В ралли – свой Ферстаппен, самый молодой чемпион мира! Ему 22 года – обновил рекорд на 5 лет и вернул Финляндии страсть к гонкам

Всего четвертый полный сезон и только 8 побед.

Одновременно с Гран-при Сингапура и титульными притязаниями Макса Ферстаппена разыгрывался и еще один большой титул чемпиона мира в автоспорте – раллийного WRC. И он завершился успешно: на следующий день после 22-го дня рождения финский пилот Калле Рованпера оформил победу на Ралли Новой Зеландии – и вместе с ней и победу в сезоне 2022-го.

И да, у него до нереального много сходств с нынешним лидером «Формулы-1»!

  • Отец Калле – тоже гонщик, как и Йос Ферстаппен: финский раллист Харри Рованпера, откатавший 111 этапов с 93-го по 2001-й. Правда, победа только одна – на Ралли Швеции 2006-го, а выше 5-го в общем зачете он не поднимался (зато суммарно 15 подиумов).
  • Калле получил особое разрешение от властей Финляндии на оформление водительских прав в 17 лет – ради получения лицензии для топовой гоночной серии. Обычно финнам приходится ждать совершеннолетия, но министерство транспорта признало исключительный талант парня и сделала исключение.
  • Через 25 дней после 17-го дня рождения (и получения прав в тот же день) Калле дебютировал в WRC – на Ралли Великобритании.
  • Через 1,5 месяца после 17-летия уже въехал в топ-10 на следующем ралли и набрал 1 балл. Так он заполучил рекорд как самый молодой гонщик в истории WRC c очкам – в точности такой же у Ферстаппена в «Ф-1».
  • 18 июля 2021-го Калле выиграл Ралли Эстонии и стал самым молодым победителем этапа в истории WRC – в 20 лет и 289 дней. И такой рекорд есть у Ферстаппена в «Ф-1»!
  • В 2022-м выиграл Калле выиграл еще 6 ралли из 13-ти в календаре и досрочно оформил титул – побив рекорд легендарного Колина Макрэя на целых 5 лет. Такое не удалось даже Ферстаппену (в «Ф-1» рекорд юности чемпиона удерживает Феттель).
  • И да, его тоже поддерживает «Ред Булл».

Соперники тоже сравнивают его с Ферстаппеном – и с девятикратным чемпионом Себастьяном Лебом

Гонщики тоже много лет подряд удивляются талантам Калле – лучше всех его описал бывший ментор 31-летний Эсапекка Лаппи (у которого только одна победа в ралли):

Загружаю...

«Он – вообще обычный парень за пределами раллийной жизни. И в реальности трудно по-настоящему понять, почему он так хорош. По крайней мере, я всегда видел его исключительно спокойным все время, его плевать. Он садится в машину и просто едет со стопроцентной концентрацией.

Он постоянно ездит в какой-то машине любого типа, и это роднит его с мистером Себастьяном Лебом (девятикратным чемпионом мира по ралли, победителем 16 этапов «Дакара» и обладателем двух общих вторых место в рейде, победителем гонки в серии электровнедорожников Extreme E и мировом ралли-кроссе, победителем 6 заездов чемпионата мира по шоссейно-кольцевым туринг-гонкам, 4 заездов в ФИА ГТ и обладателем второго места на «24 часах Ле-Мана» – Sports.ru).

Победа Калле – определенно большой момент для всего спорта. Это хорошего для нашего вида, ровно то, что нужно. Ралли нужны герои вроде Макса Ферстаппена, и ровно такой сейчас появляется, надеюсь.

Но все не стало большим сюрпризом. Я годами знал, что все рано или поздно произойдет, что он станет чемпионом. 10 лет назад я взялся учить его на моей полноприводной гоночной «Фиесте» S2000. И проблема быстро вскрылась: мне нечему было его научить. С того момента я говорил жене: «в будущем нам ******». И оказался прав!»

В самом деле – вот как Калле катал народ в шоу Top Gear в 13 лет (через год после «стажировки» у Лаппи). Его уже тогда называли «будущим чемпионом WRC» прямо в подводке:

Загружаю...

Но еще занятнее оказалась реакция восьмикратного чемпиона мира Себастьяна Ожье, тоже откатавшего против Калле 3 года на постоянной основе (а последний сезон – частично):

«Ему не нужны мои советы! Он слишком оторвался от всех. В 22 года я еще даже ни разу в жизни ни садился в раллийную машину (до того возраста Себастьян гонялся в шоссейных кубках «Пежо» – Sports.ru).

Очевидно, он сохраняет крайнее спокойствие – и пока ему это удается, пока он держится ногами на земле. Но не думаю, что титул достался ему слишком просто, хотя и команда ему помогла, конечно. Если все останется в нынешней ситуации – его будущее выглядит очень ярким».

Устроил ренессанс ралли в Финляндии

В Суоми живут всего 5,5 млн человек, однако страна все равно сумела превратиться в грандиозную гоночную силу – можно сказать, главную в регионе. К примеру, у Швеции, Норвегии, Дании (да и России) нет такого же количества успешных и популярных пилотов (и чемпионов) «Ф-1». А уж в ралли финны и вовсе отожрали 30 процентов всех титулов с момента учреждения WRC в 1979-м: шестеро гонщиков забрали 13 чемпионств.

