Купания в «Источнике»
Казалось бы, после того, как француз признал вину и даже посредством текстового сообщения извинился перед Фернандо Алонсо, ворошить воскресный инцидент смысла нет. Однако по ходу недели довелось наблюдать в интернете целую серию покадровых разборов, где Ромена не просто обеляют, но делают жертвой. В лучшем случае — обстоятельств, списывая коллизию на сошедшиеся в одночасье перед роковым виражом нехватку места, спутавший карты пилотам фальстарт Пастора Мальдонадо и высокую скорость болидов. В худшем – пилота «Лотуса» признают агнцем, отправленным на заклание безжалостным Льюисом Хэмилтоном. Мол, британец и руль умышленно в сторону визави выворачивал, и тормозить не желал, и машину направил ровно так, что Грожан отлетел от нее по эффекту домино против воли. Обилие конспирологических теорий заставило вновь вернуться к контакту в Спа и представить собственную версию произошедшего.
Итак, на самом старте Гран-при происходит сразу серия заслуживающих внимания событий. Во-первых, фальстарт дает Мальдонадо, путая стратегию защиты пилотов на второй и третьей линиях решетки. Во-вторых, дым от тормозов Камуи Кобаяси вынуждает преследователей изначально держаться правее обычного — на случай технических неполадок и внезапной остановки японца. Наконец, медленный старт Хэмилтона, оставляющий перед горемыкой Грожаном необычно много свободного места для прямой.
Собственно, туда-то француз вполне логично и двинул, воспользовавшись замешательством соседей и пространственным «люфтом» после старта Фернандо Алонсо «под сигнал». Кроме того, движение в правую сторону оправдано и в свете маневра Серхио Переса, по растерянности оставшегося на траектории «ни себе, ни людям». От Грожана всего-то и требовалось, что выдержать паузу еще в пару секунд при разгоне — и на чуть более позднем торможении закрыть перед Хэмилтоном калитку аккурат перед атакой правого виража.
Француз обязан был видеть маневр конкурента в зеркалах: на полтора метра вокруг у него просто не было иных объектов для фокуса внимания
Но именно здесь, в относительно простой (судя по диспозиции и запасу времени Ромена) ситуации пилот «Лотуса» допускает связку фатальных помарок. Прежде всего, это движение рулем в правую сторону, когда «Макларен» принимается забирать влево. Француз обязан был видеть маневр конкурента в зеркалах: на полтора метра вокруг у него просто не было иных объектов для фокуса внимания — спасибо конкурентам, четко обозначившим линии движения. Ну, а помимо того, Грожан ошибочно выбрал момент для отсечения противника. Минимальное преимущество в скорости на старте требовалось закреплять, а не обозначать работу с позиции силы там, где эта сила неочевидна. Обратите внимание на план с вертолета: двигающийся впереди Алонсо, боровшийся с «Зауберами», четко показывает, какие маневры следовало предпринимать, чтобы выйти победителем из заездов наперегонки. Но, увы, разница между испанцем и французом очевидна даже математически: у Нандо два чемпионских титула и лидерство в индивидуальном зачете, у Ромена — прямое участие в семи инцидентах, так или иначе потрясавших первую дюжину Гран-при сезона…
Мог ли в этой ситуации что-либо изменить Хэмилтон? Крайне сомнительно. Движение вправо отметаем по факту: в сторону стены при разгоне бросал бы машину разве что самоубийца. Тем более позиция британца, пусть чуть менее выигрышная по сравнению с «Лотусом», провальной не казалось совершенно. При параллельном движении он максимум проигрывал бы Грожану на торможении в первом повороте. Да и то, отработай француз поздний брэйкинг без ошибок. Движение влево? Да, отчасти оно выглядело преждевременным. Но опять же — не глупым, как твиты после квалификации. На таран Льюис не шел, колесо в колесо борьбу не навязывал. Более того, перспектива потенциальной опасности вовсе упредила его от всяких телодвижений — машина шла ровно так, как двигалась в начальной стадии смещения Грожана. А потому инициатива по принятию ключевых решений здесь лежала только на Ромене…
Впрочем, не авариями едиными был жив бельгийский Гран-при — хватало и безупречных обгонов. Как тот, например, что совершил Кими Райкконен, оставив при подходе к «О Руж» с носом самого Михаэля Шумахера. На этом отрезке дистанции атака требует от пилота максимальной концентрации и определенной смелости, поскольку довести до ума начатое даже при малейших внутренних сомнениях не удастся. Однако финн отработал эпизод на отлично, вызвав ассоциации с прошлогодним противостоянием здесь же Марка Уэббера и Фернандо Алонсо. Пикантности ситуации добавляла предыстория дуэли.
