От первой тренировки до выпуска. Руководители хоккейных школ России − о работе с молодыми игроками

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

«На первоначальном этапе самое важное — сохранить у ребёнка желание заниматься хоккеем».

Спикеры:

Алёна Крылова, директор СДЮШОР «Крылья Советов»; Марк Евко, заместитель директора МАФСУ «СШОР «Металлург»; Михаил Черковский, директор ГБУ «СШ «Академия «Спартак» Москомспорта; Сергей Кутузов, заместитель директора ХК «Лада» по работе ДЮСШ; Денис Ежов, генеральный директор хоккейной школы «СКА-Стрельна»; Роман Капитонов, председатель правления АНО «Хоккейная Академия Харламова».

В материале Алёна Крылова из «Крыльев Советов» расскажет об особенностях работы одной из старейших и известнейших российских школ, воспитавшей множество отличных хоккеистов. Денис Ежов из «СКА-Стрельни» руководит относительно молодой школой, которая только готовится к своему первому выпуску, но использующей в своей работе передовые технологии и дающей юным спортсменам максимальную возможность совершенствовать своё мастерство. Михаил Черковский из академии «Спартака» объяснит о том, что изменилось в работе за последние три года, и о том, как постепенно академия сможет вернуть себе лидерские показатели в столице.

Загружаю...

Марк Евко и Сергей Кутузов раскроют особенности работы двух известных региональных школ — новокузнецкого «Металлурга» и тольяттинской «Лады» соответственно; о том, как несмотря на трудности, они продолжают работу и воспитывают новых хоккейных звёздочек. Кроме этого Роман Капитонов из подмосковной «Академии Харламова» поведает об особенностях работы частных школ, о том, какие акценты они делают, и что даёт детям обучение в таких школах.

«Всё начинается со школы. Это можно сказать и про общеобразовательную школу, и про спортивную. Школа всегда идёт параллельно и в содружестве с воспитанием ребёнка дома. Всё основное, чем спортсмен будет пользоваться в своей карьере, закладывается в школе. От правильного катания до понимания того, что хоккей — это командная игра, что каждый должен быть не индивидуальным игроком, а членом команды, от которого многое зависит», — рассказывает директор школы «Крылья Советов» Алёна Крылова.

Начало пути

Чёткого ответа на вопрос, когда стоит отдавать ребёнка в школу, нет, да и сами школы делают первые наборы в разном возрасте. Основные отличия касаются первых месяцев и даже первого года занятий ребёнка в школе.

«Один из приоритетов для нашей школы — взращивание спортсменов, — рассказывает генеральный директор хоккейной школы «СКА-Стрельна» Денис Ежов. — Мы хотим, чтобы они что-то умели после, азы должны даваться в самом начале пути. Второй приоритет — это здоровье детей. И, конечно, правильное моральное воспитание. Мы сначала запускаем детей в залы и не допускаем до льда в течение полугода, считаем, что это правильно. Как у нас говорит старший тренер, сначала надо научить их ходить, а потом уже кататься. В зале ребята социализируются, занимаются в игровой форме, радуются тренировочному процессу. Это такой период адаптации, мы не сразу выкидываем их на лёд с клюшками. Мы тратим чуть больше времени, чем другие школы, но не скажу, что мы единственные с такой практикой. Зато потом нам легче заниматься, вносить какие-то коррективы. А ещё это позволяет увидеть перспективных ребят».

Загружаю...

Руководители школ отмечают, что на первоначальных этапах важно заложить правильный физический фундамент в ребёнка, прежде чем начать тренировочный процесс на льду.

«У нас набор детей — мальчиков и девочек — начинается в возрасте пяти лет. Это этап предварительной подготовки, у них максимальная нагрузка в неделю — четыре часа. В этом возрасте организм ещё не сильно окрепший, надо уделять особенное внимание физическому развитию. Поэтому идёт ОФП, подготовка организма ребёнка к более узкой нагрузке. Клюшки даём где-то через полгода, но нужно смотреть по подготовке детей. Сейчас она стала меньше — дети стали домашними. На первое занятие в любом случае они приходят с клюшкой. Но потом начинается процесс обучения катания, клюшечки убираются в сторону», — рассказывает заместитель директора по методической работе новокузнецкого «Металлурга» Марк Евко.

Ключевым становится заинтересовать ребёнка процессом обучения и тренировок, а не отбить желание заниматься хоккеем.

«Набор детей в 4-5 лет в оздоровительные группы проводится круглогодично. Изначально в процессе подготовки упор делается на обучение катанию на коньках. Развитие ловкости и гибкости происходит во время занятий вне льда, есть тренер по акробатике, проводятся тренировки в бросковой зоне. На первоначальном этапе самое важное — сохранить у ребёнка желание заниматься хоккеем и посещать тренировки, научить ребёнка учиться», — говорит директор школы «Лады» Сергей Кутузов.

