Профессионально-значимые качества личности тренера

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Важным фактором, влияющим на эффективность педагогической деятельности тренера, являются его личностные качества. Сама специфика педагогического труда предъявляет ряд требований к личности тренера, которые определяются как профессионально-значимые качества.

Выделены профессионально важные качества личности тренера:

- деловые: добросовестность, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, энергичность;

-рефлексивные: аккуратность, подтянутость, самокритичность, эрудиция, широкий кругозор.

-коммуникативные: внимательность, честность, надежность, справедливость, сдержанность, обязательность.

-эмпативные: гуманность, взаимопонимание, доброта, тактичность, способность к сопереживанию.

Книга "Психология в современном спорте" известного американского психолога Б. Дж. Кретти знакомит советских читателей с достижениями зарубежных ученых в области психологии спорта. Большое внимание автор уделяет изучению социальной психологии, проблемам повышения эффективности обучения в спорте.

Загружаю...

Б.Дж. Кретти выделяет положительные и отрицательные типы тренеров.

К положительным типам относятся:

-«поддерживающий» – всегда рядом со спортсменом, готов поддерживать эмоционально в трудных ситуациях, предостерегает от возможных ошибок и ободряет, ориентирует на будущие успехи;

-«хладнокровный» – сохраняет спокойствие в напряженных ситуациях и принимает в них верное решение, всегда является примером самообладания, критические замечания высказывает с глазу на глаз и может успокоить спортсменов;

-«психолог» – может подвести спортсмена к соревнованию с оптимальным уровнем возбуждения, успешно руководит командой после поражения, может превратить страх в преимущество, чувствует состояние спортсменов во время соревнований;

-«оратор» – удачно пользуется словом, настраивает спортсменов на более активную работу без лишнего давления.

К отрицательным типам относятся:

-«оскорбляющий» – тип тренера, которого больше всего не любят;

-«крикун» – считающий, что успех его работы зависит от величины шума, который он создал;  «мститель» – внушающий спортсменам, что их неудачи ставят под угрозу его место в команде, готовый мстить им за недостаточное старание на тренировках;

-«душитель» – по мере приближения соревнований впадает в состояние шока;

-«профессор» – научно настраивающий себя и своих воспитанников с помощью сверхсложных установок и планов на игру.

Также можно выделить три основные группы психических состояний в профессиональной деятельности тренера: состояния, проявляющиеся в процессе трудовой деятельности: утомление (переутомление, психическое пресыщение), монотония, профессиональное выгорание и др.; профессиональный стресс (напряженность); предстартовые состояния (стартовая лихорадка и апатия, боевая готовность и др.)

Загружаю...

Психическое состояние тренера, проявляющееся в его поведении, воздействует на психику спортсмена, вызывая определенную реакцию, которая проявляется на аффективном и поведенческом уровне. Предстартовые состояния тренера, с одной стороны, влияют на настроение спортсмена, с другой – на качество указаний, даваемых тренером непосредственно перед соревнованием.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Футбольный куб