Джаку больше не освистывают на «Эмирейтс». Артета поднял его в атаку и нашел роль, о которой говорил еще Венгер
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Даже перестал удаляться.
Скорость перевоплощения Гранита Джаки хорошо иллюстрирует критика Джейми Каррагера. Когда в феврале Джака удалился в кубковой игре с «Ливерпулем» и снова подвел, Джейми назвал швейцарца обузой и препятствием для прогресса «Арсенала»:
«Перед игрой мы говорили, что Джаке доверял каждый тренер, работавший в «Арсенале». Каждый говорил, что он важен для раздевалки, здорово тренируется и в целом-то хороший игрок. Мы даже видели это временами в сборной и в «Арсенале». Но на сегодня он обуза для них. Мы можем похвалить «Арсенал» за то, что в меньшинстве они удержали ничью, но когда остаешься вдесятером на «Энфилде», то обычно не просто проигрываешь, а вылетаешь из турнира. «Арсенал» слишком часто остается из-за него в меньшинстве.
В начале года мы хвалили их за то, как они сыграли с «Манчестер Сити», но Джака и тогда подвел. Он уже не молодой парень, которому простительны ошибки, про которого ты можешь сказать, что он обязательно извлечет урок. Нет, он один из самых опытных в этой команде.
Как правило, команду подводят молодые игроки – просто в силу неопытности. Тут обратный случай – опытный парень подводит молодежь. Для меня Джака – тот, кто останавливает «Арсенал» от следующего шага в развитии. Он будет большой проблемой для них, потому что едва ли изменится. От него нужно отказываться и идти дальше».
Как и примерно все после февраля, реальность для Джаки изменилась – за 8 месяцев Гранит не просто ни разу не удалился, а предстал в новом облике. Теперь швейцарец не обуза, а ключевой элемент команды, которая лидирует в АПЛ.
Сейчас разберемся, что же такого волшебного сделал Микель Артета, чтобы болельщики вновь полюбили игрока, которого когда-то лишили капитанской повязки.
Первопричина проблем Джаки – поиск позиции, которая подойдет ему лучше всего. Гранит не был идеальным квотербеком
После победы над «Тоттенхэмом» в соцсетях завирусилась давняя и как показалось пророческая цитата Арсена Венгера. Спустя два месяца после трансфера швейцарца (примерно осень-2016) Арсен сказал: «Я лично предпочитаю его на позиции бокс-ту-бокса. У него полно энергии для подключений в атаку. Но еще он любит оттягиваться назад за мячом – логично, учитывая его длинный пас и желание строить атаки из глубины».
Новая роль от Артеты (подробности – ниже) и правда предполагает рывки Джаки в стиле бокс-ту-бокс, но весь вопрос в том, почему Венгер сам почти не использовал эти качества, даже понимая, что у швейцарца они есть. Ответ – в других уникальных навыках швейцарца, которые Арсен, кстати, тоже упомянул. В них «Арсенал» нуждался даже острее.
К моменту прихода Джаки Венгер попробовал уже трех игроков в попытке найти нового Фабрегаса. Сначала на позиции испанца раскрылся Алекс Сонг, затем все больше полномочий стал забирать Артета (ага!), после этого Венгер решился на самый неожиданный ход и перевел в опорную Санти Касорлу.
Каждый давал разные качества: Сонг здорово забрасывал из глубины, Артета управлял темпом атак, Касорла приносил пользу под прессингом. Джака был следующим наследником престола – швейцарец пришел в команду, когда Сонг уже давно играл за «Барселону» (скорее, правда, не играл), Артета только закончил карьеру, а Касорла отправился на длительное лечение.
В идеале Джака должен был объединить в себе качества каждого из тройки – так же, как Сеск. Гранит настолько впечатлял Венгера талантами, что тот даже сравнивал его с Эммануэлем Пети:
«Он любит принимать мяч в ноги, немного похож на Пети в том, как интерпретирует эту роль. Ему нравится предлагать себя центральным защитникам, а потом раздавать длинные передачи на атакующих игроков. У него хорошая комбинация коротких и длинных передач – это важно, поскольку мы хотим растягивать оборону соперника.
