Sports-100: Рейтинг крупнейших компаний спортивного бизнеса в России

Исследование редакции Sports.ru и агентства спортивного маркетинга Fever Pitch.

Что этот бизнес-рейтинг делает на нашем спортивном сайте? 

Такого вопроса, на самом деле, быть не может. Потому что спорт уже давно превратился в бизнес – пусть не всегда здоровый, не всегда прозрачный и не всегда успешный, но все-таки бизнес, где крутятся большие деньги. Перед вами – рейтинг ста крупнейших компаний России, чей основной бизнес так или иначе связан с индустрией спорта (как профессионального, так и любительского, в сфере активного образа жизни).

Загружаю...

Это первый подобный рейтинг в истории спортивной индустрии. Нам хочется понимать, что из себя представляет спортивный бизнес-ландшафт России и куда эта индустрия движется. Но перед тем как показать длинную таблицу, мы должны объяснить вам кое-что важное.

Как мы считали?

Мы не стали изобретать велосипед и воспользовались методологией ведущих деловых медиа для составления подобных рейтингов. Ключевым показателем для ранжирования компаний стала выручка. Большой объем выручки не всегда означает, что бизнес прибыльный, но дает представление о его масштабах. И для нас это было главным.

В рейтинг мы сознательно не включали показатели прибыли и не сравнивали динамику выручки с данными годичной давности. Дело в том, что в основу рейтинга легли финансовые результаты за 2020 год. Все мы помним, с какими проблемами столкнулся мир в 2020-м из-за пандемии. Спорт оказался в числе наиболее пострадавших индустрий: соревнования отменялись или проводились без зрителей, не работали фитнес-клубы, а на какое-то время были закрыты даже публичные парки – традиционное место для пробежек и прочих занятий на воздухе. Все это негативно повлияло на весь спортивный бизнес – от профессиональных клубов до продавцов спортивной одежды для любителей.

Как мы отбирали компании для рейтинга

Основным критерием для нас была явная связь деятельности компании с занятиями спортом – считается и профессиональный спорт, и любительский, и вовсе занятия физкультурой.

Для того чтобы определить такие компании, мы воспользовались инструментами системы СПАРК-Интерфакс, где собрана информация о российских юридических лицах.

Загружаю...

Для фильтра мы использовали так называемые коды ОКВЭД Росстандарта (общероссийского классификатора видов экономической деятельности), выделив те из них, где упоминается спорт. Далее последовала ручная работа, так как в список попало немало компаний, для которых спорт– лишь одно из многих направлений бизнеса, а основные деньги они зарабатывают на чем-то другом. Иногда эта грань была достаточно тонка: например, в рейтинге присутствуют две компании, специализирующиеся на производстве и поставках оборудования для уличного активного отдыха, в частности, детских площадок во дворы. Подобных компаний, которые преодолевали минимальную планку нашего рейтинга по размеру выручки, было больше, однако мы выбрали те, в чей ассортимент, помимо песочниц и горок, входит оборудование для воркаутов, турники, хоккейные и футбольные коробки.

Подводные камни рейтинга  

Одна из главных проблем, с которой мы столкнулись при составлении рейтинга, связана с профессиональными клубами. В топ-100 их довольно много: 27 клубов из 4 видов спорта (футбол, хоккей, баскетбол и волейбол).

Проблема заключается в том, что основной доход этих команд идет не от бизнес-деятельности (продажа билетов, атрибутики, прав на телетрансляции, бонусов от еврокубков), а от дотаций со стороны владельцев (или близких им компаний), которые оформлены как спонсорские контракты.

Загружаю...

Разные клубы фиксируют эти доходы по-разному: кто-то включает их в раздел «выручка», кто-то оформляет как «прочие доходы и поступления». Единых правил оформления в российском стандарте бухгалтерской отчетности нет.  Из-за этого в рейтинге есть очевидные казусы.

Например, в российском хоккее последних лет наиболее благополучными считаются СКА (принадлежит «Газпрому») и ЦСКА (принадлежит «Роснефти»). Однако в рейтинге СКА находится на довольно высоком 19-м месте (6,389 миллиарда рублей), а ЦСКА – отсутствует вовсе. Нет, мы не забыли про армейский клуб из Москвы. Все дело как раз в отображении выручки: СКА включил в нее спонсорские поступления от владельца, а ЦСКА показал чистую выручку – 239 миллионов рублей, – которой недостаточно для попадания в рейтинг. Подобные перекосы можно найти и у футбольных клубов (Например, у «Спартака» и, в особенности, у Краснодара» реальный размер бюджета выше, чем сумма выручки, указанная в финотчетности. Дефицит бюджета восполняется за счет прямых дотаций владельцев – Федуна и Галицкого соответственно. И эти деньги не учитываются в показателе выручки)

Мы сохранили формальный принцип формирования рейтинга – на основании заявленной клубом выручки. Нам было важно сохранить единый подход ко всем компаниям, а не делать исключения для одного типа клубов.

