Притяжение Шомы Уно

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

«Одна из тех вещей, которые у Шомы получаются действительно хорошо, когда он на льду, это использование гравитации, силы притяжения — как в техническом, так и в артистическом планах. Его движение имеет определённый «вес» и этот вес, в свою очередь, приводит к возникновению предельной «интенсивности»., напряженности. Это то качество, которое присуще именно ему».

(Стефан Ламбьель — французскому каналу Евроспорт. Источник)

Притяжение музыки

Что определяет музыкальность фигуриста на глубинном уровне, его способность погружаться в музыкальный материал самому и погружать в него зрителей так, что его катание начинает казаться естественным продолжением музыкальной мысли, будто бы новым голосом этой музыки? Откуда возникает это ощущение «естественности», «органичности» катания — или, цитируя слова Джонни Вейра, сказанные им по ходу проката Шомы Уно, то ощущение, когда коньки фигуриста начинают казаться естественным продолжением его тела?

Загружаю...

Секрет этого магнетизма и этой магии погружения в музыку — вовсе не в эффектном использовании «акцентов» во время прыжков или вращений. И вовсе не в ярких хореографических «фишках» на наиболее запоминающихся фрагментах музыкальной мысли. Это достаточно поверхностный и наиболее очевидный уровень музыкальности. Секрет более глубокого эффекта погружения — в соответствии движений фигуриста музыке на более мелком и базовом метро-ритмическом уровне. Когда кажется, что музыка как будто бы создаёт свое ритмическое «гравитационное поле», которое притягивает к себе все движения фигуриста и определяет их ритм, темп и характер. Вот тогда возникает магия соответствия.

Возьмем, скажем, такие предельно стандартные, отработанные годами тренировок, элементы программы, как заходы на прыжки. Эти заходы — «рутина» любой программы, в которой, казалось бы, говорить о какой-то музыкальности и артистичности просто невозможно. Стандартные комбинации шагов и поворотов (и движений рук), зачастую повторяемые практически без изменений из года в год и буквально въедающиеся в мышечную память фигуриста.

Как, скажем, вот этот заход на четверной флип.

Но стоит только обратить внимание на ритм передвижения фигуриста — особенно его ног — как сразу становится понятным уровень музыкальности, уровень того самого «погружения» в материал.

У Шомы меня всегда изумляло это качество — способность соответствовать музыкальному материалу на «микро-уровне» даже во время исполнения простейших шагов и самых рутинных элементов программы. Его способность балансировать на тонкой грани, отделяющей «механистичность» движений, которая возникает тогда, когда фигурист передвигается слишком строго в ритме музыки («марширует» на каждую долю) — и той чрезмерной свободой передвижения, которая отрывается от музыкального ритма и теряет тот самый пресловутый «магнетизм». Это уникальная способность соответствовать ритму, но не буквально — сохранять определенную долю свободы и импровизационности, не теряя при этом связи с оригиналом. То, что в мире исполнительства именуется «рубатностью» — допускаемой ритмической неточностью ради сохранения естественности и органичности музыкальной мысли. Чувствовать эту грань допустимой неточности — важнейшее качество для любого исполнителя музыки.

Загружаю...

Заход на каскад из двух тулупов в Gravity не менее показателен. В чем-то, пожалуй, он даже проще и понятней.

В этом заходе хорошо видно, как каждая новая сильная доля придает телу фигуриста импульс, и как оно реагирует на этом импульс — он начала захода и вплоть до двойного (увы и ах!) тулупа, каждая сильная доля подчеркивается или движением руки и корпуса, или поворотом, или собственно прыжком. Как и в предыдущем примере, на этом внешне совершенно непримечательном участке хореографии становится очевидным присутствие невидимой нити, натянутой между музыкой и спортсменом. Эта нить может временами натягиваться или, наоборот, ослабляться, но она никогда не рвется.

Музыка в Gravity создает свое «гравитационное поле», в рамках которого фигурист движется и дышит.