Обычно мы строим атаки вокруг комбинаций накоротке – в этом наше отличие от других команд. Но иногда атаке нужно дать больше кислорода и создать для нее побольше пространства – наличие игрока с таким длинным пасом этому помогает».
Именно желание использовать эти качества вынуждало Венгера ставить Джаку в опорную. Вот категорически показательная цитата – спустя четыре месяца после трансфера швейцарца (то есть после пророчества), когда Арсен получше познакомился с ним:
«Гранит скорее глубинный плеймейкер, чем полузащитник бокс-ту-бокс. Он редко доходит до чужой трети, ему больше нравится доводить туда мяч, разбивая передачами линии. Его сила в том, что я называю передачами средней ценности (moderate-value pass) – когда мяч проходит от второй трети поля до чужой».
Необычное описание роли от самого Джаки лишь дополняло портрет: «Я называю себя ложной десяткой или десяткой, которая играет из глубины. Но по мне я могут быть полезен не только на мяче. Да, у меня неплохое качество передач, но еще я боец».
Ценность Гранита в розыгрыше подсвечивал не только Венгер – заменивший его Унаи Эмери тоже подчеркивал важность швейцарца. И при нем, и при Арсене Джака входил в топ-5 самых пасующих полузащитников лиги – иронично, что дважды с ним соседствовал как раз Фабрегас.
Проблемы начинались с тем, что Джака называл a two-sided player – игрок, который хорош и с мячом, и без мяча. Таким Гранит так и не стал – плюсы от его использования в опорной нивелировались игрой в защите.
Венгер сразу понял, что Джака не умеет отбирать мяч. Приводило к бесконечным карточкам и даже удалениям
После удаления Джаки в февральской игре с «Ливерпулем» Каррагер был не единственным, кто критиковал швейцарца. С важным инсайдом к нему присоединился Мартин Киоун: «Когда Венгер его подписал, он сказал: «Не могу поверить, что мы взяли игрока, который вообще не умеет отбирать мяч». Я вот не могу даже представить, что сделал бы карьеру без умения отбирать. Это базовая вещь, которой нужно научиться каждому».
Сам Арсен делил проблему на две составляющих – техника отбора и желание Джаки именно стелиться в подкатах:
«Джака принимает правильные решения, но я не считаю, что подкаты – лучшая часть его игры. Он в принципе не очень убедительно их выполняет, поскольку не слишком хорошо освоил технику борьбы в детстве. Я советую ему не подкатываться под игрока, а оставаться на ногах – так будет легче отобрать мяч».
Сам Джака объяснял это спецификой лиги, в которой оказался – например, ожидал, что английские судьи будут снисходительнее:
«Мне нравятся подкаты как часть игры, но только когда их делают чисто. Мне не нравится, когда кто-то специально калечит соперника. Отбор – одна из моих задач как опорника, я просто пытаюсь сделать так, чтобы соперник не завладел мячом. Иногда допускаю ошибки, да, но это связано со страстью, которую вкладываю в игру.
Когда я приехал в АПЛ, все говорили мне, что в этой лиге такое допускается. Но когда вижу, как кто-то другой делает аналогичный подкат, сразу начинаю думать: «А что было бы, если б на его месте был я? Меня бы сразу удалили». Если бы я играл так, как хотел, меня удаляли бы каждые три-четыре тура».
Неумение Джаки чисто отбирать мяч организовало «Арсеналу» постоянную тактическую проблему. На его позиции от Гранита требовалось страховать крайних защитников, когда те вылетали в атаку. Их важность подчеркивал и стиль Венгера, и стиль Эмери – если упрощать, предлагали либо вариант для передачи, либо создавали пространство для Месута Озила.
