Спаллетти возродил ложных девяток и отказался от столбов с фантазистами. Он главный изобретатель футбольной Италии

Гид по лучшим творениям великого авангардиста.

Не представляю, кто заслужил скудетто больше Спаллетти.

Лучано воспринимают по-разному. Одни называют его гением, вторые пророком, третьи – неудачником. Кое-кто относит сразу ко всем. Спаллетти рекордсмен по попаданиям в зону ЛЧ без выигрыша титула. Многие воспринимали это как антирекорд.

Всегда считал, что Спал не заслужил репутацию лузера. Он ведь и не тренировал фаворитов. Его карьеру в принципе ошибочно сводить к трофеям, выигранным или нет. В его случае путь удивительнее побед.

Загружаю...

Спаллетти один из древнейших тренеров топ-лиг – только он, Анчелотти и Ходжсон работают с прошлого века. Но Лучано никогда не выпадал из эпохи. Он был авангардом в 90-х и остался им в 2020-х.

Секрет? Неистощимая изобретательность и постоянное обучение.

Спаллетти выпустил бюджетный тизер сегодняшнего «Наполи» еще в 90-х – с маленьким «Эмполи»

В середине 90-х на площади небольшого тосканского села Совильяны появился баннер: «Земан + Сакки = Спаллетти». Комментируя его для Repubblica, Лучано сказал: «Мне за него стыдно. Я бы снял его ночью, но не могу, соседи обидятся».

Через год такой же баннер прописался на фанатской трибуне «Эмполи». Спал стал кумиром маленького городка. Он принял клуб в апреле 1994-го, спас от вылета в Серию С2 и летом ушел, потому что видел себя крестьянином-анархистом, а не тренером. Но футбол победил. Через год Лучано вернулся.

«Эмполи» за два сезона проскочил минорные лиги и поднялся в Серию А. Спаллетти подал в отставку: «Я не подхожу для такого уровня. Даже не знаю чужих игроков». Президент Фабрицио Корси парировал: «Не беда, купим тебе Panini».

Через несколько месяцев «Эмполи» назвали открытием осени. Тосканцы практиковали продвинутый зонный прессинг с быстрыми перепасовками в два-три касания и нежеланием откатываться в защиту. Италия была в восторге. Лучано не устраивал революций, но предложил стране совершенно особенный способ добиваться побед.

Отличительной чертой был одновременный отказ от креативных вспомогательных форвардов и чистых девяток. Спаллетти фактически отрекся от доминирующей атакующей тактики «маленький – большой» и разместил впереди пару равнозначных легких нападающих, запросто менявшихся позициями в гибкой схеме

Загружаю...

Это сработало. Тосканцы забили больше «Милана». Единственное, чего они не умели и в этом смысле напоминали сегодняшний «Наполи» – уменьшать яркость ради побед. Но болельщики их простили. Неспособность к невзрачной игре сделала команду гвоздем сезона – даже в городке вроде Эмполи, где единственным настоящим спортом считается отдых. Каждый девятый житель купил абонемент. Посещаемость выросла в 20 раз. Клубный пресс-атташе Джанни Ассирелли шутил: «Мы держим на себе туристический сектор».

За два года Спаллетти превратил аутсайдера Серии С в провинциальный хит лучшей лиги планеты. Когда журналисты спросили его о морали настолько мощного старта, Лучано ответил: «Не деньги гарантируют результат. Впереди много уровней, и я хочу открыть их все».

Спаллетти использовал 3-4-2-1 раньше Гасперини, а пасующего вратаря – прежде Пепа. Так он вывел «Удинезе» в ЛЧ

Прошло четыре года. Спаллетти принял несколько неудачных решений и последовательно вылетел из четырех клубов – по большей части из-за нетерпеливости боссов. Один из владельцев все же одумался. Летом 2002-го «Удинезе» позвал Лучано обратно.

Спаллетти взял команду с 14-го места, в дебютном сезоне поднялся в шестерку, а через два года вышел в ЛЧ – впервые в клубной истории. «Удинезе» играл иначе, чем его «Эмполи». Но общие принципы остались прежними: гибкое взаимодвижение, активный прессинг, быстрый перепас в два-три касания.

