Серия А: чем порадовал и удивил сезон 2022/23?
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Хедлайнерами минувшего сезона Серии А, на мой скромный взгляд, стали отнюдь не «партенопейцы», чьё шествие за титулом в ускоренном темпе порой нивелировалось невысокой яркостью футбола. Пускай приз зрительских симпатий и отправится вслед за скудетто в копилку трофеев «Наполи», качественный рывок с позиций визуальной привлекательности чемпионат совершил именно благодаря новой тренерской школе. Та, в свою очередь, дробится на три лагеря: ревнителей традиций золотых времён кальчо, представителей новых веяний и коучей, чей футбольный интеллект и тактическая лабильность (в хорошем, разумеется, смысле) позволяет им лавировать между двумя течениями.
Параллельное содействие укреплению авторитета всей лиги оказывала поступательная экспансия представителей Серии А в еврокубках. Успехи целой плеяды молодых (и не очень) тренеров оценивались не в вакууме, как это было раньше, а на фоне выступлений в ЛК, ЛЕ и ЛЧ. Рекордно высокое представительство клубов с Апеннин в полуфиналах евротурниров (5 из 12) и не менее рекордное в финалах (3 из 6) всерьёз заставило, будем надеяться, скептиков пересмотреть своё отношение к «лиге фермеров». Немаловажный в своей визуальной притягательности аспект – широкий спектр тактических рисунков у команд-участников еврокубков. Если раньше усреднённая итальянская команда колесила по Европе, демонстрируя архетипический футбол c большим количеством игровых рудиментов, то теперь у каждой есть свой узнаваемый, пусть и не всегда яркий (привет, «Рома») стиль.
Завершить этот потрясающий сезон хотелось бы магией цифр, сопутствующей ей статистикой, а также футбольными проектами, которые, на вкус автора, могли приковать внимание как опытного тактического гика, так и простого любителя кальчо.
Цифры.
В сезоне 2018/19 «Аталанта», играющая без оглядки на свои ворота, начала разжигать голевой огонь в Серии А. В том розыгрыше лига сделала качественный рывок в сторону результативности, впервые за долгое время пробив показатель в 2,5 гола за игру в среднем (2,68). В чемпионате, напомню, как раз только-только подвизался Роналду, Иммобиле дал старт своим голевым свершениям, а Белотти являлся праймовой версией самого себя. В следующем розыгрыше главные зачинщики голевого спектакля в лице «бергамасков» прославились на всю Европу, явив свету безапелляционно-атакующий стиль имени Гасперини, а заодно и сформировав визуальную привлекательность Серии А для зрителя извне.
Розыгрыш 2019/20 оказался самым конкурентным. За скудетто бодались сразу четыре коллектива, а итоговая разница между первым и четвёртым местами составила лишь 5 баллов! Голевая феерия, особенно обострившаяся в пандемию, вывела итальянское первенство на качественно новый уровень: 1154 гола за чемпионат (сезоном ранее лишь 1019), фантастические 98 мячей на счету «Аталанты» (первый показатель в Европе) и 36 голов у Иммобиле (первый индивидуальный показатель в Европе). Средний же показатель забитых мячей за игру оказался равен 3,04!!! Невероятный скачок за один год, сделавший некогда скучнейшую европейскую топ лигу одной из самых смотрибельных. Примечательно, что подросла и конкурентность прежних аутсайдеров. Теперь уже не в 53%, а в 62% матчей отличались обе команды.
Пиковых чисел результативности(3,06) итальянский футбол добился сезоном позднее, но вместе с голевым апофеозом в лиге сонаправленно проистекали и другие процессы: «Ювентус» переставал быть гегемоном, а против «Аталанты» и её персонально ориентированного прессинга научились играть как топы, так и некоторые коллективы средней руки.