Не авариями едиными был жив бельгийский Гран-при — хватало и безупречных обгонов
Помаячив впереди Красного Барона на выходе из «автобусной остановки» (отличный обходной маневр по внешнему радиусу), он вернул позицию на прямой «Кеммель» — бороться с DRS надежд не было. Тем не менее руки не опустил, а продолжил висеть на заднем антикрыле «Мерседеса». И на излете прямой перед начальной фазой подъема обогнул Шумахера с эстетской легкостью. К чести немца, тот не стал строить сопернику иллюзорные преграды, как Алонсо в 2011-м. Тогда — вы наверняка помните — испанец от отчаяния попробовал взять Уэббо на испуг и сделал движение рулем влево во время кульминации маневра. Австралиец испытание нервов на прочность выдержал. Михаэль же посчитал риск вовсе неуместным: призрак авантюр Грожана все еще витал над автодромом.
Достойна аплодисментов и воскресная настойчивость Нико Хюлькенберга. Скажем, весь 15-й круг он настойчиво прессовал Нико Росберга — и в какой-то момент почти заставил того «выйти» на «автобусной остановке». Отброшенный перекрещиванием траекторий, другой бы пилот, может, и взял паузу для перегруппировки сил. Но окрыленный слухами о возможном трансфере в «Феррари» пилот «Форс-Индии» продолжил капать соотечественнику на мозги. И в конце концов их запудрил! По внешнему радиусу в «Источнике» Хюлькенберг «проплыл мимо визави, который, похоже, прозевал не только непосредственно атаку, но и начальную часть маневра. Что любопытно, на 35-м круге жертвой экстравагантности Нико стал еще один представитель «Мерседеса» — причем все на том же, роковом для «трехлучевых», участке трассы! Начав с не совсем удачного разгона по прямой (два колеса «силовика» скользнули по траве), он в дальнейшем поравнялся с семикратным чемпионом мира, а затем на торможении описал вокруг него изысканную дугу по внешнему радиусу. Даже потенциальная борьба колесо в колесо Хюлькенберга не смутила: он четко выдержал задуманную линию, получив преимущество при дальнейшем разгоне.
На экваторе гонки в бескомпромиссной борьбе с Феттелем ветеран едва не устроил грандиозную аварию
Впрочем, самая утонченная картина «постоянство памяти» по итогам этапа наверняка принадлежала бы кисти Себастьяна Феттеля. Только обгонами на «автобусной остановке» он обратил в бегство скептиков, утверждавших — чемпион мира разучился обгонять. Чуть погодя после рестарта, на 8-м круге, немец как от стоячего ушел от Фелипе Массы, оправдав политику «Феррари» по поиску замены капитально сдавшему бразильцу. Двумя кругами спустя в связке «правый-левый» Себ уделал напарника, хотя перед ним то и дело маячил задок «Уильямса», сознательно сокращавший пространства для атаки. На 14-м же круге Феттель наконец-то взломал оборону Бруно Сенны, с которой возился почти полдесятка минут. Модель атаки везде была одинакова: широкий вход в правую часть виража, контроль машины на апексе, плавный доворот руля влево при смещении центра тяжести и резкий выход из виража. Подчеркнем, что проделывал вышеозначенные процедуры немец в единой связке, не дробя действия на части, что осложняло оборонявшимся задачу по противодействию.
Символом же дуализма на бельгийском Гран-при признаем Михаэля Шумахера. Он, как двуликий Янус, представлял собой то аверс величия, то реверс безнадеги, так и не оставив после финиша целостного впечатления. Допустим, на шестом круге он берет у публики аванс для восхищения, умывая в «Источнике» Пола ди Ресту, а затем развивает успех, за счет DRS одолевая Райкконена. Но уже на экваторе гонки при бескомпромиссной борьбе с Феттелем ветеран едва не устраивает грандиозную аварию. Словно забыв, что его маршрут пролегает в боксы, Михаэль взялся защищать позицию возле «автобусной остановки». Причем весьма экзальтированным способом: двигаясь по внешней траектории, немец ринулся наперерез соотечественнику в момент начальной атаки связки «правый-левый». Феттелю чуть не снесло переднее антикрыло от подобной лихости, но к счастью полномочного чемпиона, его реакция уберегла болиды от столкновения. А заодно спасла репутацию Шумахера от черного пятна на мундир трехсотого выступления в Больших Призах.