«Даллас» не выигрывал Супербоул 27 лет. Почему это до сих пор самый прибыльный спортивный клуб на планете?
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Прежде, чем стать главным героем популярного сериала, Тед Лассо был частью рекламной кампании NBC в 2013 году, когда американская телесеть получила права на трансляцию матчей английской премьер-лиги в США.
Суть рекламного ролика была той же, что и в будущем сериале: Лассо в исполнении актёра Джейсона Судекиса — хрестоматийный тренер по американскому футболу, нанятый «Тоттенхэмом» и изо всех сил старающийся понять основы «соккера».
В одной из сцен помощник Лассо рассказывает ему про два самых легендарных клуба Англии.
«Манчестер Юнайтед» он называет «очень богатым», и «все либо любят их или ненавидят».
«Даллас Каубойс», — находит аналогию Лассо.
«Ливерпуль» «раньше был сильным», продолжает инструктировать ассистент, но «не становился чемпионом очень давно».
«Тоже «Даллас Каубойс», — резюмирует Лассо.
Шутка немного устарела. «Ливерпуль» с тех пор завоёвывал чемпионский титул не только в Англии, но и в Европе. «Манчестер Юнайтед» по-прежнему тратит много денег, но относительно его перспектив соперники злорадствуют куда больше, чем на момент выхода рекламы.
А вот «Ковбои» остаются там же, где и были — их любят и ненавидят в равной пропорции; выросло уже целое поколение, не заставшее больших побед команды; и, главное, они всё ещё «очень богаты».
Народная команда Америки только-только приступила к подготовке к сезону–2022 в тренировочном лагере в Окснарде, штат Калифорния. С момента их последней победы в Супербоуле прошло 27 лет. За это время «Даллас» выиграл лишь четыре матча на вылет из 15 и ни разу не прошёл дальше второго раунда плей-офф. Со времён последнего триумфа «Далласа» уже 13 разных клубов, включая двух соперников по дивизиону, успели выиграть Супербоул, а «Питтсбург Стилерс» и «Нью-Ингленд Пэтриотс» обошли «Ковбоев» по числу выигранных призов Ломбарди за всю историю. Возникали и скандалы за пределами футбольного поля — например, клубу пришлось выплатить $2.4 миллиона, чтобы погасить обвинения в том, что функционеры клуба устраивали тайную видеосъёмку чирлидерш в раздевалке.
Ни посредственные результаты, ни скандалы не затормозили экономический рост «Далласа». Эта звезда горит ярче всех других сверхновых во вселенной американского спорта — даже «Нью-Йорк Янкис» и «Лос-Анджелес Лейкерс» с ней не сравнятся. В этом сезоне «Даллас» проведёт пять матчей регулярки в прайм-тайм — это максимум для команды. Команда остаётся главной темой для обсуждения в прессе, вне зависимости от их текущих результатов.
«Они по-прежнему «команда Америки». Их всё ещё смотрят больше всех остальных. Каждая телесеть хочет заполучить как можно больше матчей с участием «Далласа». У них самая крупная фан-база в стране», — сказал спортивный журналист Sportico Курт Баденхаузен.
По части финансовых результатов «Ковбои» неуязвимы. Даже в период супербоульной засухи над Далласом идёт денежный дождь. С 2016 года «Каубойс» регулярно возглавляют список самых прибыльных спортивных клубов по версии «Форбс». В эпоху, когда клубы покупаются за астрономические суммы, «Ковбои» установили бы исторический рекорд, если бы когда-нибудь клуб был выставлен на торги. В «Форбс» считают, что рыночная цена «Далласа» — $6.5 миллиарда, но это почти наверняка заниженная оценка.
Владелец команды Джерри Джонс в мае сказал, что, по его подсчётам, он на рынке смог бы выручить за продажу клуба минимум $10 миллиардов — хорошая отдача, учитывая, что в 1989 году он купил «Даллас» за $150 миллионов.
Джонс ясно дал понять, что «никогда не продаст «Каубойс», но заоблачный ценник служит подтверждением финансовой мощи самой популярной спортивной лиги США.
«Всё дело в экономической структуре НФЛ», — подтвердил Баденхаузен, помогавший запустить рейтинг самых прибыльных спортивных клубов по версии «Форбс» в 1998 году.
НФЛ — самая богатая спортивная лига в мире. Каждый год она генерирует миллиарды долларов, которые приходят, в основном, от продажи прав на телетрансляции и стримы, а доходы поровну распределяются между всеми 32 клубами. В 2021 году лига заработала порядка $18 миллиардов — это соотносится с целью НФЛ заработать $25 миллиардов в 2027 году. В прошлом году НФЛ подписала контракты с CBS, Fox, NBC, ESPN и Amazon до 2033 года за общую сумму в $113 миллиардов, то есть, каждый клуб будет получать по $300 миллионов в год.
Этот контракт подтвердил статус НФЛ не только как главного бриллианта в короне американского спорта, но и вообще как главного развлечения страны. Из сотни самых популярных телепередач США в прошлом году 75 — это матчи НФЛ.