К чему, собственно, я сделал столь продолжительное лирическое отступление? Напомнить, что пресловутое ныне «Calcio is back» уходит корнями в ту эпоху. Уже на тот момент зачатки конкурентной лиги со множеством игровых идей сходят, казалось бы, с бумаги на футбольные поля. Время показало, что тенденции к оздоровлению чемпионата не оказались фикцией: Серия А встала на нужные рельсы, однако в последующие три года пережила ряд концептуальных пертурбаций. Так, например, результативность стала вновь падать, но с той разницей, что качество футбола отнюдь не просело, а напротив, – возросло, плавно приближаясь к золотым стандартам 90-х. Последнее, разумеется, спорно, но итальянскому первенству уже хочется выдать авансом звание правопреемника той великой эпохи. Прямо сейчас лига как будто бы делает реверанс в сторону своего прошлого. Изумительно маленькая цифра в 2,57 гола за матч, 23% преимущества в домашних поединках и обилие игровых моделей, мимикрирующих под классические каноны катеначчо.
Ренессанс оборонительного футбола отчетливо прослеживается в показателях xGa: Серия А является лидером топ лиг по количеству команд, превзошедших ожидания по пропущенным мячам – 11. В число особых везунчиков вошли «Лацио» (+12,65), «Эмполи» (+14,94), а также «Салернитана» (+10,61). На ней, к слову, мы еще остановимся подробнее.
O любимом (и не очень) PPDA. Ниже представлена инфографика, наглядно демонстрирующая необходимость контекстного погружения в метрику интенсивности прессинга: «Интер», если отбросить и OPPDA, и рисунок игры команды, мнимо кажется коллективом, выходящим из-под высокого давления хуже условного «Милана». На деле же парни Индзаги дадут фору своим соседям, ведь их тройка ЦЗ в лиге уступает лишь неаполитанской, но главное – другое. Высочайший OPPDA свидетельствует о безнаказанности «нерадзурри» после перехвата мяча. Благодаря подвижным латералям, которые в билд-апе активно участвуют в разгрузке центра обороны, «Интер» умело выходит со своей трети во вторую. Более того, те, кто следит за «змеями» весь сезон, однозначно обращали внимание на характер передач в начальной фазе: игроки используют лишь короткий пас в вертикальных продвижениях, и только бровочники задействуются для среднего паса.
Что касается плачевной реализации «нерадзурри», особенно характерной для зимнего периода, график показывает андеррейт команды: били чаще всех клубов в лиге, а забивали одно время чуть ли не меньше всех в большой четвёрке. Кроме того, «Интер» стал меньше закупориваться, что отразилось и на допущенных ударах по своим воротам – в большой семёрке чаще дозволяли беспокоить своих киперов лишь «орлы» и «бергамаски».
Оба графика позаимствовал здесь, спасибо автору.
Спасение года.
Геройства Монтипо, дошедшие до кульминации в стыковой игре со «Специей», по праву заслуживают характеристики «и один в поле воин», а также номинации на чудесное спасение от вылета. «Верона», однако, как минимум на бумаге с самого первого тура являлась далеко не первым претендентом на понижение в классе. Кроме того, «мастифы» при Марко Заффарони не совершили какого-то глобального рывка в качестве, а тем более не баловали нас сумасшедшим очковым камбеком.
По-настоящему же восставшей из пепла, словно Феникс, а может даже и ярче, следует назвать «Салернитану». Не столь принципиально, кто же в итоге стал флагманом ренессанса «коньков»: Соуза, очень точечно имплементировавший свои игровые установки, но глобально, что примечательно, не ставший реформатором; Очоа, решивший перенести опыт геройства на ленточке с ЧМ на локальное первенство, или же монструозный Булайе Диа, чей КПД лично я нахваливал уже не раз. Героев из Салерно оказалось много, перечислены же были лишь фронтмены потрясающего камбека. Куда важнее то, насколько команда преобразилась с позиций психологии и умения выгрызать искомый результат, что особенно поразительно, учитывая реноме Соузы не как тренера-мотиватора.
