Владелец «Маруси» и ее директор Николай Фоменко – где они сейчас?

Вспоминаем людей, пытавшихся продвинуть проект российской команды в «Ф-1».

«Маруся» опоздала к титулу первой российской команды «Формулы-1» (ее перехватил «Мидленд» перед сезоном 2005-го – с презентациями на Красной площади и лицензией под триколором), но все равно именно черно-красная машина сейчас больше всего ассоциируется с нашей страной. Все-таки ее название, бэкграунд в виде производителя суперкаров (хоть и формально в виде несвязанной структуры), директор по инжинирингу в лице Николая Фоменко, русский инвестор Андрей Чеглаков сыграли огромную роль в восприятии и позиционировании.

Загружаю...

Добилась ли «Маруся» успеха? За 3 года гонок под русским брендом она лишь раз заработала очки – на Гран-при Монако 2014-го под управлением талантливейшего Жюля Бьянки (полученного у «Феррари» для подготовки к «Ф-1» вместе с моторами со скидкой) – однако в итоге победила в схватке новых команд с минимальными бюджетами («Катерхэм» и «ХРТ») и вообще продержалась в «Ф-1» дольше их всех. Главной фишкой команды стала разработка машины прежде всего при помощи средств компьютерных симуляций CFD – тогда он использовался редко и эпизодически, теперь – стандарт «Ф-1».

Всего же она ездила с 2011-го по 2014-й (сперва – как спонсор, а с 2012-го команду выкупили целиком), провела 55 Гран-при, лучшая стартовая позиция – 12-я, в 2011-м стала 12-й в Кубке конструкторов, в 2012-м – 11-й, в 2013-м – 10-й, а в 2014-м – 9-й, внезапно обогнав «Заубер» с 20-летней историей.

Однако кубковый успех не помог: фатальная авария Бьянки на Гран-при Японии 2014-го дала проблемы в прессе – тогда Жюль ошибся, когда догонял пелотон в режиме автомобиля безопасности на мокром треке, поскользнулся, улетел в трактор, увозивший сошедший «Заубер» Сутиля, врезался шлемом в жесткий корпус и впал в кому. Пилот скончался 17 июля 2015 года, и все это время (особенно после самой аварии) имя «Маруси» фигурировало в медиа именно в контексте смертельной аварии, а не чудесного попадания в топ-10 – привлечь спонсоров с таким бэкграундом стало абсолютно невозможно.

Загружаю...

«Мне будет не хватать тебя, брат». Как мир отреагировал на смерть Жюля Бьянки

Тем временем личные деньги инвесторов заканчивались, а дополнительные призовые обычно выплачиваются после закрытия финансового года – то есть перед следующим сезоном. После Гран-при России «Маруся» заявила о начале банкротства, внешнем управлении и пропуске остальных этапов.

Наследие «Маруси» – команда «Манор», в которой после блистали юниоры «Мерседеса» Паскаль Верляйн и Эстебан Окон (и откуда после банкротства в «Мерседес» ушли многие инженеры – они и помогли немцам сохранить доминирование даже после нескольких правок регламента).

А что же делают сейчас те люди, кто пытался по-настоящему продвинуть проект русской команды в «Ф-1»?

Спортивный директор: Николай Фоменко

Бэкграунд тогда: музыкант, актер, сценарист, теле- и радиоведущий, заслуженный артист РФ, мастер спорта по горным лыжам и автоспорту, копировал Джереми Кларксона в русской локализации Top Gear, гонщик с 1998-го (ездил даже в FIA GT), главный редактор журнала «Автопилот».

Что делал в «Марусе»: с февраля 2011-го по апрель 2014-го возглавлял инженерный отдел команды.

Где теперь: баллотировался в Мосгордуму от «Партии Роста» в 2019-м, через год ушел с поста главы отделения партии, был членом жюри в шоу «Россия рулит!», снялся в новых российских проектах «Беспринципные», «Пищеблок», «Почка».

Что говорил про «Ф-1»: «Мы доказали, что за $64 млн можно проезжать целый сезон и даже подъезжать ближе к десятке. Как бы трудно нам не было, какое бы ни имелось недопонимание между немецкими инженерами, которых заводил в команду я, и англичанами, которые изначально там работали… Масса тонкостей в отношениях. Это связано со старыми ментальными делами, которые остаются в крови.