Загружаю...

Особенными фриулийцев делали две фишки.

1. Схема 3-4-2-1 (в последнем сезоне превратившаяся в 3-3-4 в фазе владения) – необычная во времена, когда Гасперини тренировал молодежку «Ювентуса»;

2. Строительство позиционных атак с вратаря Де Санктиса. Спаллетти добавил дополнительного игрока во владение, чтобы легче разбивать чужой прессинг, и первым использовал пасующего кипера на таком уровне. Несколько лет спустя Пеп ввел этот прием в моду – а Лучано предвосхитил ее.

Без мяча «Удинезе» адаптировался к сопернику и регулировал высоту прессинга в зависимости от ситуации. С мячом опирался на опорника, разыгрывал лишнего на своей половине и быстро продвигался по этажам, стремясь растянуть соперника и вывести атакующую пятерку на реорганизованную защиту.

Спаллетти пришел к провокации прессинга раньше Сарри. Еще он спец по перепрофилированию игроков – перезапустил карьеру Писарро, Брозовича и Пьянича

Ключевым стилистическим элементом «Удинезе» была провокация прессинга.

«Едва я прибыл в Удине, Поццо отвел меня в раздевалку и познакомил с Писарро. Тот сидел на массажном столе. Подойдя, я спросил: «Что за игрок?», – вспоминал Спаллетти. Чилиец несколько раз съездил в аренду и клонился к возвращению за океан. Европейский футбол ему не подходил. Классических десяток здесь уже не держали. Особенно таких как Давид – медленных, ленивых и полноватых.

Спаллетти нашел решение: Давид стал реджистой. Но еще прежде, чем он сыграл несколько официальных матчей, тренера казнили в региональной прессе. Писарро совсем не напоминал Гвардиолу. Он не уходил от опеки до приема мяч и не кружил головы длинными передачами. Наоборот, неспешно раздумывал над каждым движением и потому попадал в прицел прессингующих.

Загружаю...

Спал разглядел в недостатке достоинство. Писарро обладал мистической способностью наращивать ловкость и технику в зависимости от окружения, и вся игра «Удинезе» строилась на необычном таланте. Реджиста притягивал мяч и соперников, разбрасывал их и вскрывал освободившиеся зоны. «В первом же матче Давид сделал 2000 касаний. Казалось, что он вся команда», – описывал Лучано.

Создание идеальных реджист стало коронкой Спала. Он превратил Пьянича из результативной восьмерки в выдающегося плеймейкера, реанимировал Лоботку и пересоздал Брозовича. Каждый из них становился лучшим опорником лиги.

Но феноменальная тактическая интуиция распространилась и на другие роли. Второй фишкой Спаллетти было своеобразное видение десятки. Лучано не любил свободные роли и предпочитал гончих с восемью легкими, даже если ростер принуждал его к 4-2-3-1. В 2000-х тренер перезапустил карьеру Симоне Перротты, превратив его в заслонку под нападением: бывший полузащитник отрабатывал за Тотти и выносил соперников неутомимой беготней. В 2010-х он повторил этот трюк с Наингголаном.

Третьим повторяемым приемом стало созидание необычных крайков. В «Удинезе» Спаллетти передвинул на фланги восьмерку Йоргенсена (постоянно открывался внутри, ломая оборонительные шаблоны) и силовую девятку Яквинту (атаковал дальнюю штангу, сминая маленьких фулбеков). В «Роме» он переставил Мансини с правого фланга защиты на левый край нападения – и получил электрического вингера типажа Хвичи.

Загружаю...

Спаллетти возродил ложную девятку – правда, ненамеренно

В середине прошлого века ложная девятка была полноправным элементом тактического ландшафта. Ее использовали лучшие команды планеты: «Реал» ставил Ди Стефано, Венгрия – Хидегкути, «Мильонариос» и «Ривер Плейт» – Педернеру. Но эволюция свернула в сторону. Развитие футбола потребовало более свободного художника. Десятки победили.