Забавно, но португальский специалист набрал ровно столько же очков, сколько и его предшественник: Давиде Никола в 22 турах наскрёб 21 балл, расставшись с тренерским креслом в феврале этого года. Как вы понимаете, аналогичного достижения Соуза достиг уже за 16 матчей, причём Паулу даже умудрился достичь положительного баланса игр по итогам сезона: 4 победы, 3 поражения и 9 ничьих. 52-летний наставник фактически передвинул лишь одну деталь в общекомандном пазле, доверив Диа роль безальтернативной чистой «девятки». Справедливости ради, по части результативности сенегалец заметно прибавил: те же 8 мячей на отрезке при Соузе, что и при Николе, однако всего за 12 поединков (при Давиде Диа забил 8 за 21 игру).
3-4-2-1, в рамках которых пересматривалась роль вингеров и позиция экс-краснодарца Тонни Вильены, – отдельная история. Номинально, как я и говорил раньше, Паулу видоизменил формацию, сместив акцент в сторону атаки и сузив рисунок в финальной трети. Фактически же Соуза поигрался со схемой лишь в первых играх, быстро осознав, что принципиальная проблема «коньков» кроется в самоотдаче, а не схеме. То, что было дальше – уже комедийная драма, связанная с потрясающим оверперформом по всем фронтам (смотрим таблицу сверху), невероятной удачей, возросшей посещаемостью на буйном «Ареки» и уверенном сохранении прописки в элите. Красивая, в общем, история.
Прорыв года.
Пожалуй, «Фиорентина». Кандидатов со знаком «плюс» предостаточно, но именно «фиалки» оставили неизгладимое впечатление, виной чему послужило как долгожительство во всех турнирах, где парни Итальяно принимали участие, так и смелые идеи самого Винченцо. О футболе последнего говорили много, поэтому лишний раз распространяться о том, что и так на слуху, не стану. Ниже отмечу лишь те аспекты, которые побудили лично меня сопереживать флорентийцам в этом сезоне.
1) Смелый и энергозатратный стиль при короткой скамейке.
Дрессировка центра поля – одна из самых бросающихся в глаза заслуг Итальяно. Одинаково полезные и при высоком отборе, и при позиционных атаках футболисты второй трети стали при Итальяно краеугольными камнями футбольной философии «Фиорентины». Амрабат, Мандрагора, Кастровилли и другие были вынуждены примерить на себя новые функции на поле, сделавшими их одними из наиболее универсальных ЦПЗ во всей лиге. При этом нельзя сказать, что расширение пула обязанностей игроков коррелировало с падением качества их базовых умений. Напротив – каждый преуспел в несколько видоизменённом амплуа. Амрабат так и вовсе расцвёл столь сильно, что на катарском ЧМ казался ничуть не хуже многих именитых опорников, и уж точно лучше остальных по части трудолюбия. Все эти новшества сосуществуют с имеющимися кадровыми проблемами в каждой из линий: полноценно заменить Влаховича не получилось, выкупать контракт системоопределяющего Торрейры не стали, а не слишком мобильный центр защиты подчас тормозит темп игры. Словом, подводные камни есть, но Итальяно старается их купировать и у него, надо сказать, получается.
2) Нехарактерная для итальянцев заточенность на доминирование.
Взять в свои руки ход игры, а затем делать ставку на то, чтоб до её конца не отпускать инициативу – не очень-то итальянское футбольное кредо, согласитесь. «Фиорентина» по итогам сезона вошла в десятку (!!!) самых доминирующих команд Старого Света с процентом времени, проведённом в финальной трети, в 34 (это вообще третий результат после «Сити» и «Арсенала»).
3) «Фиалки» мощно поддавливают оппонента.
Теряя мяч, флорентийцы тут же стремятся отобрать его, чтобы не дать противнику продвинуться с ним ни на метр. Если вернуть снаряд в первые 6 секунд не вышло, парни Итальяно просто включаются в персональный прессинг с расчётом на то, что визави вынуждены будут сделать пас не вперёд или в бок, а исключительно назад.