В составе претендентов на победы каждый год фигурирует по 2-3 сильных финских гонщика, однако последним обладателем титула стал Маркус Гронхольм в 2002-м – за время доминирования великих Леба и Ожье Яри-Матти Латвала и Микко Хирвонен семь раз на двоих заканчивали вторыми, и нация слегка потеряла надежду. Рейтинги и посещаемость ралли поползли вниз.

Загружаю...

Однако прорыв Рованпера перевернул ситуацию – причем так резко, что к титулу Калле авторитетное гоночное издание Autosport даже выпустило большой рассказ с заголовком «Как Рованпера вновь зажег страсть Финляндии к ралли».

«Восхождение Рованпера определенно вернуло запал местным. Тысячи фанатов приехали в Ювяскюлю на ралли, чтобы поддержать 21-летнего гонщика на пути к рекордному титулу. Свыше 20 тысяч фанатов с флагами и горнами прибыли к ночи четверга только на один суперкороткий городской мини-этап! (В городе всего 144 тысячи жителей – Sports.ru).

Обычно ралли транслируют полностью на платном ТВ, но сейчас к нему добавился бесплатный национальный вещатель YLE. По его рейтингам после финиша, публика посмотрела 5,5 миллионов часов записей и программ о Ралли Финляндии только на стриминговых платформах – как если бы каждый житель страны уделил гонке хотя бы час».

Вновь – прямо как Ферстаппен, вернувший в Нидерланды собственный Гран-при «Формулы-1»!

Нужно помнить, что ралли и проводят, и снимают совсем не как Гран-при: заезд растягивается на 4 дня, каждый разбивается на несколько спецучастков (вплоть до десятка), и их последовательно транслируют весь день с 8 утра временами до 10 вечера. На выходе – намного больше чистого времени контента, но и концентрация событий меньше, потому максимальное внимание обычно выпадает на решающие финальные спецучастки или обзоры с итогами и главными моментами.

Загружаю...

Однако для одной маленькой страны показатели все равно впечатляющие!

Рованпера – классический финн: всегда спокоен и не думает о рекордах, хоть и побил «вечное» достижение 27-летней давности

Ожье и Лаппи неспроста раз за разом вспоминали спокойствие Калле: кажется, его вообще ничего не заботит, кроме процесса руления. В любых интервью или просьбах о комментарии он говорит об эмоциях и нервах ровно так же, как и сразу после завоевания титула:

«Сам немного удивлен, но даже сегодня утром я не чувствовал нервяка или чего-то такого. Слегка напряженно вышло на старте дополнительного участка Power Stage (финальный отрезок, за который отдельно начисляется до 5 очков) – просто хотел, чтобы он наконец начался и дал мне выполнить работу».

Повеяло фирменным холодком Кими Райкконена, не так ли?

Про рекорд как самого молодого чемпиона Калле высказался примерно так же:

«Я никогда не был фанатом рекордов, и в смысле «в каком возрасте я что-то сделал» – тоже. Но, конечно, обновить достижение Колина Макрэя – нечто особенное, он был невероятным и великолепным гонщиком».

Более чем – он выиграл 25 ралли и 42 раза поднялся на подиум, а его рекорд продержался с 1995-го!

«Для него все было естественным, все получалось само собой, – вспоминал Колина нынешний шеф «Хааса» Гюнтер Штайнер, работавший с Макрэем в 1999-2000 годах в заводской раллийной команде «Форда». – Ему не приходилось прикладывать каких-то усилий для того, чтобы сделать машину быстрой. Он просто ехал. Колин умел быстро гонять. Думаю, он был самым талантливым и одаренным гонщиком из всех, кого я когда-либо встречал.

Загружаю...

Он был хорош и в обратной связи. Если что-то не работало, он мог отлично объяснить, в чем именно дело. И говорил прямо».

Причем Колин сражался с пиковым Карлосом Сайнсом-старшим – отцом нынешнего гонщика «Феррари» в «Ф-1», четырехкратным чемпионом «Дакара» и официально лучшим гонщиком в истории ралли по версии самого чемпионата. И победил – тогда, в 95-м, оформив тот самый рекорд.

А теперь его достижение пало. Интересно, сколько же рекордов побьет Рованпера?

«Влететь в дерево гораздо неприятнее, чем перевернуться с машиной 10 раз». Чемпион Европы знакомит с миром ралли

Сенсация в ралли: король аварий первым за 15 лет порвал Ожье с Лебом. Теперь он – новый чемпион мира

Болиды для ралли — очень пугающие. Их боятся гонщики «Ф-1», звезды MotoGP и даже победители «Дакара»

eastnews.ru/John COWPLAND / AFP; Gettyimages.ru/Massimo Bettiol; Instagram/kallerovanpera

Популярные комментарии
Larion51
Настоящие гонки, настоящий чемпион! Это вам не по Монако паровозиком!
Silent2006
«Вернул хайп к гонкам». В заголовке. Ребята, у вас в редакции с учителями русского совсем туго? Хайповать можно на чем-то, можно вокруг чего-то, но не к чему-то. К гонкам можно вернуть интерес, но не хайп.
priova 2
Пока не осознал до конца насколько это исторический момент. Очень рад за финского, неиспорченного славой, пацаненка. Каждый раз когда на глаза попадается фото Калле, не покидает чувство что видишь перед собой ребенка.
Еще 11 комментариев
14 комментариев Написать комментарий