Загружаю...

Сейчас не принято об этом говорить, но все равно все живут, придерживаясь собственных национальных корней. И когда нации сталкиваются, то все посмеиваются друг над другом. Знаете шутку из паддока «Формулы-1» про ад и рай? Ад – это немецкие любовники, французские инженеры, итальянские полицейские и английская еда. А рай – немецкие инженеры, французские любовники, итальянская еда и английские полицейские.

Главное событие – не гоночные результаты, а технологические решения. Например, на CFD мы перешли даже раньше, чем нужно было», – рассказывал он «Чемпионату».

Инвестор: Андрей Чеглаков

Бэкграунд тогда: в 1990-х владел компанией «Стиплер», поставлявшую компьютерную технику и программное обеспечение, а так же собиравшую приставки Dendy (продали 5 млн приставок и 15-20 млн картриджей). Затем купил завод «Тензор» (производитель приборов и оборудования для атомной промышленности). Вице-президент «Ростелекома» и бывший заместитель гендиректора в Гознаке – по тексту Forbes ».

Что делал в «Марусе»: совладелец завода, в основном давал деньги на разработку машины, искал спонсоров. По данным «Коммерсанта», доля в команде обошлась Чеглакову в $12 млн. В СМИ писали, что он погасил долги на $210 млн, а ее ежегодный бюджет достигал $60 млн. Сам бизнесмен суммы не подтверждал: «И это не только мои вложения, я, к сожалению, не настолько состоятелен», – объяснял он. Действительно, среди спонсоров команды значились малайзийская Qnet, букмекерская компания «Лига ставок» и медиахолдинг РБК.

Загружаю...

Где теперь: генеральный директор и мажоритарный владелец IT-компании «Мой офис» (разработчик условного русского ответа Microsoft Office), владелец UFS («Универсальная финансовая система») – разработчик решений для продажи железнодорожных и авиабилетов, крупный подрядчик «РЖД».

Что говорил про «Ф-1»: «Мы могли бы войти в «Формулу-1» чуть иначе, потратив меньше денег. Сегодня бы я сделал все более рачительно, скажем так. Но когда ты вступаешь туда, то есть некоторая логика шагов, каждый тянет за собой последующие.

Предполагаю, что при стечении некоторых факторов я что-то мог бы поделать в этой зоне еще раз. Например, сейчас появились довольно любопытные электрические серии. Но сейчас очень важно что-то делать в нашей стране», – рассказывал Чеглаков в интервью «Чемпионату».

В России больше никогда не будет Гран-при «Формулы-1». А какая наша главная гонка – никто не знает

Думали, «Маруся» загнулась? А вот и нет – выходит на старт «русского «Ле-Мана» с мотором «Ауди» на 420 л.с.

Болид на Красной площади, случайный подиум и внук Ельцина. Первая российская команда «Ф-1» была очень странной

