Лауде поставили памятник на базе «Макларена». Он помог с титулами в «Ф-1» 80-х – продавил ранние тесты новых моторов прямо на гонках

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Три года без чемпиона.

20 мая 2019 года умер трехкратный чемпион «Ф-1» Ники Лауда: после трансплантации легких у австрийца серьезно ослабла иммунная система, которая в итоге не справилась с обычным гриппом. Тем не менее в «Формуле-1» не забывают о легенде – «Макларен» поставил в командном центре бронзовую статую Ники:

Рядом с памятниками других важнейших личностей для команды: основателя Брюса Макларена и ее трехкратного чемпиона Айртона Сенны.

«Перед тем, как уйти из жизни в прошлом году, месье Мансур Ойех – наш давний акционер и герой всего коллектива – поручил создать бронзовые скульптуры легенд «Макларена», – рассказывает босс команды Зак Браун. – Сегодня для меня честь представить статую Ники Лауды – трехкратного чемпиона мира, дважды с «Феррари», а затем после возвращения в гонки чудесным образом с «Маклареном». Я знал Ники: настоящий герой, говорил открыто, истинный гонщик. По нему всегда будут скучать, но в то же время его всегда будут помнить здесь – в «Макларене».

Загружаю...

Позу и жест выбрали неспроста – именно так Ники отметил тот самый титул с «Маклареном» в 1984-м (выиграв у напарника Алена Проста легендарные полбалла).

Да, Лауду чаще вспоминают в связке с «Феррари» противостоянии англичанам во главе с Джеймсом Хантом, однако и для команды из Уокинга трехкратный чемпион сделал не меньше.

В 80-х именно Ники помог «Макларену» взлететь: решил судьбу переговоров с «Порше» и настоял на ранних тестах мотора

Лауда стал пилотом «Макларена» в 1982 году после двухлетнего отпуска и без гонок. Для ребят из Уокинга это не самое удачное время: в чемпионате начали доминировать турбодвигатели, а британцы все еще оставались на атмосферном «Косуорте». Тогдашний руководитель команды Рон Деннис решил найти новую силовую установку.

«Он размышлял о следующем большом решении – выборе срочно необходимого турбомотора, – рассказал Лауда в автобиографии «Моя судьба» (написана в соавторстве с Хербертом Фелькером, переведена на русский Алексеем Гессом и Вадимом Русовым – Sports.ru). – Воспользоваться уже имеющимся или находившимся в разработке двигателем означало попасть в зависимость от производителя, кроме того, пришлось бы подгонять машину под готовый мотор, а не наоборот».

Загружаю...

Выбор пал на «Порше» из-за их опыта работы с турбодвигателем в других сериях. Однако Лауда назвал обращение к немцам дерзким: «…Если бы они захотели в «Формулу-1», то пришли бы сами».

Тем не менее в Штутгарте согласились на переговоры – их устроил Деннис и позвал туда Лауду.

«Мы представляли себе это так, что немецкая фирма придет в «Формулу-1» вместе с нами, то есть с мотором под именем «Порше», чью стоимость (хотя бы частично) штутгартцы возьмут на себя. Все закончилось полным провалом, так как у семьи Порше полностью отсутствовал интерес вкладывать собственные средства в «Формулу-1». Конечно, они были в состоянии сконструировать мотор любого типа, но только за счет клиента».

Тогда Лауда и Деннис поехали на переговоры с Мансуром Ойехом – главой холдинга TAG (который, собственно, и заказал статую Ники!). О них австриец тоже рассказал в автобиографии: «Рон очень искусно подошел к теме разговора, заявив, что быть просто спонсором не соответствует запросам передовой технической фирмы. Следует сделать больше, чем просто написать название на машине. Фирма подобная этой, должна стать частью команды «Формулы-1», разумеется, лучшей (Прежде чем предпринять такие усилия, Рон удостоверился в фантастических финансовых возможностях группы Ойеха. В таких делах он ничего не делает просто так). Моя роль в этом разговоре свелась к тому, чтобы свести к минимуму страх молодого шефа перед неудачей – я с чистой совестью предсказал, что мотор, который сконструирует «Порше», просто обязан стать лучшим, возможность провала можно исключить».