Загружаю...

Начальной подготовкой детей к хоккею занимаются не только государственные и муниципальные школы, но и частные.

«По мнению родителей, ребёнок должен сразу попасть в топовую школу, где есть вертикаль до уровня КХЛ. Но первичные наборы в таких группах бывают по шестьдесят с лишним человек, и отсев там идёт регулярно. Ребёнок не понимает, почему сегодня он ходил на тренировки, а завтра ему говорят не приходить. Для этого нужны частные школы, чтобы у каждого ребёнка был второй шанс. Кто-то считает, что коммерция — это плохо, что это только для заработка денег, а подготовки никакой. Это не так. У нас делается акцент на детей, подобраны тренеры, которые умеют работать с детьми. Мы считаем, что особенно важно в детском возрасте заложить любовь к хоккею, чтобы ребёнок в игровой форме получал какие-то азы технического и тактического плана. Наше базовое правило — доброе отношение к ребёнку», — рассказывает руководитель «Хоккейной академии Харламова» Роман Капитонов.

Первые соревнования

Если на начальном этапе подготовки детей важными становятся такие факторы, как умение справляться с тренировками с точки зрения физической нагрузки, желание заниматься хоккеем, то со временем нагрузки только увеличиваются за счёт общеобразовательной школы, и появляется первое давление со стороны, ответственность за результат. Важным в этой ситуации становится психологический аспект.

«Если ребёнок тренируется с пяти лет, то к восьми-девяти уже выработалась привычка к определённом режиму — игровому и тренировочному. В этом возрасте они уже ходят в общеобразовательную школу, нагрузки увеличиваются. Не нужно пропускать тренировки, но не стоит и придумывать лишние занятия. В девять лет у ребят начинаются соревнования, начинается дополнительное давление — нужен результат. Тренеры спрашивают результат, родители спрашивают результат. Где-то с девяти до четырнадцати лет — большой отрезок.

Загружаю...

Я бы здесь советовала сосредоточиться на голове, на психологии. Уверенность в себе, умение переключаться, способность восстановиться. Родители у нас тоже становятся тренерами, но если тренер говорит одно, то родители — другое, часто совсем противоположное. Если картинка складывается, то к четырнадцати годам ребёнок понимает — остаётся он в спорте, или нет. Проходит переходный возраст и у человека возникает понимание, чем он хочет дальше заниматься, хотя бы приблизительно», — отмечает Крылова.

«В первые годы мы делаем акцент на индивидуальное развитие. Без тактических схем. Самое главное катание, потом владение клюшкой, всё идёт постепенно, в зависимости от усвоения. Физиология — дело сугубо индивидуальное, все развиваются по-разному. Нагрузки даются по-разному, обращаем внимание на здоровье ребят как физическое, так и психологическое. Даём советы как правильно восстанавливаться, чтобы снижать усталость у ребят», — говорит директор академии «Спартак» Михаил Черковский.

В возрасте 8-12 лет важным становится уделить внимание каждому ребёнку, в это время к работе с детьми подключаются тренеры-волонтёры и специализированные тренеры по амплуа.

«На этапах начальной подготовки с восьми лет занятия становятся более серьёзными, увеличивается количество тренировок, сложность заданий, подключаются к работе тренер вратарей и тренер защитников. Дети знакомятся с азами тактики. Принимают участия в первых турнирах, приходят первые победы, появляются лидеры. И уже на третьем году обучения (в десять лет) в группе начальной подготовки начинаются первые официальные соревнования, призванные подготовить детей к переходу на тренировочный этап», — говорит Кутузов.

«Стараемся, чтобы на льду было как можно больше тренеров, привлекаем волонтёров — выпускников спортивного отделения, чтобы они выходили в помощь. Волонтёров довольно много, и их помощь важна, потому что так проще уделить внимание всем детям», — рассказывает Евко.

Загружаю...

Время определяться

К 12-14 годам с набора в школе команда переходит игру в один состав. Тогда же нужно определяться с тем, хочет ли ребёнок идти по пути профессионального хоккеиста.

«Когда происходит переход на игру в один состав, мы начинаем родителям говорить, что вы должны определяться. Если вы видите и даёте шанс ребёнку попробовать себя в профессиональной системе, то мы сделаем это. За три года работы академии мы дали им понять, как работает система. Мы видим по турнирным показателям, что идём в правильном направлении. Если посмотреть динамику младших возрастов, то мы идём на равных с «Динамо» и приближаемся к ЦСКА. Это даёт родителям основание приводить детей к нам», — рассказывает Черковский.