Фото: РИА Новости/Михаил Фомичев, Валерий Левитин, Руслан Кривобок

Популярные комментарии
King_Stah
Материал крайне слабый, уж простите... Если эти потуги вообще можно назвать материалом... Не по части "чем ща занимаются эти ребята" (хотя и она средненькая), а по части преамбулы про собственно команду... Если уж взялись писать то пишите честно, без этого мямленья, чвяканья и сглаживания углов на каждом шагу... Если уж говорить объективно и по-честному, то весь этот проект, с какой стороны/аспекта не зайди был цирком изначально... Что с изначального его старта Бутом и Виртом... Последний вообще отдельный циркач... Со своей концепцией "CFD only" которой и сейчас, в эру очевидного роста CFD-технологий в Ф-1, в плане уровня их использования, не особо и придерживаются и все равно огромное внимание уделяют верификации данных в трубах... О чем автор материала благополучно забывает когда пишет что она "теперь – стандарт «Ф-1»"...Взялись писать -- так уж пишите честно и грамотно и не врите про "редко и эпизодически": CFD в Ф-1 используется примерно с середины 90-х и все это время ее использование постоянно расширялось в соответствии с развитием технологии и ростом компьютерных мощностей и снижением их стоимости до более приемлемых для Ф-1 величин... "Главной фишкой команды" в обсуждаемом случае было не то что они технологию CFD широко применили, а в том, что они с подачи Ника Вирта изначально заявили, мол мы забиваем на трубы, мы будем разрабатывать машину только в CFD, попытавшись создать себе тем самым имидж передовиков технического прогресса и мегапрогрессивных ребят... Естественно эта попытка запрячь телегу впереди лошади провалилась с треском... Шасси получилось никакущим, команда слила даже остальным таким же как она новичкам, причем при проектировании эти " мегапрогрессивные ребята" умудрились облажаться даже в расчете объема топливного бака... Впрочем к тому чтобы облажаться в Ф-1 Нику Вирту не привыкать: именно он проектировал Бенеттоны 97-99 годов, и если в 97 еще худо-бедно на инерции наработок Брауна/Бёрна выезжал, то далее получалось у этого "гения" вообще из рук вон, особенно в 99-ом, когда он умудрился спроектировать болид, который "отличился" достаточно редкой для болидов той эпохи особенностью -- превышением минимальной разрешенной массы, в результате чего туда чисто физически не могли запихнуть балласт и играть с развесовкой, что породило кучу проблем с настройками... Что в аспекте спонсоров/совладельцев был не меньший цирк... Ричард Брэнсон в лице Virgin еще при спонсировании Браун ГП и попытке ее в итоге прикупить, отличился редкостным жлобством, особенно с учетом его финансовых возможностей... Ну и тут, что называется, встретились два одиночества... С российским боком цирк был ничуть не меньший, а то и больший... Причем уже начиная с базового, с самой Marussia Motors... Этот проект т.н. "сурперкаров" сам по себе был отдельным цирком... "Суперкар" с максималкой в 250 км/ч? ))) Серьезно? ))) При том что для ЦА покупателей суперкаров максимальное значение на спидометре и техническая возможность его достижения, пусть даже они лично его в реале никогда не выжмут -- это в принципе один из первейших понтов... Надувание шчОчак вокруг мультимедийности и компьютерной начинки машины, мол мы туда для этого чуть ли не систему на интел-ксеон запихнули? ))) Опять же ну и кому это надо??? Для этих целей такая начинка глубоко избыточна, а для слушанья музла во время поездки ЦА такого сорта машин куда лучше зайдут на порядок менее мощные какие нибудь понтовые мультимедийные системы от известных брэндов... Не говоря уже о том что с реализацией разработки и производства там отдельная эпичная клоунада вышла... Сколько там раз у них движок в проекте менялся и под него проект перекраивался... ЕМНИП с полдюжины... И птичка все равно не взлетела и разродилась лишь чем-то около полудюжины рабочих авто и парой десятков прототипов различных сортов... Не меньшим цирком стало назначение Фоменко в руководство команды... Как сейчас помню, когда я услышал конкретный пост, у меня это вызвало ну просто дикий ржач... Фоменко -- директор по инжинирингу??? ))) В команде Ф-1??? ЛОЛШТО? ))) При всем уважении к Фоменко как к музыканту, шоумэну, ведущему, и отнюдь не самому плохому автогонщику... Но блин, какой нафиг из него "директор по инжинирингу"??? Ну как корове седло! Это же чистой воды техническая должность, ну камон... Если уж и давать ему должность в команде, то скорее эдакого наставника молодых гонщиков, где он на основании своего опыта возможно чего-то и сможет им подсоветовать... И то куда уместнее было бы это делать не в команде Ф-1, а где-нибудь в GT, к чему практический опыт Фоменко существенно ближе... Да и команда в GT была бы кратно дешевле... Ну или наставником эдакой мультидисиплинарной программы поддержки а-ля СМП-Рэйсинг например... Заодно и комплексно помог бы российскому молодняку в автоспорте продвигаться... А так -- ну цирк с конями...
Rodbert
С самого начала было понятно, что шоумен во главе инженерного отдела это полная шляпа. Однако они все равно заслуживают уважения за смелость и преодоление трудностей. Откатать несколько сезонов и взять очки в их реалиях это чудо.
Jack 13th
Для чегописать огромную статью? Фоменко - там-то, второй - там-то. Всё. Чего там из пальца высасывать?
Еще 24 комментария
27 комментариев Написать комментарий