После Ниццы. Послесловие к чемпионату мира по фигурному катанию
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Что удивило в Ницце, так это невероятная по накалу борьба за медали. Обычно такая массовая атака на пьедестал начинается в предолимпийском сезоне. Но до Игр еще два года, а здесь такая россыпь талантов, такой азарт и жажда победы. Как же смотрелись на этом фоне наши фигуристы?
Столько валяющихся на катке в причудливых позах тел российских фигуристов в одном турнире мне давненько видеть не приходилось. Без падений прошли турнир только Леонова, Воронов, Ильиных/Кацалапов и Рязанова/Ткаченко. Остальные падали поодиночке, попарно, по разу и по два. Не уверен, что такой «массовый падеж» - случайность и стечение обстоятельств.
Априори скажу, что я болею только за россиян, желаю им побед и успехов. Если бы мои пожелания сбывались, чемпионами были бы только наши. Но именно наших фигуристов среди победителей в Ницце нет. Всё, что написано ниже, это исключительно мое мнение.
*****
Сложность программ сегодня во всех видах ограничена. В произвольном танце – восемь по сути обязательных элементов: поддержки, дорожки, вращения, твизлы. В парном катании – обязательные параллельные прыжки, параллельные и комбинированные вращения, выбросы, поддержки, спирали. То же самое и в одиночном катании. Качество отличается только уровнем сложности. За исполнение элементов можно получить надбавки и сбавки в диапазоне от +3 до – 3. И вторая составляющая общей оценки – компоненты. Фактически судейство в фигурном катании, стало еще более субъективным. С этим надо считаться. Именно такие особенности нынешнего судейства в ФК приводят к появлению made-up чемпионов.
Однако нам надо, чтобы наша внутренняя табель о рангах составлялась не по желанию того или иного спортивного чиновника, а отражала реальную силу и мастерство фигуристов. К сожалению, это не так, и так никогда не было. Для меня самый вопиющий пример – золото Аделины Сотниковой на чемпионате страны этого года. Вот после таких «побед» едут наши made-up чемпионы и призеры на международные соревнования, а потом удивляются, почему их таланты оценены совсем не так, как на домашнем катке. Сбиваются ориентиры, цели, теряется смысл. Но проблема не только в этом.
Спортивные танцы
Аксиома: для того чтобы реализовать идеи постановщика, необходим талант исполнителя. Марина Зуева и Игорь Шпильбанд растили пары Вирчу/Мойр и Дэвис/Уайт с детских лет, и вырастили. Это то, что они реально сотворили. Здесь совпало всё: талант фигуристов, мастерство тренеров, постановка. Но выскажу крамольную мысль: уйдут Вирчу/Мойр и Дэвис/Уайт – не станет и супертренеров, если они не вырастят сами, с юниоров, новых Мойров и Уайтов. А что вырастят – сомневаюсь. Наиболее яркий пример – Ирина Слуцкая и Жанна Громова. В этом году совсем не видно Наталью Линичук, а уже в прошлом году ее пары были совершенно рядовыми.
Анжелика Крылова и Паскуаль Камерленго не с юниорского возраста тренируют Уивер/Поже, а Пешала/Бурза пришли к ним год назад. Результат налицо, и я не удивлюсь, если через пару лет спортсмены, которых берут Крылова и Камерленго, уже сформировавшиеся спортсмены, а не юниоры, догонят и перегонят воспитанников Зуевой.
Но наивно полагать, что все лучшие российские тренеры нынче работают за рубежами «нашей необъятной Родины». У нас и здесь есть специалисты, способные решать достаточно сложные задачи. Вспомните хотя бы Синицыну/ Жиганшина и их тренера Елену Кустарову, Степанову/Букина и тренерский дуэт Свинин/Жук. Есть классные специалисты Николай Морозов, Александр Жулин, Александр Горшков.
Но с другой стороны, ученики той же Кустаровой Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев «который год играют для себя».
Программы им ставит Елена Кустарова, и такое чувство, что из года в год она ставит одну и ту же программу, и катают они одну и ту же программу из года в год: те же движения, жесты, ошибки, даже костюмы различаются только цветом. Меняется только музыка. Давно пора сменить хореографа. Но зачем рисковать, когда проще пойти по проторенной дороге с теми же движениями, жестами и костюмами, и с теми же ошибками. Это стратегическая ошибка и тренера, и спортсменов. Отсюда и неудачи нынешнего сезона, и отступление с, казалось бы, уже закрепленных позиций. Если не произойдет радикальных изменений, не то что побед – медалей не будет. Впрочем, их и нет.
По сути та же проблема у Екатерины Рязановой и Ильи Ткаченко. Программа, как ни хороша, а она действительно хороша, но вторична. Она ничем не выделяется в ряду остальных, и их девятое место отнюдь не следствие «титула третьей пары страны», а следствие вторичности катания.