К середине 2000-х их время прошло. Тотти был одной из последних. Он адаптировался к революции 90-х, играл даже вингера, но с возрастом слабел и терял мобильность. Осовремененная интерпретация роли постепенно превращалась в классическую внесистемную. Спаллетти такой расклад не устраивал.

Что с этим делать, он, впрочем, так и не придумал. Помог случай. К ноябрю 2006-го «Рома» одновременно потеряла всех нападающих. Лучано покрутил состав и нашел всего один выход – поднять Тотти на пять метров выше. Художник стал завершителем.

«Приблизить Тотти к вратарской – все равно что поместить лису ближе к курятнику, – прокомментировал Спал. – Я сделал это ради командного баланса. В новой роли Ческо получил свободу и творил что хотел, не требуя прикрытия. А сама роль девятки не особенно отличается от игры под нападающим. И там и там впереди есть соперник – либо защитник, либо опорник».   

Остальное сделали качества Тотти. Спаллетти не задумывал игру с ложной девяткой – лишь определил стареющему художнику функционал, который не помешает команде. Но Ческо не задерживался на острие. Он опускался в глубину, выпрашивая пасы, выманивал защитников и раскрывал штрафную. А чистого форварда играл по наитию.

Загружаю...

Сезон получился для Спаллетти лучшим в Италии. Он так и не выиграл скудетто (остановился вторым за потяжелевшим «Интером»), но взял Кубок и Суперкубок. Тотти поднял «Золотую бутсу». В новой роли он сделал 24+8 в 27 матчах Серии А.

***

Спаллетти стабильно проседал по весне, ссорился с креативными волшебниками и пролетал мимо кубков из-за плохого матч-менеджмента. Но его команды всегда привлекали. Лучано не нуждался в трофеях, чтобы выделиться на общем фоне – неиссякаемая фантазия сделала его особенным.

***

Телеграм-канал Андрея Клещенка

Успех «Наполи» – сказка в квадрате. Именно за такие истории мы любим футбол

«Мы не ценили настоящее счастье при Лучано». Монолог Кержакова о работе со Спаллетти

Фото: East News/IMAGO/ULMER, AP Photo/Fernando Bustamante, PIETRO MOSCA / Controluce / Controluce via AFP; Gettyimages.ru/Grazia Neri, Claudio Villa /Allsport

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Сухой лист
Популярные комментарии
Goldstream
Прямо помню рассказы про то, как он водил защитников Зенита за ручку по полю на тренировках. Помню очень умную игру на перехватах в среднем блоке и молниеносное развитие атак. Тренер, приезжающий в Россию не после провала в хорошем клубе, не на закате карьеры, а вот так, в самом соку, на восходящей траектории развития - это редкость. Есть только еще один такой в истории РПЛ - Эмери. Но его талантом воспользовались бездарно и, к слову, личные амбиции восхваляемого многими Карпина в этом сыграли, полагаю, очень большую роль.
Batt Monner
А что Лоботка, Руй, Ди Лоренцо, Мерет, Ррахмани, Элмас провели лучший сезон в карьере это так, мелочь? Кто бы мог подумать, что эти ребята, большая часть которых уже не молода, станут чемпионами Италии. Так что, знаешь, может и Хвича с Кимом у Спалетти играют лучше, чем при подавляющем большинстве тренеров, тем более Серии А. Вон в Турине есть один специалист, у которого Влахович и Кьеза превратились непонятно во что
Ответ на комментарий шампион
Наполи не сказать что прям тактическую сенсацию совершил. Просто в каждой линии был игрок, вышедший на топ-уровень: Хвича играл как КриРо времен Реала, Осимхен первый со времён Икарди форвард, который забивал из любой ситуации, плевав на противодействие, Ким был лидером защиты. Наполи выиграл за счет индивидуальностей, и достижение Спалетти в том, что он увидел в них этот потенциал, и сумел весь сезон пройти с таким ограниченным набором игроков без проблем. Тот же Анчелотти в Реале при похожих обстоятельствах пробуксовывает - Винисиус, Бензема не вытянули ла лигу.
Дима Берин
Спалетти топ!
Еще 21 комментарий
24 комментария Написать комментарий