«Сам вид спорта очень популярен. В матчах много интриги, футболисты становятся лучше с каждым годом, и всё это уже стало частью американской культуры», — поясняет спортивный бизнес-консультант Марк Гэнис
НФЛ ограничивает бюджет, который каждая команда может потратить на зарплату футболистам, чтобы обеспечить соревновательный паритет.
По словам Баденхаузена, комбинация запредельного богатства лиги и мудрого способа распределения этих денег привела к тому, что клубы НФЛ оцениваются выше, чем более известные на международной арене команды. В топ-50 самых прибыльных клубов по версии «Форбс» более половины представляют НФЛ, включая три команды в топ-10.
«Большие европейские клубы наработали глобальные бренды, но прибыльность клубов не идёт в ногу с масштабами брендов из-за экономической структуры этих клубов и сумм, которые они должны тратить, чтобы оставаться конкурентоспособными. В европейском спорте идёт гонка вооружений без каких-либо ограничений», — объяснил Баденхаузен.
Весьма показательны случаи «Денвер Бронкос» и «Челси», совсем недавно сменивших владельцев. «Челси», один из шести крупнейших клубов Англии, базирующийся в столице крупной европейской страны, был продан за $3.2 миллиарда. «Бронкос» — всего лишь десятая по стоимости команда НФЛ, находящаяся за пределами топовых рынков США, была продана за $4.65 миллиарда.
«Бренд «Челси» более глобален, чем у «Денвер Бронкос», но из-за экономических особенностей клуб НФЛ из второго десятка продаётся дороже, чем «Челси», — отметил Баденхаузен.
Джонс сыграл ключевую роль в формировании той экономической модели, которая обогатила как «Даллас», так и все остальные клубы НФЛ. В 1993 году владелец «Ковбоев» заключил сделку с Рупертом Мёрдоком, в результате которой основным телевизионным партнёром НФЛ вместо CBS стал телеканал Fox. CBS предложила лиге меньше денег, чем раньше. Мёрдок, поддерживаемый Джонсом, приобрёл права на четыре года за $1.6 миллиарда — на 60% больше, чем предлагала CBS.
«Джерри привёл Fox. Fox радикальным образом повысил ценник. CBS потеряла НФЛ. Эта история объясняет всё как про «Каубойс», так и про НФЛ», — сказал Гэнис.
В 1995 году Джонс подал в суд на НФЛ из-за того, что лига пыталась ограничить число спонсорских контрактов для каждого клуба в отдельности. Пытаясь получить выгоду за счёт бренда своей команды, Джонс вёл переговоры с Pepsi, Nike и American Express. В НФЛ посчитали, что Джонс нарушил правила лиги по заключению спонсорских контрактов. Джонс в ответ на это использовал антимонопольное законодательство, обвинив лигу в создании картели, которая контролирует логотипы и торговые марки клубов.
Стороны пошли на соглашение, и теперь Джонс — как и любой другой владелец команды — может самостоятельно вести переговоры со спонсорами.
«Он изменил экономику лиги, предоставив больше свободы клубам. Он продавал «Ковбоев» на рекламном рынке сильнее, чем кто-либо ещё. В результате этого, а также благодаря сильному бренду, он смог извлечь финансовую выгоду», — рассказал Баденхаузен.
Под руководством Джонса «Каубойс» расширили свою вотчину в Северном Техасе и тем самым создали ещё больше возможностей для спонсорских и коммерческих сделок. В 2009 клуб представил новый ультрасовременный стадион, расширив вместимость до 100 тысяч зрителей, а в 2016 году — тренировочную базу в два раза больше предыдущей.
«Каубойс» также успешно сработали в плане увеличения своей фан-базы за пределами Техаса. Болельщики из штата Одинокой Звезды давно злорадствуют, что их команду активно поддерживают в Вашингтоне, округ Колумбия, хотя там базируются их соперники по дивизиону — «Коммандерс». Многие связывают это с тем фактом, что «Ковбои» были на первом плане с самого своего рождения, в отличие от команды НФЛ из Вашингтона, а также у «Далласа» высокий процент поддержки среди чернокожего населения столицы.
Баденхаузен в прошлогоднем рейтинге спортивных клубов Sportico оценил «Даллас» в $6.92 миллиарда и считает, что «Ковбои» «станут первой командой в истории североамериканского спорта, которая будет зарабатывать по миллиарду долларов ежегодно».
Гэнис высказал мысль, что Джонс на рынке получит за «Каубойс» $8 миллиардов, поскольку ценность клуба выросла из-за новой тренировочной базы и общего процветания лиги.
Но главная причина роста стоимости «Далласа» — это человек, который сделал из футбольной команды золотую жилу.
«Команда «Каубойс» построена на фантастическом фундаменте. Добавьте сюда Джерри Джонса, и вы полите нечто экстраординарное в мировых масштабах», — заключил Гэнис.
Материал по теме: Стадион «Даллас Каубойс» построен не так, как другие арены. И всё ради красивых фоточек
Оригинал материала: The Guardian