Елена Ильиных и Никита Кацалапов. «Ave Maria» - прекрасная программа, спору нет, но уже в следующем году ничто, ей подобное, не прокатит. Я это просто нутром чувствую. Не знаю, что «прокатит», но что-то совершенно иное. Кстати, «Ave Maria» на порядок сильнее программ остальных наших танцоров, да и в Ницце она была одной из лучших в мире во всех отношениях. Да и смотрится эта пара великолепно и очень выигрышно.
Нет новых идей, нет новых направлений. Всё делается стандартно, по «инструкции по составлению обязательной и произвольной программ».
Вспомним Лиллехаммер-94. Главные фавориты – Майя Усова и Александр Жулин с прекрасной, но традиционной программой. А выигрывают Оксана Грищук и Евгений Платов с бесшабашным рок-н-роллом, абсолютно не вписывающимся в это традиционное направление.
И обратный пример, «Русская ярмарка» Бестемьяновой/Букина в 1984 г. под руководством Татьяны Тарасовой. Хуже программы у этой пары и тренера я не припомню. Уже после первого проката стало понятно, что ни о какой борьбе с Торвилл/Дином и речи быть не может. А ведь строили планы…
Об исполнителях.
Не понимаю, почему нашим дуэтам ставят преимущественно 2-3 уровень элементов. То есть, почему ставят – понимаю прекрасно: потому что так катаются. Вопрос-то в том, почему они не катаются на четвертый. Те же твизлы на 4 уровень делала едва ли не половина участников ЧМ. Поддержки, шаги и прочие элементы танца на 4 уровень делала почти треть участников. Для наших пар такое исполнение – праздник. Это – результат тренировочной работы. В произвольной программе в Ницце в основном был уже 3-4 уровень, но надбавками наших танцоров не сильно баловали.
И еще. Понимаю, что периодически происходят смены партнеров и партнерш. Кто-то исчерпал свои возможности, или просто устал от фигурного катания. Но в последнее время ходят странные разговоры о распаде пары Ильиных/Кацалапов. Никиту прочат в партнеры Яне Хохловой, истомившейся в одиночестве и в поисках партнера. Дыма без огня не бывает, и понятное дело, что без ФФКР здесь не обошлось. Яну ждут Зуева и Шпильбанд, о чем Марина неоднократно говорила, и ФФКР в лице своих отнюдь не лучших представителей стремится максимально ускорить этот процесс. Я не представляю, кто из ныне сильных танцоров в здравом уме согласится на такую авантюру и пойдет в партнеры засидевшейся в одиночестве даме предпенсионного возраста. Надеюсь, что это просто очередной приступ чиновничьего маразма, и не более. Дальше разговоров дело не пойдет.
Наверное, надо сделать какие-то выводы. Попытаюсь. Я думаю, что не надо шарахаться из крайности в крайность. Ну, например, дружными рядами отправлять наших лучших юниоров к Зуевой/Шпильбанду (а они готовы принять, места есть). Обратить самое серьезное внимание на тренерский дуэт Крылова/Камерленго. Не случайно же Евгений Плющенко намерен именно с Камерленго ставить программы на следующий год. Наконец, более внимательно посмотреть на собственные тренерские кадры и их творчество. Выбор музыки, составление программы – процесс сложнейший. Но, наверное, Кустаровой пора прекратить «сольные хореографические выступления», а обратиться к действительно сильным хореографам, отойти от шаблонов г-жи Шеховцовой, которая нынче рулит у нас в танцах на льду. Почему бы не попробовать?
Мужчины.
Турнир одиночников в Ницце был самым ярким состязанием всего чемпионата. По накалу, качеству и количеству кандидатов на второе место он не имел равных. Почему на второе? Потому, что первое уже было отдано Патрику Чану. Но эта тема уж оскомину набила, да и вообще я не Чане. В сумме двух программ он выиграл, хотя оценки ему завышали совершенно беспардонно.
Самое яркое событие у мужчин – Юзуру Ханью.
Он на порядок превосходит Чана по качеству прыжков, вращений, экспрессии и энергетике. Не менее ярок Дайсуке Такахаси, а его программа просто шедевр.
Ханью я ставлю на первое место только из-за его молодости и невероятной жажды победы.
Наши фигуристы были здесь статистами, массовкой. В этом виде у нас длительный кризис. Начался он где-то после Турина, и продолжается по сей день. На горизонте только два боеспособных одиночника: Евгений Плющенко и Артур Гачинский, столь неудачно выступивший на чемпионате мира. Неудача в Ницце не умаляет того факта, что Артур сегодня однозначно сильнее остальных. Сейчас речь не о Сочи. Если ничего экстраординарного не случится, в Сочи будут два наших фигуриста, и уже понятно, кто. Но на Сочи жизнь не заканчивается. Дальше-то кто?
