Сегодня на лондонском стадионе «Уэмбли» состоится «Финалиссима-2022». Что это за матч и почему он так важен для Италии?
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Идея проводить своего рода суперкубок между континентальными чемпионами сама по себе не нова. Его история берёт начало ещё в 1985 году, когда Франция и Уругвай сошлись в Кубке Артемио Франки на стадионе «Парк де Пренс». Победители Евро-1984 и победители Кубка Америки 1983 вышли на поле боевыми составами: обладателю «Золотого мяча» Мишелю Платини противостоял любимец миллионов (в том числе кумир одного юноши из Марселя по имени Зинедин) Энцо Франческоли. На радость собравшейся на трибунах парижской публике французы победили и стали первыми обладателями этого трофея.
Вот только назвать полными трибуны «Парк де Пренс» было трудно. На 50-тысячном стадионе посмотреть на игру лучших сборных двух континентов собрались 20 тысяч человек. Для сравнения незадолго до этого матч Кубка УЕФА между ПСЖ и заштатным бельгийским клубом «Ватерсхей» собрал на трибунах «Парк де Пренс» 49,5 тысяч зрителей. Неудивительно, что четыре года спустя необходимость играть на этом турнире вызвала настолько слабый энтузиазм у сборных Нидерландов и всё того же Уругвая, что представители федераций банально не смогли в отведённое время согласовать дату встречи и матч отменился сам собой. Лишь в 1993 году датчане с аргентинцами всё же провели второй в истории матч за Кубок Артемио Франки.
На этот раз очередь принимать турнир была за южноамериканцами, которые благоразумно выбрали для его проведения крупный, но не избалованный большим футболом город Мар-дель-Плата. В итоге зрители заполнили местный 35-тысячный стадион под завязку. При полных домашних трибунах могучая сборная Аргентины с Марадоной, Батистутой, Каниджей и Симеоне планировала растоптать непонятных выскочек из крошечной Дании, но основное время завершилось со счётом 1:1 (аргентинцам пришлось к тому же отыгрываться после автогола Кравиотто), дополнительное голов не принесло и лишь в серии пенальти южноамериканцы завоевали-таки кубок. Никто в Аргентине ещё не знал, насколько этот трофей был символичен. Дело в том, что он стал последним в блистательной карьере Диего Марадоны – живого символа страны. В следующем году великого аргентинца отстранят от футбола прямо по ходу чемпионата мира в США после неудачной допинг-пробы.
Впрочем, и для самого турнира был уже подписан приговор. За год до этого, в 1992-м, в Эр-Рияде состоялся Кубок Короля Фахда, на котором сыграли между собой чемпионы четырёх континентов: Азии, Африки, Северной и Южной Америки. Этот турнир был централизованно организован, имел отличную посещаемость и не требовал спонсоров – всё оплачивала королевская семья Саудовской Аравии. Всё это выгодно отличало турнир в Эр-Рияде от организуемого совместно УЕФА и КОНМЕБОЛ матча. У двух федераций имелось множество разногласий по самым разным поводам (напомню, в 1989 году они вообще не смогли договориться о проведении матча), так что, когда в 1995-м году на второй розыгрыш Кубка Короля Фахда приехала и европейская сборная (всё те же датчане), стало понятно, что этот вариант межконтинентального суперкубка делает организуемый УЕФА и КОНМЕБОЛ турнир никому не нужным. Надо сказать, что на этот раз сборной Дании удалось взять реванш у аргентинцев: уверенные 2:0 в основное время на глазах у всё тех же 35 тысяч зрителей, правда уже арабских.
Уже в 1997 году ФИФА признала турнир официальным и взяла под своё крыло, дав ему название Кубок Конфедераций. Мировая федерация окончательно вывела из игры консорциум двух континентальных. А со следующего розыгрыша (1999) и вовсе решила, что формат наработан и можно уже обойтись и без саудитов, которым как хозяевам надо было каждый раз ещё и отдельное место на турнире гарантировать. По иронии судьбы Саудовская Аравия стала чемпионом Азии и приехала-таки в 1999 году в Мексику.
Кубок Конфедераций просуществовал до 2017 года, но в преддверии ЧМ- 2022 стало понятно, что теперь уже этот турнир, в свою очередь, не вписывается в канву международных соревнований под эгидой ФИФА. Клубный чемпионат мира и Лига наций сделали график для игроков топ-клубов настолько плотным, что даже проходящий раз в 4 года Кубок конфедераций был в нём совсем уж лишним. А тут ещё и Катар заявил, что в качестве разминки перед ЧМ (мы же все понимаем, что именно так в последние годы Кубок конфедераций и воспринимался) предпочитает принять у себя Кубок арабских наций, чем подписал турниру окончательный приговор.
