Однажды советский журналист захотел взять интервью у Пеле. Это был очень сложный квест

Поговорить с Пеле мечтали многие – в том числе и известный советский журналист Игорь Сергеевич Фесуненко. Он несколько раз добивался встречи с Королем футбола. 

Фесуненко обожал бразильский футбол и выпустил несколько книг об этой стране. Самая известная – «Пеле, Гарринча, футбол» – вышла в 1970 году. Еще он работал комментатором и, конечно, путешествовал по Бразилии – там даже отбивался зонтиком от грабителей.

Очерк Фесуненко о поисках Пеле и первой встречи был опубликован перед ЧМ-2018 в «Деловом Петербурге». 

Вот эта удивительная история.

Загружаю...

Поиски: Фесуненко не мог пробиться через охрану, зато подружился с женой Пеле

Игорь Сергеевич пытался взять интервью у Пеле несколько месяцев. «Во время одного из выездов «Сантоса» в Рио строгие секьюрити едва не сбросили меня с лестницы, когда я пытался пробиться на зарезервированный за командой седьмой этаж гостиницы «Плаза».

Несколько раз пытался прорваться к Пеле: аккредитацией, мольбами, попытками подкупа охранников-барбосов. Ничего не получалось. Однажды я даже явился в сам клуб. Говорю: «Я корреспондент из Москвы, хочу взять интервью у Пеле». Там сидит девочка вот с такими длинными ресницами: «Да?». А у самой в глазах: «Больше вы ничего не хотите?»

Фесуненко это не остановило и он поехал в Сантос – там у команды было три домашних матча подряд. Журналист пришел в клубную штаб-квартиру, но девушка на входе оставила его без любых координат Короля. Она лишь сообщила, что Пеле находится на загородной базе, но ее адрес не назвала: «Доступ туда, – сказала она сурово, – категорически запрещен всем посторонним. Особенно журналистам!»

Тогда Фесуненко обратился к «обширному досье на Пеле, которое собирал на протяжении 2 лет». Там он узнал, что Пеле разорвал контракт с одной из бразильских фирм и решил там узнать адрес Короля.

«Я ходил у дома туда-сюда, — вспоминал Фесуненко. — И вдруг вижу — к дому идет женщина с большими сумками. Я ей: «Сеньора, давайте помогу?» — так и прошел мимо портье, который сидел на входе».

Дальше была встреча с женой футболиста – правда, он захлопнула дверь прямо перед журналистом. «Я успел вставить ногу между дверью и рамой и неплохо изобразил тяжелую травму. Бедная Розе-Мери растерялась. Вынуждена была пригласить меня, чтобы хотя бы обследовать ногу», – шалость Фесуненко удалась.

Загружаю...

С женой Пеле он поладил, но адрес спортбазы так и не получил – «Сантос» засекретил его даже от семей футболистов. Если случалось что-то непредвиденное (а у Пеле, кстати, болела дочка), то жены звонили в клуб, и только затем футболист получал информацию.

Розе-Мари не помогла адресом, зато сообщила Фесуненко, что на базу скоро отправится футболист Зито, перед этим он хотел заехать в клуб. Журналист со всех ног помчался туда – и даже надавил на одного из директоров «Сантоса».

Объяснил, что у него «сугубо личное» поручение к Пеле от жены (она, кстати, просила его передать, что дочь выздоравливает): «Поначалу Сиро Коста (так звали администратора) отказывался в это поверить, но я назвал ему точный адрес Короля и его домашний телефон и смотрел на него такими голубыми глазами, что заподозрить меня в нечестности было просто невозможно».

Встреча: Пеле пел гитарные песни и расчувствовался из-за письма советского фаната

Так Фесуненко добрался до базы и все-таки увидел Пеле. Сначала подстерег его у выхода из душевой: «Я крикнул ему: «Привет, Пеле! Как дела?» Он откликнулся как воспитанный человек: «Привет! Привет! У меня все в порядке». И пошел себе дальше».

Но журналист не выключился и сказал, что дочь идет на поправку: «У дочки вчера температура 39 была, а сегодня уже 36,6!» Король изумленно смотрел на меня. А я ковал железо, пока оно горячо. И сказал, что, конечно, извиняюсь за то, что общался с его супругой в его доме без его предварительного согласия, но у меня не было выбора: никто в клубе не желал мне помочь и не давал координат этой базы «Сантоса».

Загружаю...

Был уже конец дня, Пеле вроде бы не очень хотел общаться, но сказал, что готов уделить ему пять минут.

«А потом мы беседовали больше часа! – восторгался Фесуненко. – Мало того: мы не просто беседовали, я уговорил его даже сбегать в общежитие, взять гитару и напеть мне несколько его собственных песенок!» Журналист знал про его любовь к музыке, которую он скрывал даже от друзей и знакомых – боялся, что будут сравнивать с его футбольным мастерством.

Главный момент интервью – когда Фесуненко зачитал письмо одного из советских болельщиков. Парень из Харькова поддержал бразильцев после провала на ЧМ-1966, но до команды и Пеле это не дошло.

И тут Пеле совсем растаял: «У него даже глаза повлажнели. Впрочем, как я заметил впоследствии, наблюдая за Королем не один десяток лет, он вообще склонен к сентиментальности и весьма легко пускает слезу по любому поводу. А иногда и без должного повода…»

***

Через несколько месяцев Советский Союз впервые услышал пластинку с песнями Пеле – хотя даже в Бразилии про его хобби почти не знали. Затем вышло и эксклюзивное интервью с Королем.

После этого Игорь Сергеевич общался с бразильцем еще много раз. «Большим другом Пеле я себя назвать не могу. Но в поездках по России в 1997-м и в 2003-м я был с ним. Последний раз, когда он приехал сюда в начале нулевых – даже дал телеграмму: «Пригласите Игоря…». Правда, фамилию мою выговорить он так и не смог», – вспоминал Фесуненко.

Загружаю...

Журналиста не стало в 2016-м, а теперь скончался и Король футбола.

Легендарные моменты Пеле: от первого гола за сборную до дружбы с Марадоной

Пеле раздражало имя «Пеле». Он считал прозвище мусорным и хотел оставаться Эдсоном – в честь Томаса Эдисона

Фото: Gettyimages.ru/Keystone Features, M. Stroud

Популярные комментарии
Деметрио
Прочитал эту книгу Фесуненко в 11 лет в начале 1990-х. Такая книженция была в зеленой мягкой обложке. Про "циничного писаку" ниже в коментах - постеснялись бы такое говорить. Фесуненко прекрасно писал и "Пеле, Гарринча, футбол" произвела тогда большое впечатление на юный ум. Некоторые обороты из нее врезались в память навсегда. И гораздо большее впечатление произвела глава вовсе не о Пеле, а о горькой радости народа - Гарринчи, Манэ. Задавался в то время вопросом - почему же "Король футбола" стал после карьеры миллионером и баловнем судьбы, а Гарринча, который по-футбольному был, наверное, не менее одарен, так плохо кончил и друзья его, включая "короля", не смогли почему-то ему помочь.
igls54
Фесуненко был шикарный журналист
ender
Фесуненко назойливый, бесцеремонный и циничный? Интернет же все стерпит, правда? И не надо даже пытаться понять, каким был человек. Ещё и плюсов понаставят.
Ответ на комментарий Al561
Вот с одной стороны Фесуненко назойливый, бесцеремонный, циничный писака, такие в огромном количестве ломятся к звездам, а с другой стороны профи, благодаря которым мы узнаем о выдающихся спортсменом чуть больше.
Еще 41 комментарий
44 комментария Написать комментарий