавтов. Материал не горит и плохо проводит тепло, а значит, жару от возгорания будет нелегко проникнуть внутрь шлема.

Но даже самая продвинутая по тем временам экипировка не спасла Ники Лауду от страшных ожогов, полученных в злополучной аварии на «Нюрбургринге». Австрийцу не повезло: шлем от французской компании AGV просто слетел с головы, оставив только наполовину сползшую с головы балаклаву из «номекса». Но даже она смогла спасти от терминального обгорания: если вы смотрели «Гонку», то наверняка помните жуткие кадры с очищением легких Лауды.

Загружаю...

Именно последствия вдыхания продуктов горения высокооктанового бензина оказались более губительными для здоровья, чем ожоги кожи. Раскаленные топливные пары и выхлопы не просто повредили легкие своей высокой температурой: токсины проникли в альвеолы и кровь, отравив гонщика.

После серии похожих инцидентов ФИА выкатила требование – оснастить шлемы специальными трубками, подающими воздух, чтобы заработать дополнительное время для спасения пилота.

В 1979-м инженеры Bell (да-да, снова они) сконструировали первый облегченный шлем с «ракушкой» (название крепкой оболочки) из композитных материалов. Изменение материала требовало время: в конце 70-х  и начале 80-х в «Формуле-1» расцвел граунд-эффект. Возросшая прижимная сила увеличила перегрузки в поворотах, и еще больше затрудняли жизнь и пилотаж гонщикам шлемы, которые в то время весили около двух килограмм. Ради спасения шей и пришлось изобретать более легкую защиту.

Следующий рывок готовился 10 лет – в 1989-м свет увидела модель AFX-1: первый шлем с системой вентиляции. Материал вновь сменился  на кевлар – по сути, просто очень прочный пластик, разработанный (уже не для НАСА, а для бронежилетов) компанией DuPont (они же – авторы «номекса», а еще они подарили нам нейлон).

Так гоночные шлемы приобрели знакомые нам очертания.

Следующие крупные изменения настигли мир шлемов в 2001-м. ФИА представила новый технический регламент, призванный обеспечить безопасность пилотов. Вес шлемов потребовали снизить еще сильнее, чтобы вновь уменьшить нагрузки на шеи пилотов – планку установили для всех производителей в 1,25 кг. В игру вступил карбон (да, на 2 десятилетия позже, чем в конструкцию болидов!).

Загружаю...

А в 2003-м шлем дополнила система поддержки головы и шеи «ХАНС».

Но вес – не единственная проблема, которую предстояло решить. В 2009-м на Гран-при Венгрии осколок с болида Рубенса Барикелло прилетел прямо в визор Фелипе Массы.

Итог – разбитый глаз, операция, титановая пластина в голове и новый раунд в борьбе за здоровье гонщиков.

Верх визора дополнительно усилили полосой из зайлона – материала-конкурента кевлара и претендент на звание самого прочного синтетического волокна в мире .Его тоже используют для производства бронежилетов.

Но мера оказалась временной. Позднее ФИА совместно с производителями Bell, Schubert, Arai и Stilo создали новый шлем с усиленной лобовой частью уменьшенной прорезью, отчасти вернувшись к разработкам 80-х годов.

Пока мир сейчас именно на этой ступени: огнеупорность (противостояние открытому пламени температурой 790 градусов по Цельсию!), поглощение ударов, легкий вес, пуленепробиваемость (конструкция должна выдерживать попадание 225-граммового предмета на скорости в 250 км/ч, падение 10-килограммового предмета с высоты 5,1 м, а стекло визора – отражать выстрел дробью массой 1,2 грамма из пневматического ружья), вентиляционные отверстия, радио и система подачи воды.

Какой же шаг будет следующим?

Как делают шлемы «Ф-1»: материал из космической промышленности крепче корпуса болида, «внутренности» крепят вручную

Гении-творцы, определившие облик современной «Формулы-1»: авторы антикрыльев, пит-стопов, компьютерных симуляций и турбо

Из чего состоят болиды «Ф-1»? Из углеволокна – на вид как ткань, его пекут в огромных печах и загружают в 3D-принтер

Фото: bellracing.eu; youtube.com/Driver61

Популярные комментарии
felipe89
Текст просто огонь, спасибо Вам, за вашу работу
Gleb Budarin
Очень интересно. Только внимательнее вычитывайте текст перед публикацией.
FaithDevotion
«Вышла в 19597-м». Всего ничего подождать осталось)
Еще 2 комментария
5 комментариев Написать комментарий