Пока арабские сборные обкатывали инновационную автоматизированную систему определения офсайда, а хорошо известный самарским болельщикам Раис М’Боли получал награды победителя и лучшего вратаря турнира, в штабах УЕФА и КОНМЕБОЛ стряхивали пыль с записей о проходившем три десятка лет назад Кубке Артемио Франки. Как-никак, вписать один межконтинентальный матч в календарь куда проще, чем целое соревнование. В декабре 2021 года две федерации подписали меморандум о сотрудничестве, итогом которого стало не только принципиальное согласие проводить совместные турниры, но и открытие общего офиса в Лондоне. Неудивительно, что именно лондонский «Уэмбли» примет первый розыгрыш возрождённого турнира имени Артемио Франки, но уже под новым брендом – «Финалиссима». А теперь давайте вернёмся в самое начало и поговорим о том, как же вышло, что межконтинентальный суперкубок для сборных получил имя этого без сомнения выдающегося человека.
Родился Артемио Франки во Флоренции в семье, переехавшей лишь за пару месяцев до того из Сиены. Среди жителей двух городов до сих пор не утихает дискуссия, кто же он на самом деле: флорентиец по «праву земли» или сиенец по «праву крови», так что не стоит удивляться, что стадионы и «Фиорентины», и «Сиены» названы его именем. Впрочем, самого Франки эта ситуация абсолютно не смущала: он вёл бизнес в обоих городах и даже активно участвовал в политической жизни Сиены, будучи при этом руководителем «Фиорентины». В период его руководства «Фиалки» победили в первом розыгрыше Кубка обладателей кубков, а вскоре завоевали и второе и пока последнее в своей истории Скудетто.
Успехи во Флоренции не остались незамеченными: в 1967 году Артемио Франки стал президентом Итальянской футбольной федерации. Буквально через год после этого Италия стала чемпионом Европы, а ещё через два – финалистом мирового первенства. Неудивительно, что в 1973 году Франки сделал следующий шаг, возглавив УЕФА, а всего через год был избран и вице-президентом ФИФА! Десяток лет Артемио Франки успешно занимал посты и в мировой, и в континентальной федерациях, оставаясь при этом президентом итальянской. В 1976 году он попытался оставить пост в FIGC, но через два года ему пришлось возглавить её вновь. Неутомимый Франки помимо всего прочего умудрялся участвовать в оргкомитетах чемпионатов мира и Европы, возглавлять финансовую комиссию ФИФА и судейскую комиссию Италии.
Венцом трудов Артемио Франки на благо Италии стало развитие футбольного центра в Коверчано. Созданный ещё в 1958 году неподалёку от Флоренции, он был значительно расширен во время руководства Франки в FIGC, получил от муниципалитета земли под новые поля (в том числе первое в Европе поле с синтетическим газоном), обзавёлся медицинским центром и молодёжным сектором, а главное – центром подготовки тренеров. Слово «Коверчано» в наши дни стало аллегорией итальянской тренерской мысли. Его выпускники выигрывают Серию А и Лигу чемпионов, гремят в АПЛ (и даже в Кубке России), а значит дело Артемио Франки живёт.
Невозможно даже представить, сколько ещё мог бы сотворить энергичный и неутомимый Франки на благо футбола, если бы не автокатастрофа, случившаяся 12 августа 1983 года. Жизнь Артемио Франки оборвалась в 61 год на пути между Флоренцией и Сиеной – двумя родными для него городами, которые так и не смогли поделить право называться его родиной...
Неудивительно, что основанный через два года после смерти президента УЕФА турнир был назван именно в его честь. И сегодня в матче за кубок, много лет носивший имя Артемио Франки, впервые сыграет сборная его родной страны. Упустив право выступать на чемпионате мира, игроки Скуадры Адзурры наверняка полны желания доказать свою силу. И лучшее место для этого, чем турнир, названный когда-то в честь величайшего итальянского футбольного функционера, представить трудно.
Автор текста – Даниил Шульман-Симаков
Если вам понравилась эта статья, подписывайтесь на меня в Telegram. Там я ежедневно публикую интересные авторские материалы: https://t.me/rock_n_ball