А дальше – Сергей Воронов, которому уже 24, и возможности которого достаточно понятны. Жан Буш, пока за пределами РФ никак и ни в чем себя особо не проявивший. Был у него шанс выступить в Ницце, но не вместо Воронова, а вместо Гачинского. Если у Артура действительно были проблемы со здоровьем, то выпускать его в таком состоянии на чемпионат мира – невероятнейшая глупость. Есть такое понятие, как репутация. До Ниццы Гачинский был бронзовым призером ЧМ и вице-чемпионом Европы. После Ниццы – фигурист конца второй десятки. Именно так. Выступление в Ницце перечеркнуло все его предыдущие титулы, и судьи будут относиться к нему именно так.
А вот Бушу шанса не дали, и это еще одна глупость. Он уж точно выступил бы не хуже Гачинского и Воронова.
Из числа взрослых фигуристов не вижу никого, кто может приблизиться по уровню даже фигуристам конца второй мировой десятки (а именно там сейчас располагаются Гачинский и Воронов). У юниоров есть ровесники Ханью Максим Ковтун (95), Константин Милюков (94), на год моложе Феодосий Ефременков (96), на два – Владислав Тарасенко (97) и Андрей Лазукин (97). У старших юношей выделяются Александр Петров (99) и Алексей Геня (99).
Алексей Геня
Но эти фигуристы выделяются только на внутрироссийском уровне, среди сверстников. К сожалению, Плющенко среди них пока не просматривается. Не утверждаю, что в такой оценке я прав, да на это и не претендую. Меня больше смущает другое: в какой степени победы юниоров и юношей на внутренних соревнованиях – результат их катания, а в какой – «катания» тренеров, официальных лиц и чиновников, выдвигающих «своих лидеров». Почему сомнения? Потому что оценки наших юниорских лидеров на зарубежных соревнованиях вполне вписываются в схему такого «выдвижения»: например, в компонентах они на балл-полтора ниже, чем на внутренних соревнованиях. Что, как пересекли границу, разучились кататься, поменяли хореографию и забыли тему?
Пусть на горизонте у нас не видно нового суперодиночника. Но подготовить пару-тройку сильных, стабильных фигуристов уровня первой мировой десятки даже из числа перечисленных здесь имен вполне реально.
Парное катание.
Татьяна Волосожар и Максим Траньков. Это наши лидеры, и рядом с ними никого нет. Да и в мире только Савченко/Шолковы, выигравшие в Ницце четвертый титул чемпионов мира. Но я ставлю на Волосожар/Транькова.
Я уже писал об этом, и повторю еще раз. По моему мнению, две другие наши пары оказались не готовы к столь резкому росту мастерства и оценок соперников. Отсюда две неудачи в поддержках Александра Смирнова, отсюда такое неудачное катание Базаровой и Ларионова. Неспособность выдать результат в нужный момент – это уже «минус старт». Но ситуация в парном катании сегодня, пожалуй, намного лучше, чем в других видах. Помимо лидерского трио есть бронзовые призеры чемпионата Европы Ксения Столбова и Федор Климов.
Сегодня европейская бронза в мире ценится невысоко, ну так и Столбова/Климов только вышли на международный уровень. Самый большой их плюс – они умеют прыгать, и прыгают хорошо. Минус вижу только один: двойная подкрутка. Подкрутку они никогда не будут делать на +2, Но это можно компенсировать другими элементами.
Василиса Даванкова и Андрей Депутат. Еще одна очень перспективная пара, но о ней ничего говорить не буду. Девочке всего 13 лет, и во что она вырастет – неизвестно. Но пока – очень хороши.
Женщины.
Алена Леонова посрамила скептиков и критиканов.
Шансов против Каролины Костнер в произвольной программе у нее не было, но от этого ее серебро ничуть не потускнело. Позади и Мао Асада, и Акико Судзуки, и Эшли Вагнер, и Канако Мураками. Леонова состязалась со всеми сильнейшими на сегодня фигуристками мира, и выиграла серебро. Это блестящий успех Алены и Николая Морозова. А сколько колкостей сыпалось в ее адрес в начале сезона! Я тогда написал, что новые ее программы – как новое платье. Ей к ним надо привыкнуть. Вся проделанная работа оказалась в тему, и есть результат. У Алены уже есть имя, есть репутация, и отношение судей и соперниц изменилось. Теперь она – в числе фаворитов. Это никак не гарантирует Леоновой будущих медалей и побед, но она – одна из сильнейших фигуристок мира. Так что все разговоры о том, что кроме молодняка у нас кататься некому – в пользу бедных.
А вот Полина Коробейникова откровенно огорчила. Безвольное катание и полный провал. Не понравилась ее фраза: не последний чемпионат, еще будет возможность… А вот здесь я не уверен. Больше возможностей может и не быть, и не удивлюсь, если их больше не будет.
О светлом будущем нашего женского одиночного катания уже много сказано и написано. Но я бы не впадал в излишний оптимизм. Конечно, у нас очень много талантливых девочек, детей, но кто из них поднимется к пьедесталу – никто не скажет. Больше всего опасаюсь, что именно в женском катании расцветет наш судейский беспредел и выдвижение «своих». Тем более, что яркий пример уже есть. И тогда всё пойдет по совершенно другому сценарию.