Барочный контрапункт линий

Другой необходимый для создания особой магии погружения в музыку компонент — это наличие соответствующего «инструмента», с помощью которого можно было бы передать все изгибы и все складки музыкальной ткани. Можно очень естественно и органично — с той самой «рубатностью», о которой я написал выше — исполнить музыкальное произведение, но если вы играете его на ужасной писклявой скрипке, только что выпиленной на мебельной фабрике соседского городка, вам будет очень трудно конкурировать с музыкантом, исполняющим то же самое произведение на шикарном Страдивари или Гварнери. Даже если его внутренняя музыкальность не настолько глубока и впечатляюща.

Загружаю...

«Инструмент» фигуриста — это его руки, корпус, лицо, ноги, коньки: его тело. Шома, без сомнений, счастливый обладатель уникальной по выразительности скрипки Страдивари: пластичнейший корпус, изгибами которого можно передать все, что угодно; очень выразительные красивые руки, которые могут быть мягкими или внезапно становиться максимально экспрессивными и напряженными в зависимости от характера музыки; наконец, выдающийся уровень скольжения — та база и та платформа, на которой можно творить, можно играть красками.

«Его движение имеет определённый вес и этот вес, в свою очередь, приводит к возникновению предельной интенсивности, напряженности» — никто не определил главную особенность катания Шомы точнее его собственного тренера, Стефана Ламбьеля. Шома как мало кто способен передавать в своем катании и энергетическое «сжатие», и энергетический «выброс» — или то, что на современном хореографическом языке (школы Марты Грэм) называется «contraction and release».

Больше всего в этих крошечных фрагментах поражает отдача фигуриста — работа корпуса, рук, головы, шеи, даже глаз для создания максимальной интенсивности и амплитуды движения: важное качество, позволяющее визуально «увеличить» невысокого, скажем прямо, фигуриста на льду.

Это качество особенно ярко проявляется в более сложных по своей геометрии движениях и реализуется, в частности, в уникальной для этого фигуриста манере работы с пространством: в использовании всех пространственных координат: «верха», «низа», правой и левой сторон. Дорожки шагов в обеих программах этого сезона — это виртуознейшие контрапункты линий рук, корпуса и ног, в ходе пересечения которых рождаются самые причудливые геометрические узоры хореографической ткани:

Кульминационный момент дорожки шагов заслуживает отдельной гифки:

Загружаю...

Обратите внимание, как фигурист «исследует» и «завоёвывает» все координаты пространства. В этом небольшом геометрическом этюде показательна одна только траектория правой руки Шомы: драматичное хватание за голову в начале — движение вниз — движение вверх — обратно к голове. При этом траектория левой руки отличается, особенно в конце. А корпус поет свою мелодию, а ноги — свою. Из сочетания асинхронных по времени и разнонаправленных в пространственном плане линий — из их контрапункта — рождается сложное полифоническое целое. На мой взгляд, главный секрет способности Шомы создавать такие сложные узоры на льду — это, прежде всего, все-таки именно волшебный корпус, который «склеивает» все детали целого воедино. Рискну сказать — лучший корпус в мужском одиночном катании последних лет.

Пространственная сложность и полифоничность линий тела — то, что позволяет Шоме чувствовать себя как рыба в воде и в сложной барочной полифонии, и в прозрачной классике, и в предельно эмоциональном оперном веризме, и во французской шансон, и в сложном по эмоциями и ритмам блюзе. Это то, что позволяет ему быть одинаково убедительным в разных музыкальных стилях и жанрах.

Корпус Шомы — это его личная коллекционная скрипка Страдивари, на которой можно исполнить все, что угодно. И на которой все прозвучит идеально.

Притяжение Шомы Уно

«Гравитация» в песне Джона Мейера — это тяжесть, давление ожиданий, разочарования, расставания. Все то, что тянет нас вниз. Все то, что заставляет нас забыть о своих мечтах и идеалах. Что пригибает к земле. Что заставляет нас остановиться.