Следить за такой «Фиорентиной» оказалось сплошным удовольствием. До конца сезона не покидало чувство сюрреализма происходящего, ведь при своеобразной кадровой политике клуб умудрялся со своим ростером играть в нескольких турнирах, доходя до самого конца. Браво, Итальяно и Ко!
Удивление года.
Тоже со знаком плюс. И это «Монца». На роль приятной неожиданности могли также претендовать симпатичная «Болонья» Мотты или внезапно трансформировавшийся «Лацио» Сарри, но «Монца» недавно почившего Берлускони – дебютант, как-никак, поэтому спрогнозировать яркий взлёт коллектива из одноимённого города было сложнее, а оттого приятнее лицезреть их итоговое положение.
История красно-белой братии отнюдь не тождественна сказке про Золушку. «Бьянкоросси» обладали колоссальным (как для дебютанта) бюджетом, грамотными функционерами на ролях скаутов, гендира и спортдира, а также могли похвастаться самой массовой контрольной закупкой перед стартом сезона: целых 23 ногомячиста пополнили ростер команды летом. Более того, имена купленных и арендованных говорили сами за себя. Новичков нельзя было назвать звёздами Серии А, но футболистами средней руки, которые всегда на слуху, вполне: Петанья, Пессина, Ровелла, Раноккия, а также Стефано Сенси. Другое дело, что столь радикальная перестройка подразумевала разрыв игровых связей, тактическую перестройку и бардак на старте чемпионата. Так оно, разумеется, и получилось. Крепкая на бумаге, но по-младенчески беспомощная «Монца» провела стартовый отрезок чемпионата даже хуже мертвейшего «Кремонезе», после чего был уволен Джованни Стропе, которого, безусловно, жаль, ведь бедняга стал лишь заложником ситуации.
38-летний Палладино, которому вверили бразды правления футболистами, казался не более чем временщиком, чьё пребывание в клубе продлится недолго. У него, впрочем, имелся явный плюс: Рафаэле – человек системный, знакомый с внутренней кухней «Монцы» не понаслышке, так как занимался молодёжью последние два года. Палладино на одной из первых пресс-конференций заявил, что ему импонирует философия Гасперини, поэтому играть по его лекалам для него принципиально важно. Изменения пошли сразу по всем фронтам: Петанья, несмотря на грузность, стал разыгрывающим форвардом (вот ведь амплуа!), значение приобрели вингеры, так как Рафа перешёл к формации 3-4-2-1, в то время как его предшественник котировал схему 3-5-2. Фуллбэки стали чаще подниматься во вторую треть при позиционных атаках, позволяя партнёрам играть выше. Главное же новшество – попытка нивелировать вражеский прессинг путём растягивания линии соперника. Нечто похожее практикует «Интер» Индзаги, где, на секундочку, играют самые эффективные латерали всей лиги.
Палладино стал всё чаще использовать трюк с освобождением зон в центре и атаке. Наставник «бьянкоросси» стремился избегать прямой борьбы за мяч, овладев техникой бесконтактного боя. Как это работало? В билд-апе футболисты используют короткий пас, постепенно выбираясь из-под прессинга в шахматном порядке: сделал пас – перебежал вперёд на пару метров, снова принял, отдал, а затем вновь поменял позицию на более высокую. Таким образом соперник вынужден стягивать к перепасовывающимся всё больше сил, освобождая как коридоры, так и полноценные зоны на своей трети. Этим и пользуются подопечные Палладино, забрасывая мяч в группу атаки. Скрин ниже – яркая иллюстрация.
На фоне всех тех игровых рудиментов, что имели место в «Монце» до его прихода, смотрелось очень свежо и перспективно, но главное – приносило плоды. При Палладино дебютанты Серии А набрали 51 балл (до него лишь 1), забрались по итогам сезона на 11 строчку, оверперформнули по всем трёмя показателям (xG, xGA, xPTS) и оставили неизгладимое впечатление. Знать бы только, всё это с заделом на будущее или же клуб-проект окажется клубом-донором.