Как правило, Джака страховал левого защитника. Провальное исполнение фиксируют точки, где Гранит фолил на желтую – чаще всего именно в зоне левого фулбека:
Замаскировать нехватку оборонительных качеств у Джаки могла бы структура, в которой от Гранита требовалось бы лишь замыкать прессинг (или в случае контратак – контрпрессинг), а не тушить пожары в одиночку. Ее у «Арсенала» тоже не было – в последнем сезоне Венгера структуру утратили (Арсен даже переходил на тройку защитников), а при Эмери так и не приобрели.
Итог – неумеющий обороняться Джака слишком часто попадал в ситуации, когда ему приходилось обороняться на пространстве. Из-за ужасной техники отбора срыв атак, за который обычно полагается лишь желтая, мог привести и к прямой красной (когда Джака перебарщивал), и к голу (когда Джака банально не успевал).
Символична разница, которую отмечал Венгер между Джакой и Нголо Канте: «Они игроки разного типа. Джака больше отвечает за распределение мяча – использует для этого продольные передачи. Канте специализируется на отборе – с его техникой может перехватывать мячи без фола. Не нужно их сравнивать. Если хотите сравнить Канте, то ближе всего к нему Франсис Коклен, а вовсе не Джака».
Дэнни Мерфи, отвечающий за анализ на Match of the Day, дополнял француза: «Джака играет опорника, но у меня есть сомнения относительного его оборонительных качеств. Да, он здорово пасует и может отдать длинную передачу, но он не опорник. Джака не чувствует опасность, даже когда защищается у своих ворот, а соперник просто стоит рядом с ним и даже не двигается».
Из-за такого контраста между плеймейкерскими и оборонительными навыками вокруг Джаки всегда дилемма – слишком хорош на мяче, чтобы не использовать его при розыгрыше, и слишком плох без мяча, чтобы использовать его в опорной зоне. Дилемму удалось решить только Артете и только в этом году.
Новая роль Джаки – среднее между ложной десяткой и бокс-ту-боксом. Помогает система, которую выстроил Артета
Важно понимать – Микель далеко не сразу пришел к решению. При нем Джака поиграл и единственным опорным, и в паре, а еще была пара краткосрочных экспериментов на левом фланге и в центре защиты. Идеальный вариант испанец разработал только в этом сезоне.
Секрет – гибридная роль, которая теперь отводится Джаке. Гранит может быть и одним из опорных (там, где его использовал Венгер), и бокс-ту-боксом (там, где его видел, но не использовал Венгер). Гибридность хорошо просматривается при смене владения: без мяча Джака играет на одной линии с Томасом Парти, с мячом – на одной линии с Мартином Эдегором. Норвежец – еще одна важная часть трансформации и тоже меняет роль (либо десятка, либо восьмерка).
Оборонительные недостатки Джаки в этой структуре размываются благодаря прессингу «Арсенала». Грубо говоря, швейцарцу приходится реже обороняться.
На табличке ниже видна четкая зависимость. Чем трусливее играет «Арсенал», тем чаще Джака вступает в отбор и следовательно чаще фолит. «Арсенал» последних двух сезонов играет намного смелее – попыток отбора и фолов у швейцарца гораздо меньше.
Сопоставимое влияние на Джаку оказывает структура в затяжных атаках. При Венгере и Эмери швейцарец страховал крайних защитников. При Артете – крайний защитник наоборот страхует Джаку. Благодаря прессингу после потери мяча «Арсенал» в зародыше уничтожает контратаки – крайнего защитника не подставляют так, как подставляли Джаку в предыдущих сезонах.
Еще один успех Артеты – получилось и сохранить плеймейкерские качества Джаки, и придумать, как использовать рывки в штрафную, которые подмечал Венгер. X-фактор здесь – ротация в рамках треугольника на левом (ближнем для Джаки) фланге.
«Есть зоны, которые мы всегда должны занимать. На левом фланге мы делаем это через ротацию и смену позиций – Зинченко, Мартинелли и Джака постоянно меняются местами. Главное – всегда заполнять эти зоны, причем не важно, кем именно. Зинченко придал нам дополнительную гибкость на этом краю – игроки меняются позициями так, чтобы запутать соперника, а мы смогли использовать зоны, которые наметили перед игрой», – объяснял принципы Артета.