Gravity is working against me

And gravity wants to bring me down

Эта «тяжесть» — в том числе и тяжесть ожиданий. Тот Сизифов камень, который мы часто начинаем катить в неподъемную гору по собственной воле. Эта тяжесть, например, может быть Олимпийским серебром 2018го года и статусом будущего лидера сборной, которому надо соответствовать. Эта тяжесть может быть необходимостью показывать высокие результаты, которая постепенно высасывает из тебя энергию и любовь к своему делу. 

Загружаю...

It's wanting more that's gonna send me to my knees

Пока этот камень не выскальзывает из рук, пока ты не оказываешься в КиКе наедине со своим провальным прокатом. Пока эта тяжесть не ломает тебя и не выплескивается наружу в слезах.

В карьере Шомы была своя «тяжесть» — и был новый взлет. Но эта тяжесть не прошла бесследно — она оставила свой след в катании, в человеке. Она наполнила карьеру Шомы объемом, формой, геометрической сложностью. Она преобразовалась в интенсивность, напряженность — и создала особое «притяжение». Гравитацию.

То притяжение, которое заставило меня купить билеты на финал Гран-при в Турине, переиначив ради этой поездки все свое расписание и организовав отдельную научную командировку в Италию на той же неделе — потому что никакой другой возможности оказаться в Турине хотя бы на выходных не было. Чтобы спустя 6 лет после Ростелекома-2016 и уже в десятый раз в своей жизни увидеть вживую такого знакомого, но в то же время такого нового Шому. Чтобы в тот момент, когда он вышел на Туринский лед, забыть и про неудобные сиденья Палавелы, и про холод арены, и про зрителей вокруг, и, кажется, даже про само время. Чтобы понять, как можно бороться — и побеждать. И как высоко можно взлететь — в самые небеса. Чтобы вдохновиться. Чтобы сказать этой тяжести:

Gravity, stay the hell away from me!

Сегодня Шоме Уно исполнилось 25 лет.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Записки сумасшедшего
Популярные комментарии
Morveena Bum
поздравляем с четвертаком.) для меня, конечно, было неожиданностью возрождение Шомы после перехода к Стефану. и я полагаю, огромен вклад последнего - видимо, не хватало Шоме рядом как раз того, кто в него поверит. а там уже появились силы и усложняться, и стабилизироваться, и развиваться. хороший скромный парень, не пытается соорудить какой-то особенный образ себя для публики, а просто делает свое дело.
Helga15
У Шомы всегда были отличные программы и фирменное топовое катание, но вот второй сезон подряд у меня от его программ и исполнения мурашки на каждом старте. Казалось бы, Шома и так мастер, расти некуда, а ему это удалось. Он повзрослел, и его катание также стало более взрослым, зрелым и ещё более наполненным, хотя куда больше. Он последовательно шлифует свои элементы, доводя их практически до эстетического совершенства. Он вообще очень вдумчивый товарищ) Ему 25, и единственное, чего пока у Шомы нет, это золото ОИ. И я ему желаю достичь и этой вершины. Огромное спасибо, Михаил, за такой прекрасный материал о Шоме. Вы ПП тоже смотрели вживую? Как вам шикарная барочная дорожка Шомы живьём?
Irina Alchemist
Большое спасибо за эту прекрасную статью, Михаил! Для меня именно Gravity стала программой демонстрирующей рост Шомы, его мастерство. На мой взгляд, в Gravity нет ничего такого, что могло бы помочь фигуристу произвести более яркое впечатление, удивить зрителя и судей — хореография без каких-либо эффектных фишечек, музыка, которую многие сочли скучной и даже костюм вполне обычный (уж точно не дизайнерский шедевр, как, например, серебристый Гобой). Но Шома катает эту КП так, что смотришь не отрываясь и оказывается, что все здесь на месте и всего хватает. И даже музыка больше не кажется невыразительной )) Постановка рассчитана на настоящего мастера и Шома справляется с задачей на сто процентов. Очень рада видеть, что к своим 25 годам он стал таким великолепным фигуристом и при этом стремится развиваться и совершенствоваться. Удачи Шоме на чемпионате Японии! А вам, Михаил, еще раз огромное спасибо! Читать, как всегда было очень интересно.
Еще 31 комментарий
34 комментария Написать комментарий