В «Ф-1» не утихает скандал из-за спорного финиша: судьи украли титул у Хэмилтона? Рестарт провели не по правилам?

Разбор ключевого эпизода Гран-при Абу-Даби.

Финал сезона-2021 стал квинтэссенцией переполненного полемикой гоночного года – из-за внезапной аварии Николаса Латифи на последних кругах Гран-при Абу-Даби дирекция выпустила на трассу автомобиль безопасности, а затем из-за череды спорных действий и вызвала массовую истерику и большой скандал.

Между боровшимися за титул Максом Ферстаппеном и Льюисом Хэмилтоном (на тот момент шедшим первым) остались пять круговых пилотов, другие отставшие были позади гонщика «Ред Булл». Дирекция сначала не разрешила им вернуться в один круг с лидером, а потом дала такую возможность – но только пяти болидам между №33 и №44.

Загружаю...

Решение всерьез возмутило «Мерседес» из-за противоречия регламенту. Еще до финиша Тото Вольфф начал кричал по радио: «Нет, Майкл (Маси – глава гоночной дирекции), нет!»

Вопли Вольффа проигнорировали – но «Мерседес» просто так не сдался и подал протест.

У «Мерседеса» и вправду есть право злиться. Правила оказались несвязанными

На заседании представители немецкой команды выдвинули судьям претензии по поводу несоблюдения пункта 48.12 спортивного регламента «Формулы-1». В нем говорится о порядке возвращения круговых в один круг с лидером гонки. Чемпионов больше всего волновали следующие строчки: «…любые болиды, которых лидер обогнал на круг, должны обогнать другие машины и сэйфти-кар на данном круге…» и «…когда последний круговой опередит лидера, сэйфти-кар вернется на пит-лейн в конце следующего круга».

«В соответствии с этими пунктами болид под №44 выиграл бы гонку», – заявил «Мерседес». При этом команда обратила внимание на статью 11.9.3.h международного спортивного кодекса ФИА: он позволяет судьям изменять итоги гонки в связи с определенными обстоятельствами.

Самое интересное – претензии «Мерседеса» вполне обоснованы. В правилах действительно нигде не сказано, что в круг с лидером могут вернуться только «избранные». Это должны сделать все отставшие.

Вот только в «Ред Булл» с этим не согласились и ответили пятью – разной степени спорности – аргументами.

Загружаю...
  • «Любой – не все». И это неудачное заявление со стороны австрийцев: может, любой и не значит все, но точно значит те, кто попадает под указанную категорию, – то есть в данном случае все круговые. Ими могут оказаться две, четыре машины или даже десять – это неважно, все они подвластны соответствующим правилам.

  • Пункт 48.13 регламента. Согласно ему, когда дают команду «сэйфти-кар уходит на этом круге», это значит, что машина безопасности уйдет не на следующем, а именно на этом круге. На Гран-при Абу-Даби эта команда появилась на предпоследнем круге – то есть на нем сэйфти-кар и должен был уйти (что и сделал). Отсюда третий аргумент – «Ред Булл» считает, что пункт 48.13 важнее двенадцатого (о круговых) и полностью его «перекрывает».

  • Четвертое доказательство «быков» связано с пунктом 15.3 о роли гоночного директора, в чьи полномочия входит «преимущественное право» при решении сложных вопросов и «распоряжение машиной безопасности».

  • И последний аргумент: даже если бы все 8 круговых опередили лидера, гонка все равно бы завершилась так же – победой Ферстаппена. О нем впоследствии судьи вообще забыли, так как никаких фактов здесь не увидели.

На заседании также присутствовал сам Майкл Маси – гоночный директор. Его аргументы почти не отличаются от заявлений «Ред Булл». Майкл, по сути, смешал пункты 48.12 и 48.13 – по его словам, он использовал первый для того, чтобы никто не «вмешивался в борьбу лидеров», а второй – в качестве основы для дальнейшего урегулирования ситуации.

И тут нельзя сказать, что Маси не знает, как работает пункт 48.12. На Гран-при Айфеля 2020 года из-за схода Ландо Норриса появилась машина безопасности, которая начала многих раздражать долгим присутствием. Майкл объяснил это как раз «требованием спортивного регламента пустить всех круговых» обратно в круг с лидером. Так что статью об уходе сэйфти-кара Майкл использовал намеренно.   

