Беларусь. Лилия Артюхович: «Ухожу из сборной: пора дать дорогу новому поколению. Клуб? Пока не знаю»
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Рекордсмен женской сборной Беларуси по количеству сыгранных матчей и заброшенных мячей всё-таки прощается с национальной командой. Об этом и многом другом Лилия Артюхович рассказала в эксклюзивном интервью БЦ.
— Для начала — поздравляю с победой на международном турнире в Минске. Какие впечатления? Как игралось против молодёжных команд?
Товарищеский турнир. Беларусь показала российской молодёжи Кулак. Но отчаиваться не стоит
— Любые матчи полезны, особенно в нынешних условиях, а побеждать всегда приятно. Что касается соперников, то думала, что игра с девичьей сборной России будет интереснее. Когда она приезжала к нам в прошлый раз, то выглядела посильнее.
— В начале марта вы не выступили на московском Кубке дружбы, и тогда уже пошли разговоры, что заканчиваете выступления за сборную. Но потом главный тренер национальной команды Александр Сытько опроверг эту информацию…
Беларусь. Александр Сытько: "Артюхович — одна из лидеров сборной. Но решили её поберечь!"
— Вообще я сейчас в декрете. Сыну Андрею два года и четыре месяца, в садик он пока не ходит, а муж работает, так что приходится искать няню. Благодарна тренерам сборной, они всегда идут мне навстречу и относятся с пониманием. Но в тот раз у меня ещё и воспалились ахиллы на обеих ногах, поэтому не смогла выступить.
Хотя вообще я уже давно говорила наставникам, что надо наигрывать молодёжь. И сейчас решила действительно завершить карьеру в сборной. В ходе прошедшего сбора попрощалась с командой, написала об этом и в инстаграме. Если бы у нас впереди были какие-нибудь официальные матчи плей-офф, может, ещё побегала бы. А так целесообразнее дать дорогу новому поколению.
Я в сборной провела почти двадцать лет. Приезжала практически всегда, если была здорова. Пережила с командой много всего, и сейчас, когда писала прощальное сообщение в соцсетях, на глаза наворачивались слёзы. Это трудное решение. За спиной длинная дорога — конечно, хотелось бы больше поиграть на топ-турнирах. Пару лет казалось, что у нас есть шанс, в отборочном турнире сыграли вничью с немками на их площадке. Но ничего не получилось, и пришло время уходить.
— Вы ведь рекордсмен сборной по количеству игр и голов. Следите за собственной статистикой?
— Скорее, это делает моя мама. Она всегда собирала вырезки из газет… Ну а я всё-таки долго выступала за национальную команду. Дебютировала совсем молодой. И если поначалу в сборной была большая конкуренция, то затем некоторые годы рождения оказались провальными, из молодых некому было приезжать.
— Скоро решающие матчи чемпионата и Кубка Беларуси. Ваши ожидания? И как относитесь к тому, что в первенстве ввели плей-офф?
— В любых изменениях есть как плюсы, так и минусы. Конечно, очень хочется победить и закончить сезон на мажорной ноте. Но предугадать результат сложно. Всё будет зависеть в том числе от нашего настроя. Ведь костяк БНТУ составляет молодежь, от волнения что-то может пойти не так.
Тем не менее будем биться! В тот же финал чемпионата ещё надо выйти, поэтому сейчас все мысли о матчах с "Городничанкой".
— Вы долго играли за границей, затем вернулись в БНТУ-БелАЗ. Как белорусский чемпионат изменился по сравнению с временами, когда вы начинали?
— Я могла остаться за рубежом — были варианты. Но считаю себя патриотом. В какой-то момент меня потянуло домой, в родной Минск, который безумно люблю. И ни о чём не жалею.
Конечно, в чемпионате многое изменилось. Раньше хорошие команды были в Гродно, в Белыничах, потом набрал силу "Гомель". С тех пор ряды поредели…
Может, уровень у нас не такой, как в Европе, зато есть хорошая возможность наигрывать молодёжь. Когда я начинала, было тяжело попасть в основную команду, какое-то время требовалось посидеть на лавке. А сейчас 18-19-летние девчонки уже вовсю выходят на площадку. Для будущего это хорошо, только надо время и много работы.
Тем не менее была бы рада, будь наш чемпионат сильнее, а финансовое положение клубов стабильнее. И хочется, чтобы они играли в еврокубках. Ведь сидеть на одном месте скучно. Те же матчи с "Гомелем" всегда ждёшь, это интересно. А евротурниры — вообще другая атмосфера, другой гандбол.
Интересно сравнить себя с представителями других стран, полезно чему-то у них научиться. Одно дело — смотреть большие соревнования по телевизору, и совсем другое — принимать в них участие. Это как английский: освоить его, занимаясь с преподавателем, сложнее, чем выучить непосредственно в языковой среде.
— Давайте вспомним основные вехи вашей легионерской карьеры. Совсем молодой вы уехали из Минска в украинскую "Галичанку"…
— Да, мы с Настей Лобач перешли туда из "Аркатрона". Провели во Львове пару лет, но затем начались финансовые проблемы. А тогда сборная Беларуси попала на чемпионат Европы, и у меня хватало предложений. Звали в Венгрию, Черногорию, однако я побоялась ехать в Европу. Сейчас поступила бы по-другому, хотя, считаю, дорога в любом случае приводит тебя туда, куда надо.