Еще одна сложность, с которой мы столкнулись: некоторые компании, которые объективно могли бы претендовать на попадание в рейтинг, являются частью крупных холдинговых структур, чья деятельность выходит за рамки чисто спортивного бизнеса. К примеру, в рейтинге нет популярных горнолыжных курортов Приэльбрусья. Большинство из них входит в корпорацию «Курорты Северного Кавказа», и выделить их выручку отдельной строкой не представляется возможным.

Что нас удивило

Начиная работу над рейтингом, мы понятия не имели, кто в нем окажется. Итоговая таблица показала определенные закономерности. 

Загружаю...

Во-первых, высокие места букмекерских контор. В топ-10 рейтинга – 6 крупнейших компаний, зарабатывающих на ставках. В самом факте нет ничего удивительного, но теперь мы задокументировали это положение дел.

Но были компании, чьи высокие места в рейтинге поражают. Компания «Веломоторс» (15-е место, 10,6 миллиарда рублей) показала выручку на уровне футбольного «Зенита» (со всеми вливаниями со стороны «Газпрома») и больше, чем, к примеру, премиальная сеть фитнес-клубов World Class. Такие деньги компания заработала на производстве и продаже велосипедов под брендами Stels и «Десна». То, что на улицах российских городов с каждым годом появляется все больше велосипедистов, вы наверняка замечаете и сами. Однако масштаб бизнеса определенно впечатляет.

Еще один приятный сюрприз – высокое место компании «Кант» (28-е место, 3,9 миллиарда рублей). Семейная компания Виноградовых и Ариевичей начинала еще 30 лет назад с переоборудования мусорной свалки в районе московского метро «Нагорная» в горнолыжный склон – и выросла в крупную сеть магазинов оборудования для горных лыж и сноуборда с миллиардными оборотами.

Удивило и отсутствие в рейтинге некоторых известных компаний. Возможно, сказались проблемы с карантином, но достичь показателей, которые позволили бы войти в рейтинг, им не удалось. Среди них, например, официальный экипировщик олимпийской сборной России Za Sport, управляющая компания автодрома «Игора Драйв» и другие

Загружаю...

Были и другие удивительные итоги. В нижней части рейтинга есть две компании без логотипов. У них также не были обнаружены официальные сайты или какие-либо другие признаки жизни. Однако, судя по отчетности, это не мешает вести успешный бизнес. Например, компания «Спорт-Макс-Инвест» (98-е место, 635 миллионов рублей) ежегодно получает госконтракты на десятки (иногда и сотни) миллионов рублей от принадлежащего Минспорту РФ Центра спортивной подготовки (ЦСП). Общая сумма контрактов на поставку ЦСП всякой мелочевки – от банных полотенец до бейсболок и спортивных костюмов – составила 8 миллиардов рублей за несколько последних лет. Но, наверное, без такой компании, живущей на госконтрактах, бизнес-рейтинг в России был бы неполным. 

 

Больше знаний об устройстве спорта доступно с нашим агентством спортивного маркетинга Fever Pitch. Напишите нам на team@feverpitch.ru

Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Алексей Филиппов, Виталий Белоусов

Популярные комментарии
Мистер Уайт
В топ-10 - шесть букмекерских контор. А говорят, что россияне бедно живут. Девиз букмекерских контор: "Без лоха и жизнь плоха!"
Денис Пузырев
Мы хотели прежде всего посмотреть на общий ландшафт. Для понимания, что в принципе представляет из себя этот сектор народного хозяйства)) . А дальше (рейтинг будет ежегодным) мы будем смотреть на то, куда этот сектор движется. Про несколько юрлиц - совершенно так. Мы вручную старались отлавливать по общим учредителям, но не исключаем, что что-то могло не найтись. Будем каждый год улучшать и совершенствовать. Ну и в целом вопрос для чего - довольно философский. Рейтинги форбса и РБК-500 позволяют понять как устроена экономика страны, например с точки зрения слезания с нефтегазовой иглы, о котором нам говорит телевизор последние лет 15
Ответ на комментарий Febanacci-88
Работа проделана большая, критерии применены, на мой взгляд, адекватно. Вопрос только для чего он? У нас все что связано с большими деньгами так или иначе завязано на государстве (кроме может 5-10% компаний) и ведение в бизнеса в нашей, в общепринятом смысле просто невозможно. Все это так или иначе пересекается с государством, дотациями, серыми схемами и прочим У каждой крупной компании есть как минимум пара юр лиц поменьше, через которые тоже могут проходить обороты средств, которые найти и связать не всегда получится. Лично я просто не понял, для чего он. Просто узнать, что букмекеры живут хорошо и много поднимают?)))
Febanacci-88
Работа проделана большая, критерии применены, на мой взгляд, адекватно. Вопрос только для чего он? У нас все что связано с большими деньгами так или иначе завязано на государстве (кроме может 5-10% компаний) и ведение в бизнеса в нашей, в общепринятом смысле просто невозможно. Все это так или иначе пересекается с государством, дотациями, серыми схемами и прочим У каждой крупной компании есть как минимум пара юр лиц поменьше, через которые тоже могут проходить обороты средств, которые найти и связать не всегда получится. Лично я просто не понял, для чего он. Просто узнать, что букмекеры живут хорошо и много поднимают?)))
Еще 127 комментариев
130 комментариев Написать комментарий