При этом Маси рассказал, что перед Гран-при Абу-Даби у команд была договоренность при любой возможности завершить гонку в режиме зеленых флагов – то есть, не за машиной безопасности.

Загружаю...

Иными словами, он сделал все, чтобы сезон закончился борьбой.      

Судьи не согласились с претензией «Мерседеса»: аргумент команды проиграл другим статьям регламента

Стюарды сочли недовольство «серебряных» несправедливым и отклонили протест.

Главный ответ – это та самая статья о правах гоночного директора. В вердикте об этом написали так: «Пункт 15.3 позволяет главе дирекции гонки контролировать машину безопасности, что – в нашем понимании – включает ее появление и уход».

Далее судьи допустили (!), что правило о круговых применили не в полной мере, но – по их мнению – пункт 48.13 (об уходе сэйфти-кара) «перевешивает» его. «Как только появилось сообщение об уходе машины безопасности, она просто была обязана уехать на пит-лейн в конце этого же круга», – говорится в вердикте.

В итоге получается, что Майкл Маси действовал в пределах правил: именно его роль как гоночного директора и позволила трактовать регламент исходя из ситуации.

Вопросы все равно остаются. По факту у «Мерседеса» есть только один способ оспорить вердикт

После решения судей новость о возможной апелляции чемпионов никого не удивила – тот же босс «Ред Булл» Кристиан Хорнер уже заявил о готовности к «кабинетной» борьбе. Но, скорее всего, она не состоится, ведь уже сейчас в стане «серебряных» сомневаются в необходимости суда – согласно The Times, Вольфф и его подопечные не хотят «вредить «Формуле-1» подобным разбирательством. Однако, по слухам, «Мерседес» просто пока что собирает всю возможную информацию для решения о подаче апелляции: потому что идти в суд «серебряные» должны максимально уверенными в своих аргументах. И вот тут возникает проблема.

Загружаю...

Как считает журналист Скотт Митчелл из авторитетного The Race, придраться можно только к объяснению преимущества пункта 48.13 над 48.12 – или вернее его отсутствию. Ведь, по сути, стюарды не сказали, почему именно один пункт оказался важнее другого. Есть только само заявление. Именно за этот момент и может зацепиться «Мерседес». Но не больше.

Все остальные части вердикта – уже личное мнение каждого. Например, некоторые, как коуч пилотов Брэд Филпот, считают, что хотя гоночный директор и обладает особенными полномочиями, это не дает ему права переписывать правила и соблюдать их только частично. Что уж говорить, если даже судьи указали в вердикте, что основывались на собственных взглядах.

И это, пожалуй, главная проблема «Формулы-1»: нынешние правила кажутся не единым произведением, а его бессвязными главами, которые каждый еще и трактует по-своему.

Последний раз апелляцию подавали в далеком 2007-м. И снова ради чемпионства Хэмилтона

То, что может произойти сейчас, случалось и в прошлом. В свой дебютный сезон-2007 Льюис Хэмилтон был очень близок к титулу даже после победы в чемпионате Кими Райкконена. Дело в том, что на финальном Гран-при Бразилии обнаружили слишком низкую температуру топлива сразу у трех гонщиков впереди Льюиса – их дисквалификация могла поднять британца на четвертое место и принести чемпионство. «Макларен» тут же подал апелляцию (которая ничего в итоге не дала; более того, действия команды всерьез разозлили ФИА и «Формулу-1»: они очень не хотели подрывать имидж чемпионата подобным скандалом).

Загружаю...

Но тут интересна еще и реакция самого Хэмилтона.

«Лично я хочу, чтобы чемпион определился победой на трассе или же в борьбе – честной и справедливой. После такой фантастической работы Кими это [отобрать у него титул после гонки] было бы жестоко и, наверное, не очень хорошо для нашего спорта», – сказал тогда 22-летний Льюис.

Теперь же после гонки №44 заявил по радио, что «все подстроено», и вовсе отказался общаться с журналистами до решения стюардов по протестам «Мерседеса». Хотя он не стал говорить с прессой даже после результатов: Льюис пропустил все мероприятия с прессой, на которых по контракту обязан присутствовать.

Может, меняться нужно не только правилам?   

