«На сборах в Новогорске читал Шопенгауэра». Чем увлекается вратарь сборной России перед олимпиадой
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Двухметровый гигант Иван Федотов может стать первым вратарем сборной России. Незадолго до вылета наших хоккеистов в Китай «Матч ТВ» побеседовал с голкипером ЦСКА.
«МНОГИЕ МОМЕНТЫ ИЗ СБОРНОЙ МЫ ОТРАБАТЫВАЕМ В ЦСКА»
— Какое у вас физическое состояние после сборов в Новогорске?
— Да хорошее. Нам дают приличный объем нагрузки, мы занимаемся. Проходят двухразовые тренировки. И они такие нагрузочные, аэробные, интенсивные.
Состояние у меня отличное. Тут в Новогорске прошли три цикла, между ними давали выходной. Ну, а теперь вылетаем в Пекин.
— Вы можете объяснить тем, кто не является специалистом: в чем выражается нагрузка для вратаря? Понятно по полевым игрокам — они бегут, бросают…
— В принципе, любые нагрузки взаимосвязаны с командой, когда идет атака ворот. Поэтому все, что делает команда, отражается на голкиперах, которые получают больше работы. Потому что при высокой интенсивности ты должен чаще вступать в игру, контролировать моменты, отбивать и ловить шайбы, совершать какие-то действия.
Поэтому у тебя такой же темп и интенсивность, как у ребят. Все это мы ощущаем на себе, также устаем. Бывает, что игроки бегают, а ты должен постоянно держать фокус и контроль, и у тебя психологически получается такой фон усталости.
— Много различий между тренировками в ЦСКА и сборной России?
— Нет. У нас в составе много кто выступал на домашнем этапе Евротура. Тренерский штаб уже сформирован, в него входят Алексей Жамнов, Сергей Федоров… Поэтому какие-то моменты мы отрабатывали еще в клубах. Нам все это знакомо, поэтому нет ничего нового, кроме тактических нюансов для полевых игроков.
Высокие требования, интенсивные тренировки — это у нас и в клубе, и в сборной. Это нормальная тенденция, и хоккеисты чувствуют себя комфортно.
«ПЕЧАТНЫЕ КНИГИ НЕ ЛЮБЛЮ — МАКУЛАТУРА, ЗАНИМАЕТ МНОГО МЕСТА»
— Как вы проводили редкие выходные в Новогорске? Чем тут кроме тренировок можно заниматься?
— Ну да, сходить в ресторан или погулять в московском парке не удастся. Но здесь достаточно большая территория. Можно где-то пройтись с ребятами, поиграть в теннис, бильярд. Достаточно много всякой инфраструктуры, активностей. Так что и тут есть море возможностей.
— Например?
— Да банально — полежать в номере, почитать, отдохнуть. Потому что у нас идет хорошая подготовка. Впереди много работы с высокой концентрацией. Потому иногда безделье не помешает.
— Вы с собой берете книги в печатном виде?
— Только в электронном, печатные не очень удобно. Макулатура, занимает много места. А электронные книги сейчас популярны и удобны. Есть современные экраны. Накачал сколько нужно книг, прочитал, закрыл — и пошел дальше.
— У вас какая привычка? Вы читаете одну книгу — или сразу несколько?
— Да, несколько. Бывает, что не совсем интересная книга. Или слишком психологическая, или идет тяжело. Вроде читаешь, идет — а потом теряешь нить. Тогда переключаешься на другую книгу, а к той возвращаешься потом. Так что у меня это практикуется.
— Над чем вы сидели в Новогорске?
— Много психологической литературы, когда люди делятся своим опытом. Дэйв Карнеги, всякие современные психологи, разные афоризмы. Сейчас читаю огромный том Шопенгауэра. Начинаю немного классику, хотя тяжеловато наверстывать школьную программу.
— Какую классику?
— Я с уважением отношусь к русской классике. В юности я старался прочитать базовые произведения. Но не стыжусь того, что было многое упущено. Мы же спортом занимаемся — тренировки, матчи, выезды. Бывает, что банально нет сил и желания.
А сейчас хочется наверстать, читая литературу, написанную правильным русским языком.
Например, в школе не все осваивают «Войну и мир». А если читают, то не до конца понимают смысл. Более рационально прочитать это в осознанном возрасте. Или, например, «Мастер и Маргарита». Это глубокие жизненные книги. Хочется их полноценно прочитать. И хочется к этому подойти не по щелчку пальцев, а прям это пережить.
— А психология вам помогает во вратарском деле?
— В первую очередь какой-то опыт ты можешь применить в жизни — или в спорте, или в бизнесе, или в быту. Все ведь взаимосвязано, а жизнь состоит из общения. Мне интересно узнавать, через что прошли люди, каким был их путь.