Загружаю...

Семья Ойеха приняла условия «Макларена» и профинансировала мотор «Порше», дав ему свое имя – так появился TAG V6t. Инженеры быстро сделали двигатель, начались первые тесты. Но терпения у Лауды было все меньше и меньше.

«В сезоне 1983 года уже доминировали турбо («БМВ», «Феррари», «Рено»), а у «Макларена» не было никаких шансов, – написал Ники. – Я настаивал на как можно скорейшем вводе в строй нашего нового мотора, чтобы использовать остаток и так уже проваленного сезона в качестве серии тестов. [Джон] Барнард (главный конструктор «Макларена» – Sports.ru) возражал, он не хотел компромиссов на остаток 1983 года, и хотел начать 1984 с совершенно новой машиной. Это соответствовало его перфекционизму и его желанию добиться всего или ничего, и он упирался изо всеx сил, чтобы добиться своего. Это было грандиозное эго технического гения не от мира сего.

Я был зол и в ярости, потому что понимал, что мы совершаем огромную ошибку.

Джон Барнард уперся, как осел, и мне не оставалось иного выбора, кроме как попробовать плести интриги и зайти со стороны [спонсора] «Мальборо». Я полетел в Лозанну и описал соответствующему боссу положение, каким я его видел. После этого «Мальборо» надавила на Рона Денниса, что по условиям контракта было вполне возможно. Речь шла о таких деньгах, что Рону и, что особенно важно, Джону пришлось уступить. Последние четыре гонки сезона-1983 мы стартовали с турбо…»

Загружаю...

Машина сломалась во всех четырех гонках: дважды выходила из строя электрика, ломались тормоза, система охлаждения. Сезон-1983 Лауда закончил десятым в личном зачете. Однако Ники оказался прав: благодаря раннему вводу силовой установки инженеры смогли довести мотор до идеала. Уже в следующем году австриец взял третий титул.

«Из всех пилотов, с которыми я когда-либо работал, он впечатлил меня больше всего, – вспоминает Лауду нынешний стратег «Макларена» Крис Робсон. – Он был способным от природы, но даже так он оставался очень умным человеком, который постоянно думал и впитывал новую информацию».  

Заложенного преимущества «Макларену» хватило еще на три года – Прост выиграл два титула, команда победила в Кубке конструкторов и дважды финишировала второй. А потом подписала Сенну, перешла на «Хонду» – и улетела в космос. А Лауда в 1985-м вернулся к управлению собственной авиакомпанией. Невероятный человек!

Умер Ники Лауда. О нем сняли голливудский фильм, но великих историй хватит на сериал

Лауда не только классно гонял: обожал самолеты и за штурвалом «Боинга» прилетал в Москву

«Современные гонщики не пьют, как Хант в мое время». Последнее большое интервью Ники Лауды

Фото: instagram.com/mclaren; Gettyimages.ru/Mike Powell/Allsport; globallookpress.com/HOCH ZWEI / Ronco

Популярные комментарии
tallmuch
Спасибо, интересная история. Очередной штрих в к портрету Лауды. Огромное значение Лауды для Формулы-1 и сейчас уже очевидно, но на самом деле, мне кажется, мы еще не до конца осознаем всего масштаба личности для истории "королевы автоспорта". Он был не просто великим пилотом (в этом плане он лишь один из), его влияние оказалось намного шире. Действительно, глыба.
Заблудившийся
просто ...ЛЕГЕНДА!!!
Evincive
Один из ВЕЛИКИХ !!!
Еще 1 комментарий
4 комментария Написать комментарий