Разочарование года.
«Ваши ожидания – ваши проблемы». Легендарная фраза нашего современника, вошедшая в анналы истории, вполне описывает неоднозначный сезон «Удинезе». «Фриульцы» не были избалованы вниманием до начала сезона, и, полагаю, мечтали бы его избежать по завершении. Сыграй команда Соттиля в равномерно-посредственном стиле все 38 матчей, привычное место во второй половине таблицы не вызвало бы никакого резонанса. Но старт оказался столь огненным, что не внести команду заранее в список «прорывов года» для многих казалось моветоном. Тем больнее было следить за нисходящей стадией синусоиды «Удинезе».
Скальпировав «Интер», «Рому», «Аталанту» и «Лацио», «фриульцы», казалось, продолжат своё восхождение, но от стартового напора не осталось и следа. В арсенале у Соттиля имелись футболисты-амбидекстры, чья двуногость позволяла ситуативно менять их местами в атаке. Проблема, однако, в том, что до неё перестало доходить. Если помните, наставник клуба осенью частенько практиковал вертикальный футбол, в котором терялись фланги, а полноценные латерали отсутствовали как класс. Обмолвившись в начале чемпионата о силе команды, 42-летний коуч явно переборщил с оценкой класса подопечных. Как мотиватор он безусловно преуспел, что подтверждал и лидер команды Деулофеу: «Он очень агрессивный тренер, мотиватор. Теперь мы львы. Мы знаем, что должны перебегать соперника». С тактической точки зрения Андреа казался вполне адаптивным современным наставником с идеями, способными замещать друг друга в случае необходимости. Практика показала, что впечатление было ошибочным.
Это, конечно, не камень в огород Соттиля. Просто тренер не хотел отступать от того футбола, который приносил плоды поначалу, а также влюблял в себя стороннего зрителя. В этом смысле Андреа схож с Итальяно, пускай его упрямство носит чуть более патологический характер. В лиге нашлось полно команд, способных противопоставить футболу «Удинезе» вязкую финальную треть и зональную опеку. В конце концов непредсказуемость «фриульцев» трансформировалась в прогнозируемость, а следом упало и качество футбола. Продолжая выискивать огрехи Соттиля путём наложения его стиля на стиль Итальяно, важно отметить ещё одну черту, выгодно отличающую Винченцо от коуча «зебр». Это, конечно, эффективность отбора в высоком прессинге. Если «Удинезе» и старался играть столь же вертикально, динамично и интенсивно, то в случае потери в финальной трети тут же опускался пониже, а это совершенно не соответствует флорентийским стандартам.
Послесловие.
Своей толики внимания заслуживают и другие неординарные (да и вполне заурядные) проекты. Можно было бы порассуждать о ищущей себя «Болонье», гротескном «Лечче», «Сассуоло» (ФК «Берарди»), ведомым лишь сильным тренером и вечно перспективным игроком, или же, например, о ставшей полностью несмотрибельной «Роме», «сарриболе» под новым соусом и т.д. и т.п. В этом, собственно, и прелесть нынешней Серии А, ведь теперь это калейдоскоп авторских команд, тактических гиков и ярких пассионариев на тренерском мостике. Хотя бы абзаца заслуживают все, но формат заставляет вписывать в рамки лонгрида лишь наиболее запомнившиеся лично мне проекты.
Так уместно ли провозглашать реинкарнацию лучшей версии Серии А? Нет, пожалуй. Та эпоха по-своему самобытна, а потому безвозвратно утеряна – под неё можно лишь пытаться мимикрировать. Но нужно ли? Каноны поменялись, тон задают осовремененные игровые модели, их много и они дополняют друг друга, причудливо переплетаясь в философию нового итальянского футбола. Именно поэтому calcio is back.
Дорогие читатели, также напоминаю, что на «Спортсе» появились донаты. Если вы захотите поддержать наш блог и канал, то вы можете сделать это в комментарии.