«В этом возрасте у ребят и родителей есть понимание, что они видят себя в хоккее. Здесь идёт направленная работа на их совершенствование, появляются более серьёзные соревнования. В Санкт-Петербурге в последние пять лет проводится интересное первенство. То есть это уже более серьёзная история, присутствует мотивация. В этой возрастной группе это уже сформированная команда, коллектив, с которым надо определённым образом работать, это уже более взвешенная ситуация, чем когда только происходит набор.

Хоккей омолодился, и ребята даже раньше начинают понимать для себя, что они выбирают этот путь», — отмечает Ежов.

«Команды в этом возрасте уже живут настоящей хоккейной жизнью: предсезонные сборы и турниры, официальны соревнования, вызовы в сборные по своему возрасту. Создаются спортивные классы для оптимизации учебного и тренировочного процессов. Более детально строится работа с видеоматериалами, закладывается фундамент анализа. К 13-14 годам уже можно говорить о перспективах того или иного игрока в профессиональном хоккее», — говорит Кутузов.

Загружаю...

Немаловажным становится профессиональный подход самого игрока к своему процессу подготовки, желание изучать, узнавать что-то новое. В этом возрасте необходимо чётко понимать, что если выбрал этот путь, то нужно продолжать по нему идти

«Важна насмотренность, полезно смотреть матчи, это включено в процесс. Не просто смотреть, но пытаться разобрать, увидеть ошибки, подумать, как бы сам поступил в какой-то ситуации. Лучше всего человек понимает ситуацию, когда сам её объясняет. У нас есть такая практика, когда тренер показывает упражнение, а потом просит объяснить его кого-то из игроков. Если смог объяснить — значит сам понял», — добавляет Крылова.

Выпуск

Когда юный спортсмен и родители уже определились о продолжении карьеры хоккеиста, происходит переход на более взрослый и профессиональный уровень. Больше внимания со стороны тренеров клубной системы, выступления в ЮХЛ, а затем и в МХЛ.

«Команда Юниорской хоккейной лиги, где выступают ребята 16-18 лет, является переходным звеном от школы к молодёжному хоккею, к первым профессиональным контрактам. В команде ЮХЛ уже более взрослые требования, более насыщенный учебно-тренировочный процесс, анализ проведенных игр, постоянное внимание со стороны тренеров команд МХЛ и ВХЛ», — отмечает Кутузов.

«Про технику и физические качества я даже не говорю, это почти профессиональные спортсмены, которые в возрасте шестнадцати лет играют за молодёжную команду. Это как работа, и отношение должно быть соответствующим. Никаких пропусков тренировок. Если в детстве тренер показывает и рассказывает, то в таком возрасте ребёнок сам знает, в чём ему надо прибавить, и он эти вещи может сам прорабатывать — есть тренажёры, симуляторы, любительские команды, в которых он может играть дополнительно, заниматься со специалистами по конкретным направлениям», — рассказывает Крылова.

Загружаю...

Если ряд школ знаком со всеми хлопотами выпускных годов, то в «СКА-Стрельне» к этому только готовятся.

«В следующем году планируем выпустить воспитанников 2006 года рождения, ребят, которых мы набрали в самом начале. Выпуск обещает быть интересным. Для нас это не просто выпуск, это первая оценка нашей десятилетней работы. Хочется посмотреть, что мы наработали за это время, и что будет с нашими выпускниками в ближайшем и в отдалённом профессиональном будущем. Не думаю, что за один выпуск сможем понять, что мы делали правильно. Мы учимся каждый год. Выпуск может быть успешным, а последующие за ним — провальными. Я бы не оценивал работу по одному сезону — надо прожить два-три выпуска, посмотреть, сделать анализ, какой-то срез. Не по 25 выпускникам, а по нескольким возрастам», — отмечает Ежов.

«Звезда прорвется в любом случае». Виталий Прохоров о развитии карьеры хоккеиста

«Обычно к 12 годам понятно, имеет ли ребенок спортивные перспективы». Что надо знать о подготовке хоккеистов?

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Лига сильных
Популярные комментарии
Дрю2
Лучший игрок 2000 года Никита Долгопятов не стал хоккеистом, кто виноват? Вы, тренеры детских школ…
Dima Lopatin
Специально посмотрел кто это. До этого, честно не слышал ничего о парне. По юношам выделялся действительно, но уже в молодежке не потянул. Рост 1,75 - вес 72кг, явно не помощники для профессиональной игры. В ВХЛ с мужиками вообще потерялся. Как итог прошлый сезон во второй лиге Финляндии, сейчас в Белоруссии, с Металлургом ЖБ. Нормальная карьера для хоккеиста... Не каждый будет Овечкиным. Парню, здоровья и удачи!
Ответ на комментарий Дрю2
Лучший игрок 2000 года Никита Долгопятов не стал хоккеистом, кто виноват? Вы, тренеры детских школ…
2 комментария Написать комментарий