Вспомним сезон в Китайской Суперлиге. Часть 1. Перемен требуют наши сердца
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Друзья, доброго времени суток! Не так давно закончился сезон в Китае. Лига, некогда кишащая звёздами футбола, превратилась в УГ. Что ж, такое бывает. Однако давайте попробуем разобраться, почему этот год для Суперлиги получился самым неинтересным за последние годы.
P.s.: дело тут совсем не в отъезде топовых легионеров.
Глобальные реформы.
Для начала хотелось бы напомнить, чем закончился прошлый сезон. А именно - снятием и расформированием Цзянсу Сунин, который и стал чемпионом.
Сразу после окончания сезона Федерация футбола выдвинула требования к названиям участников не только Суперлиги, но и всех дивизионов китайского футбола. В новых вариациях не должны были фигурировать названия спонсоров. В качестве примера возьмём гегемона - Гуанчжоу Эвергранд. После ребрендинга клуб стал называться ФК Гуанчжоу. Большинство клубов просто убрали название спонсоров. Зачем это было сделано? Дело в том, что спонсоры быстро теряют интерес к китайским футбольным клубам как только понимают, что добиться желаемого результата не так и просто. Из-за этого происходит постоянный ребрендинг и смена локации. В качестве примера можно взять Цзянсу, спонсором которого был Сунин (ритейл). Прекратил своё существование сразу после чемпионского сезона 2021-го. Или Тяньцзинь Тяньхэ, в составе которого одно время играли Аксель Витсель и Пато. Эта команда также закончила своё существование через несколько лет после старта проекта. Так что такую реформу, возможно, и не стоит считать провальной. Скорее, это первый шаг на пути Суперлиги к выздоровлению.
Следующий шаг не заставил себя долго ждать. 1 января 2021 гола китайское правительство утвердило потолок зарплат в Суперлиге. Иностранный футболист не мог получать больше 3 млн евро в год (до вычета налогов), а китайский - не больше 630 тысяч евро. При этом, с игроками, контракты которых выше указанного, можно заключать дополнительные соглашения на срок до трёх лет. А теперь вспомним зарплату Тевеса в 40 млн евро в год и улыбнёмся. Наказания? Штрафы в виде снятия очков: от 6 до 24. Китайским футбольным чиновникам, видимо, постепенно становилось понятно, что успехи на международной арене за деньги не купить. Последний китайский победитель Лиги Чемпионов АФК - Гуанчжоу Эвергранд в 2016-м. После этого чемпионами становились команды из Японии; Кореи и Саудовской Аравии. И если чемпионат СА можно сравнивать с Суперлигой времён звёзд, то вот Япония и Корея тратят в разы меньше денег. Что в Японкской Джей-лиге, что в Корейской К-лиге клубы нацелены на совершенствование собственных футболистов, чтобы повыгоднее продать их за границу. И сейчас довольно много японцев играет в Европе. Корейцев - тоже достаточно. А кого, кроме У Лэя, вы можете вспомнить из китайцев в европейских лигах? Никакие звёзды не помогут тебе выиграть на международной арене, если китайские одноклубники остаются на очень посредственном уровне. Этому также способствует и жесткий лимит: 5 иностранцев в заявке - 4 на поле. И единственное верное решение - вкладывать деньги в развитие собственных футболистов, а не тратить сотни миллионов на условного Оскара или Тевеса.
Грандиозный исход
Несмотря на то, что иностранцы в значительной степени имели возможность сохранить свои контракты на ближайшие 3 года, многие из них так и не вернулись в Китай. И есть два типа легионеров.
Первый: статусные легионеры просто не видели смысла больше оставаться в Китае. К таким можно отнести Алека Тейшейру, который после развала Цзянсу переехал в Стамбул. Также Китай покинули сразу все звёзды Даляня: Каргасок отправился в Атлетико; Рафа Бенитес - снова покорять АПЛ; Гамшик переехал в Швецию, а Соломон после аренды в ЦСКА уехал в Эвертон. Миранда (Цзянсу); Халк (Шанхай); Роджер Гедес (Шаньдун) отправились в Бразилию. Грациано Пелле вернулся в Парму.
Второй тип - кто, может, и хотел бы вернуться в Китай, но в силу ограничений так и не смог. К этой категории можно отнести звёзд Гуанчжоу Эвергранд, Талиску и Паулиньо, которые отправились в Саудовскую Аравию. Гоань из Пекина также не сумел вернуть своих игроков из Бразилии. Хонатан Виера; Фернандо и Ренато Аугусто так и не смогли сыграть ни одного матча за пекинский клуб в новом сезоне.
Вместо именитых европейских и латиноамериканских игроков и тренеров в Суперлигу хлынули Югославы. У меня нет какого-то предвзятого отношения к ним, просто югославы воспринимаются как шаг назад, год в 2007. Тренером Гоаня стал Славен Билич, а Шанхай Порт возглавил хорват Леко. И перед стартом сезона в Китае воспринимали эти назначения с долей скептицизма. Итогом массового исхода качественных легионеров стало снижение уровня конкуренции между первой восьмеркой и второй. Были откровенно слабые Далянь и Тяньцзинь, а был Шанхай Порт и Шаньдун, в составе которых много игроков сборной и качественные легионеры.
Все ради сборной
Сборной КНР летом предстояло продолжить борьбу во втором этапе отбора на ЧМ, где оставалось сыграть еще 4 матча: с Гуамом; Филлипинами; Мальдивами и Сирией. Сирия - главный соперник за выход из группы. В третий этап проходили команды, занявшее первое место в группе. И пять лучших команд, занявшие вторые места. Понятно, что задачи сборной ставились выше задач клубных. Об этом Федерация заявила ещё в феврале. А это значило, что календарь составляли исходя из интересов национальной команды. А из-за этого пришлось отказаться от многого…
События в китайском футболе чём-то напоминают мне события в футболе российском. В России был и резкий взлёт, и звездные легионеры, и банкротства клубов, и массовый исход звезд. Извечной проблемой остаётся лимит. А чемпионатом зачастую жертвуют в интересах сборной, которая, очевидно, очень переоценена и не вывозит возложенных на неё надежд.
Несмотря на все удары судьбы, к началу апреля этот розыгрыш Суперлиги совсем не выглядел безнадежным. Скорее, все ждали его с интересом. Однако руководство китайского футбола сделано все, чтобы превратить турнир в УГ. И это у них получилось…
Подписывайтесь на наш тг