— Эти книги помогают вам на пути?
— Не какая-то одна книга или статья. Но прочитанное — это твои накопленные знания, когда на деле тебе в голову в нужный момент придет правильное решение и ты справишься в какой-то ситуации. Но, конечно, книга — это не ответ к упражнению, как в школьном задании. Так бывает очень редко. Просто ты умнеешь, мудреешь, и это однажды приносит тебе плоды.
— Спортивная литература у вас в почете? Например, биографии спортсменов.
— Сейчас выпускают много современных книг. Например, я помню книгу одного агента: «Правило № 1 — не будь номером два». Это жизненные советы на хоккейный лад.
Вроде бы сэр Алекс Фергюсон выпускал свою футбольную биографию, и ее хвалили. Разных интересных произведений хватает, но в шорт-лист у меня они пока не входят.
«ТЫ СТОИШЬ В ВОРОТАХ, А ВСЕ В ТЕБЯ КИДАЮТ КАМНИ»
— Однажды вы сказали, что интересуетесь экстремальными видами спорта. А разве быть хоккейным вратарем — это не экстрим?
— Да, именно так. Поэтому хочется какого-то разнообразия. Безусловно, хоккей — это один из самых экстремальных видов спорта. Потому что далеко не каждый адекватный человек встанет в ворота и будет ловить маленькую шайбочку, пущенную на скорости больше 100 км/ч.
Да, конечно, мне нравятся разные виды спорта. Есть даже много тех, которые я не умею применять на деле. Но как-то все хочется развиваться, пробовать. Хотя очень тяжело. Любые экстремальные виды спорта требуют определенной подготовки, подкованности и мужества.
— О вратарях иногда говорят, что в них будто кидают камни, а они не имеют права отвернуться. Это так?
— Если такую аллегорию провести, то, наверное, да. В тебя все кому не лень кидают булыжники не только на льду, но и за его пределами. А ты должен их ловить, держать удар, быть стойким и помогать команде в решении определенных задач. Нужно иметь определенную силу воли, чтобы делать это из раза в раз.
Это тонкая профессия, и даже отдельный вид спорта. Есть хоккей, а есть хоккейный вратарь.
— Зачем ваши младшие братья Егор и Федор тоже пошли в хоккейные голкиперы?
— Не знаю. Может, у них это как-то генетически сработало. Или они смотрели на старшего брата. Я задавал отцу такой же вопрос: «Ты себе отдавал отчет, когда еще двух членов семьи решил на ворота поставить?»
— А что сказал папа?
— Он так посмотрел, пожал плечами: «Ну, они очень хотели. Не могу же я им запретить». На это я ответил: «Ну, тогда вперед. Если раньше тянул эту лямку со мной, значит, сможешь и сейчас». Это тяжелый труд, особенно для родителей. Дай бог, чтобы у братьев все получилось.
— Ваш рост — 202 см. А какой сегодня рост у Егора и Федора, которые родились в 2010 году? Не пора ли им свою старую форму отдавать?
— Нет, не надо им такого же суперроста. Пусть будут хотя бы на пару сантиметров пониже. Но посмотрим, как они будут расти. Глядишь, лет через семь и меня обгонят. Тогда им не надо будет ничего отдавать — сам за ними донашивать стану.
— Первый их кумир — это вы?
— Не знаю. Я так не могу прямо за них сказать. Но, безусловно, для них я определенный пример. Как для меня в детстве был примером любой другой вратарь, который играет на высоком уровне в первой команде.
Мне это очень приятно, льстит. И я рад, что для них это не какой-то чужой человек. Они понимают, что прямо под боком есть пример, показывающий, что при должном и правильном отношении к делу у тебя все может получиться.
ПЕРВЫЕ ВРАТАРИ НАШЕЙ СБОРНОЙ НА РАЗНЫХ ОЛИМПИАДАХ
2018 — Василий Кошечкин (93,7%) — золото
2014 — Семен Варламов (91,1%)
2010 — Евгений Набоков (85,3%)
2006 — Евгений Набоков (94,0%)
2002 — Николай Хабибулин (93,0%) — бронза
1998 — Михаил Шталенков (93,1%) — серебро
1994 — Андрей Зуев (86,6%)
1992 — Михаил Шталенков (91,9%) — золото
1988 — Сергей Мыльников — золото
1984 — Владислав Третьяк (96,6%) — золото
1980 — Владимир Мышкин (89,5%) — серебро
1976 — Владислав Третьяк (94,3%) — золото
1972 — Владислав Третьяк (92,0%) — золото
1968 — Виктор Коноваленко (93,3%) — золото
1964 — Виктор Коноваленко (91,7%) — золото
1960 — Николай Пучков (88,8%) — бронза
1956 — Николай Пучков — золото