Я оказалась в России, где сразу получила травму, мне сделали операцию. Выступала за "Луч", "Астраханочку", "Звезду". Помню, как в составе "Звезды" мы играли в финале Кубка кубков с датским "Виборгом". У меня были большие глаза, на тот момент это воспринималось, как Лига чемпионов. Очень важное событие!
После России оказалась в румынской "Байя-Маре", но там в команде было человек 25, очень большая конкуренция. Перебралась в словенский "Крим", но морально было трудно, захотелось домой. Хотя могла и остаться.
— Что ещё запомнилось из времени, проведённого в России?
— Знаете, тот этап карьеры закалил мой характер. Там надо быть стойким, много работать и оставаться на площадке после тренировок, чтобы заработать постоянное место в составе. Это не поймешь, пока там не окажешься. Некоторые думают: "Уеду, и всё будет о’кей". Но с легионера спрос в два раза больше, чем с местного.
Знаете, мне всегда очень хотелось поработать с Евгением Трефиловым. Один раз меня звали в "Кубань", но в последний момент не сложилось. Он сильный тренер, и мне было интересно, выдержу или нет. Знала: или, образно говоря, загнусь, или вырасту.
А вообще благодарна всем наставникам, с которыми довелось поработать в ходе карьеры. Их было много, и у каждого своё видение гандбола. Даже сейчас, в 35, продолжаю чему-то учиться. Порой узнаешь что-то новое и думаешь: "Блин, знала бы это раньше, и карьера сложилась бы легче…"
— А так о чём жалеете?
— Что после 2008 года наша сборная ни разу не пробивалась на топ-турниры. Вроде горели желанием, и одно время практически все девчонки выступали в приличных клубах за границей. Сама задаю себе вопрос: что было не так? Наверное, это отговорка, но попадались сильные соперницы — голландки, румынки, норвежки. А когда в 2021-м сыграли вничью с немками, я сказала: ну вот, может, сейчас получится? Но опять нет…
— Вашей лучшей подругой в гандболе всегда была Анастасия Лобач. С какого возраста знакомы?
— С пятого класса, когда вместе оказались в спортклассе. Сидели за одной партой. И с тех пор дружим. Настя уже закончила карьеру, сейчас она мама двоих детей, живёт в Минске и сидит в декрете. Конечно, когда у обеих семьи, не так просто встретиться, как раньше.
Вообще я человек общительный, но не скажу, что в гандболе у меня много друзей. Наверное, в слово "друг" вкладываю большое значение. С кем-то из бывших одноклубниц можем созвониться, поздравляем друг друга с праздниками. Но в основном жизнь идёт на накатанной: работа — дом.
— За сборную вы больше не сыграете. А продолжите ли выступления за клуб в следующем сезоне?
— Пока не знаю, в раздумьях. Как говорится, старая лошадь борозды не испортит. Мне важно чувствовать себя полезной. Но если буду видеть, что ноги еле двигаются, ресурсы иссякли, то закончу хоть завтра.
Порой меня спрашивают: мол, сколько будешь ещё бегать? Но если здоровье позволяет, почему бы и нет? Спортсмены, в том числе молодые, обычно завершают карьеру из-за травм или каких-то ситуаций, после которых не могут продолжать выступать. В Европе вообще норма играть долго — посмотрите на тех же норвежек, я им удивляюсь.
Мне нравится то, чем занимаюсь. Испытываю радость, эйфорию, и это помогает чувствовать себя намного легче. Плюс свою роль играет генетика. Некоторые в 35 еле ходят, а я ещё бегаю!
— В будущем видите себя тренером? Или намерены развиваться в других направлениях?
— Нахожусь в поисках себя. Спортсмену сложно куда-то уйти после того, как он занимался одним делом много лет. Может, я и хотела бы тренировать, но игрок и наставник — две совершенно разные категории. Чтобы стать тренером, надо перестроиться психологически.
Нужно идти в эту профессию осознанно. Я отучилась на спортивного психолога даже не потому, что хочу работать по этому профилю. Просто интересно лучше понять и саму себя, и других. Ведь у каждого свои тараканы в голове.
Читаю соответствующую литературу, но теория — одно, а практика — другое. Время изменилось, и управлять новым поколением непросто. Криком ничего не добьёшься, молодые только замкнутся в себе и не заиграют. А в школах некоторые вообще записывают на диктофон то, как с ними обращаются взрослые. Сейчас тренер, работая с детьми, должен быть уверенным и держать себя в руках.
— Хотите, чтобы сын тоже стал спортсменом?
— Пусть решает сам. Такой подход был и у моей мамы, за что я ей очень благодарна. Она всегда говорила: "Лиля, решай сама, чтобы я потом не была виноватой".
А ребёнок — в каком-то смысле мой учитель. Я человек довольно эмоциональный, вспыльчивый, могу быть как доброй, так и злой. Сын учит сдержанности. Если буду работать с детьми, это пригодится. Ведь кричат от безвыходности, от того, что ты не можешь ничего исправить. И если у тебя нет уверенности, это передастся ученикам…
Сергей Николаев
Фото: пресс-службы БФГ, ГК "Звезда", БНТУ-БелАЗ, личный архив Лилии Артюхович
Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра": handballfast.com