Шеф «Уильямса» правил «Ф-1» с инвалидного кресла из-за последствий ДТП. И считал травмы расплатой за безумное вождение

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Но после аварии стал человечнее.

Более 30 лет инвалидное кресло было главным (и печальным) атрибутом недавно ушедшего из жизни Фрэнка Уильямса – основателя одной из самых успешных команд в истории «Ф-1». Причина – чрезмерная страсть к скорости: она и привела к ДТП и сильно подорвала здоровье «железного Фрэнка» – одного из главных марафонцев в паддоке. 28 ноября британский рыцарь скончался в возрасте 79 лет, но в реальности три последние декады он постоянно справлялся с физическими ограничениями и связанными с ними проблемами.

Загружаю...

И даже так – не вставая с инвалидного кресла – сэр Фрэнк привел «Уильямс» к чемпионским титулам в 87-м, вторым местам в личном и командном зачетах в 89-м и 91-м и фантастической серии из пяти побед в Кубке конструкторов с 92-го по 97-й. Второе и третье места в 95-м и 98-м воспринимались как провал – в общем, сравниться с мощью его команды мог только блистательный «Макларен» эры «Хонды» и Сенны. Причем даже Айртон в итоге предпочел уйти в «Уильямс».

И именно любовь к скорости двигала Фрэнком всю жизнь: он пытался соревноваться на региональном уровне сам, потом создал команду в молодежных сериях – «Ф-2» и «Ф-3», после успеха попытался перейти в «Ф-1» в начале 70-х с первой командой, пережил ее банкротство и продажу… И как раз любовь к скорости не позволила ему сдаться и заставила попробовать снова. Откуда же она взялась?

Уильямс проникся быстрой ездой еще школьником – гонялся за рулем «Ягуара» своего друга. Будущий босс команды «Ф-1» оказался безбашенным водителем: однажды он угробил машину своей мамы, и даже его жена Вирджиния в своей книге описывала мужа «самоубийцей». 

Загружаю...

И в марте 1986 года любовь к быстрой езде привела его к катастрофе.

Фрэнк возвращался домой с предсезонных тестов на «Поле-Рикаре» вместе с журналистом и один из менеджеров команды Питером Уиндсором. Будущий рыцарь хотел успеть на Лондонский полумарафон – давно целил в преодоление отметки в 1 час 20 минут, и потому решил поторопиться. В итоге Уильямс слишком разогнал «Форд» Sierra, не вписался в простой левый поворот, вылетел из машины на два метра и повис на ремне безопасности в нескольких сантиметрах от земли. Результат – серьезная травма спины: перелом позвоночника между четвертым и пятым позвонком.

Уильямса тут же отвезли в больницу – из французской прямо в лондонскую. Трижды врачи считали его умершим, но Фрэнк все-таки выкарабкался. Правда, исключительно парализованным: Фрэнк не чувствовал ничего ниже плеч.

Когда он впервые после аварии появился на пресс-конференции «Формулы-1», журналисты аплодировали боссу «Уильямса». Однако сам Фрэнк оставался сдержанным в словах – и даже самокритичным.

«Я заслужил это, за манеру вождения, – признался он в одном интервью. – Я был рад, что подобное произошло со мной, а не с Питером. Я бы никогда не простил себя, если бы именно ему пришлось страдать».

Авария всерьез повлияла на мировоззрение легенды. Его друг и сооснователь «Уильямс» Патрик Хэд (владел 30% команды и полностью отвечал за техническую часть) вспомнил в колонке-некрологе для The Race:

Загружаю...

«Думаю, раньше Фрэнк думал только о беге. Он очень хорошо справлялся с большими дистанциями, марафонами и полумарафонами и бегал каждый день. А затем после аварии – где-то спустя год восстановления – он стал более чутким. Нет, он и раньше не был агрессивным, но после его начали интересовать другие люди. Фрэнк был все еще полностью вовлечен в свои дела, но в то же время его волновали и чужие проблемы».

«После аварии мы увидели другую сторону Фрэнка, – считает Питер Уиндсор, сидевший рядом с Уильямсом во время аварии. – Мы увидели Фрэнка-гонщика. Приехать на следующую гонку – вот все чего он хотел. Это вся его жизнь».

С новым характером и былой гоночной страстью сэр Фрэнк он и выковал победы 1987 года – и запустил «золотую эпоху». В итоге «Уильямс» выиграл 9 Кубков Конструкторов и стал на тот момент самым успешным коллективом в истории «Формулы-1». Страсть к скорости творит чудеса.

Умер творец «Уильямса» – лучшей команды «Ф-1» до эпох Шумахера и Хэмилтона. Вот 10 текстов-историй о его наследии

Четыре десятилетия семьи Уильямс в «Ф-1»: победы с Мэнселлом и Вильневом, гибель Сенны и противостояние автогигантам

Фото: globallookpress.com/Sutton Motorsports, imago sportfotodienst, Dppi, Panoramic

Популярные комментарии
Veld
Вечная память.... В памяти людей Фрэнк Уильямс будет жить ещё очень, очень долго.
Koulmann
Ряд источников говорит, что повреждения позвоночника Уильямс получил, когда его вытягивал из машины журналист, а не из-за непосредственно последствий аварии. И перевезли его в английскую больницу не сразу, а когда французы фактически перестали бороться за его жизнь, считая, что у него нет шансов. А в Англии был его хороший знакомый врач, который взялся вытащить сэра Уильямса с того света.
eai
Не зря его прозвали Железный Фрэнк.
3 комментария Написать комментарий