Фото: Gettyimages.ru/Peter Fox / Stringer, Clive Mason, Mark Thompson; REUTERS/HANDOUT, Hamad I Mohammed TPX IMAGES OF THE DAY; globallookpress.com/HOCH ZWEI, Hasan Bratic, ANTONIN VINCENT via www.imago-im/www.imago-images.de

Популярные комментарии
Сахалинский 65
Для хейтеров Хэма не произошло вообще ничего страшного. Зайди в чат simply или чат друзей Алексея Попова, в комментарии иностранных ресурсов. Счастливые болельщики Ред Булл радуются победе Макса. Бомбящие пятые точки фанатов Льюиса. Настоящая карма этого сезона это когда Сэр на ракете лилируя 57 кругов, на 58 проигрывает гонку. А вот обратная психология действительно работает, фаны Люси пытаются показаться счастливыми людьми и выставить фанатов Макса виноватывами. Это умиляет и делает меня ещё более счастливым. 🙂Видеть как вы пытаетесь скрыть боль за маской счастья, мол борьба не честна была, живите с этим. Лучше бы брали пример с кумира, который в депрессии уже двое суток молчит везде. И кстати. Как фанаты Льюиса жили с 5 липовыми титулами самовозника своего так и фаны Макса щас живут. И тут вопрос. 😉плакали ли вы все эти 5 лет думая что титулы вашего кумира липовые или нет. Если нет, то и фаны Макса спокойны.
Ответ на комментарий 20-20-18
Примечательно, что для хейтеров Хэма произошло самое страшное, что вообще могло произойти. При любом другом исходе они были бы в гораздо более выигрышном положении. Если бы Хэм просто спокойно доехал до чемпионского финиша, хейтеры бы следущий год рассказывали, что на таком самовозе титул не выиграть было невозможно, и у Макса просто не было шансов. Если бы Макс победил Хэма в честной гоночной борьбе, они бы с переменным успехом врали, что Макс настолько лучший гонщик, что за счёт скилла победил космовоз Мерса, и над ними бы хоть и смеялись все, но беззлобно. А так получилось, что Макс стал чемпионом не на трассе, а по директиве сверху, причем директиве ой какой спорной. И самый самый главный козырь, которым хейтеры Хэма объясняли свой хейт - а именно поблажки от дирекции - у них вероломно отняли и вручили их антагонистам. Теперь хейтеры Хэма даже несмотря на очевидные факты пытаются, конечно, спорить, но у них это уже совсем печально получается. Вот где самая настоящая карма этого великолепного сезона.
Сахалинский 65
Ты хочешь вменить болельщика Макса чувство вины, чтобы победители унижались тут и встав на колено попросили прощения у Льюиса и ещё уничижительно отзываешься о людях, мол у них не такие человеческие качества. Лучше следите за своими человеческими качествами, убавьте высокомерие и берите пример с Льюиса, который принял поражение как мужик и сейчас хранит молчание.
Ответ на комментарий Неброский Кот
В общем ситуация такова, что по регламенту уход "только нужных" круговых был нарушением регламента, но тот же регламент устанавливает, что глава дирекции может менять правила по своему личному усмотрению. И Маси в пределах регламента по своему личному усмотрению подарил титул Максу. Что мешало увезти всех под красными флагами и устроить суперфиниш сезона в виде старта с решетки, никто не знает. Но просто представьте, что бы устроили фанаты Ферстаппена, достанься победа таким способом Льюису) А сейчас, как видите, они в полном составе довольны и не видят никаких проблем) Уже тысячу раз сказано про их человеческие качества, так что повторяться не буду. Всё и так очевидно)
Неброский Кот
В общем ситуация такова, что по регламенту уход "только нужных" круговых был нарушением регламента, но тот же регламент устанавливает, что глава дирекции может менять правила по своему личному усмотрению. И Маси в пределах регламента по своему личному усмотрению подарил титул Максу. Что мешало увезти всех под красными флагами и устроить суперфиниш сезона в виде старта с решетки, никто не знает. Но просто представьте, что бы устроили фанаты Ферстаппена, достанься победа таким способом Льюису) А сейчас, как видите, они в полном составе довольны и не видят никаких проблем) Уже тысячу раз сказано про их человеческие качества, так что повторяться не буду. Всё и так очевидно)
Еще 318 комментариев
321 комментарий Написать комментарий