Согласитесь, очень похоже на динамику правого треугольника у «Ливерпуля». Трент Александер-Арнолд (часть этого треугольника) объяснял ротацию буквально этими же словами:
«Наш треугольник состоит из восьмерки, крайнего защитника и вингера. Суть в том, чтобы кто-то всегда создавал ширину, кто-то находился высоко в последней линии, а кто-то в полуфланге. Тренер говорит, что не слишком важно, кто это будет, нужно просто всегда занимать три этих зоны. С такой гибкостью можешь делать все что захочешь, главное – убедиться, что в этих позициях есть партнер».
Плеймейкерские качества Джаки хорошо помогают в стартовой стадии розыгрыша – когда нужно пройти прессинг или просто выйти на чужую половину. Там он может оказываться на разных позициях, иногда даже глубже всех в треугольнике:
В затяжных атаках ротация идет по похожему принципу – только в этом случае самым глубоким, как правило, оказывается Зинченко. Джака же иногда – вообще выше всех.
Качества Зинченко сделали ротацию особенно подвижной – помогает опыт игры ложным фулбеком (при Гвардиоле в «Сити») и восьмеркой (при любом тренере в сборной). В восторге – даже тренеры соперников. Свежее замечание Хтьетиля Кнутсе из «Буде-Глимт»:
«Недавно просматривал игру «Арсенала» и «Цюриха», чтобы получше изучить швейцарцев, но все мое внимание было вокруг «Арсенала» и их треугольника на левом фланге. Только и думал: «Что же черт возьми они такое творят?» Без конца меняются позициями, но при этом умудряются сочетать это с высокой интенсивностью действий.
Когда присматриваешься внимательнее, все становится чуть легче, но их ротация и правда впечатляет. Особенно химия между левым защитником и центральным полузащитником, который действует очень свободно. Как хорошо, что мы обороняемся не персонально, а по зонам. Если бы действовали 1-в-1, у нас были бы огромные проблемы – они бы легко запутали нас».
Лучший пример ротации и проблем, которые она доставляет соперникам, – из матча с «Лестером».
Сначала все в привычных позициях и по каждому действует соперник. Джака начинает рывок во фланг:
На рывок реагирует Тилеманс – погнавшись за Джакой, оголяет пространство в опорной «Лестера». Туда опускается Мартинелли – Фофана не сразу решается выйти на него (боится оголить зону за спиной):
После перевода Мартинелли на правый край атака завершается ударом самого Джаки – на этот раз оторвался от Тилеманса:
В одной атаке проявилась и косвенная польза от ротации (Джака запутал соперника и создал пространство), и прямая (пробил по воротам).
Во второй категории лишь меняются приемы, которыми Гранит бьет по соперникам. Есть и классические подключения в штрафную в стиле Лэмпарда/Рэмзи, и подачи. Выбор приема зависит от реакции соперника: если держит перед собой, Джака обостряет через пас; если не следит – Джака наказывает рывком.
Табличка ниже идеально резюмирует эволюцию Джаки. Теперь меньше задействован в розыгрыше мяча, зато гораздо чаще угрожает воротам.
Попутно эволюция Джаки сделала универсальнее весь «Арсенал». В прошлом сезоне у Артеты здорово работал только правый фланг – с Эдегором и Сакой в качестве ключевой связки. Теперь нагрузка равномерно распределяется между двумя флангами – выбор в пользу основного на конкретную игру зависит от слабостей соперника.
Как выразился Артета, иногда нужно выйти из зоны комфорта и открыть новую дверь, чтобы понять, как на это отреагирует команда и что предпримет соперник. Пока обстановка следующая: команда отреагировала лидерством АПЛ, а соперники до сих пор не раскусили треугольник, в котором неожиданно заблистал списанный экс-капитан.
Фото: REUTERS/Denis Balibouse, David Klein; Gettyimages.ru/Mike Hewitt, Paul Gilham, David Rogers; globallookpress.com/Peter Byrne via www.imago-images