ЭКОНОМИКА АМЕРИКАНСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ФУТБОЛЬНОЙ ЛИГИ
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Согласно сайту Sports Business Sportico, тройка самых ценных франшиз MLS на 2021 год - это Los Angeles FC, Atlanta United и LA Galaxy с оценкой в 860 миллионов долларов, 845 миллионов долларов и 835 миллионов долларов соответственно. Тем не менее, Ньюкасл Юнайтед недавно был продан за 415 миллионов долларов, а Вест Хэм Юнайтед оценивается в 508 миллионов долларов.
Так как же MLS может быть более ценной, чем Премьер-лига?
MLS больше не является пристанищем для игроков, которые приходят туда лишь с целью доиграть, завершить карьеру в тепличных условиях и её клубы больше не предлагают шикарные контракты бывшим звёздам. Теперь, матчи в МЛС становятся всё интереснее и интереснее, характер многих игр обладает интенсивностью и содержательностью - что главное для привлечения смотрящих. Строятся новые стадионы.
МЛС в настоящий день позиционирует себя как привлекательно место для молодых и талантливых, а не конечной остановкой. Это делает MLS всё более популярным.
Перевод видео-материала ютуб-канал Tifo-football
В чём же причина такого стремительного развития Американской франшизы? Насколько она ценна и в чёс заключается эта ЦЕННОСТЬ?
На другом конце списка стоимости команд из MLS, на 27-м месте, Колорадо-Рэпидз - оценивается примерно в 370 миллионов долларов. В общем контексте североамериканского спорта эти цифры не так значительны - в августе 2021 года Forbes оценил франшизу НФЛ в 2,48 миллиарда долларов - но для лиги, в которой средняя посещаемость составляет чуть более 21000, а контракт на трансляцию соревнований приносит 90 миллионов за сезон (до 2022 года), эти цифры вызывают удивление - особенно по сравнению с другими, относящимися к футболу примерами.
Менее двух лет назад Майк Эшли был готов продать Ньюкасл Юнайтед за 415 миллионов долларов, а Вест Хэм Юнайтед оценивается в 508 миллионов долларов, что достаточно хорошо - это 17-е место в списке Sportico.
Действительно ли всё так? И если да, то почему и как?
Эти цифры, конечно, всего лишь теория, но такая стоимость описывается реальными суммами, уплаченными за доли в франшизах MLS за последние годы.
В феврале 2020 года владелец Кардифф Сити Винсент Тан продал 10% за 70 миллионов долларов. В прошлом году, в июле 2019 года, звезда НБА Джеймс Харден приобрел миноритарный пакет акций Хьюстонского Динамо за 15 миллионов долларов. Месяцем раньше, в июне 2019 года, основатель "Morningstar" Джо Мансуэто заплатил 322 миллиона долларов за владение Чикаго Файр.
Таким образом, очевидно, что MLS - это привлекательная инвестиционная среда, и уровень спроса здесь лучше всего описывается соответствующие налоговые сборы, которые удалось собрать с MLS, поскольку конкуренция растет и к 2023 году лига будет состоять из 29 клубов.
В 2007 году Торонто присоединился к MLS, уплатив 10 миллионов долларов. В том же году в рамках своего игрового контракта Дэвид Бекхэм получил право купить будущую франшизу за 25 миллионов долларов. В 2013 году футбольный клуб Нью-Йорка заплатил сбор в размере 150 миллионов долларов, как Цинциннати (2019), Нэшвилл (2020) и Остин (2021). В 2022 году Шарлотт займет свое место в лиге, и это произойдет после того, как Дэвид Теппер, который также владеет командой Каролина Пантерз в НФЛ, заплатит ошеломляющие 325 миллионов долларов.
Это тенденция, которая делает MLS особенной, даже в гипер-капиталистическом мире американского спорта.
Согласно мартовской статье 2021 года, написанной Сэмом Стейскалом из The Athletic: "Средний процент стоимости команд MLS по оценкам Forbes с 2018 по 2019 год почти в три раза выше, чем у НБА и НФЛ, и примерно в четыре раза больше, чем у Главной лиги бейсбола и НХЛ за тот же период".
Это потрясающая цифра. Особенно с учетом того, что очень немногие из франшиз являются прибыльными и что, по данным, показанным до пандемии, только три клуба имели доход, превышающий 50 миллионов долларов (Аталанта, Лос-Анджелес Гэлакси, Лос-Анджелес). Фактически, в 2018 году 23 команды, принявшие участие в MLS, понесли совокупный убыток в размере 100 миллионов долларов.
Но доходы, получаемые отдельными франшизами, являются лишь частью уравнения для инвесторов в MLS. С приобретением права собственности приходят доли в "Soccer United Marketing" - дочерней компании, которая практически полностью контролирует коммерческие интересы футбола в Соединенных Штатах. Помимо переговоров в интересах MLS по области телевидения и маркетинга, она также занимается коммерческими правами USSF и CONCACAF. По оценке Forbes на 2019 год, SUM - полностью принадлежащая инвесторам лиги, стоит около 2 миллиардов долларов, а годовая выручка - 350 миллионов долларов. По оценкам, некоторые клубы получают более 40% от своей стоимости только от этих владений.
Это создает различие по способам владения характерным для американского и европейского футбола, который является более традиционным - привязанным к взлету и падению результатов команды, и той собственностью, которая имеет место быть в рамках модели MLS, где франшизы на самом деле являются товаром, а инвестиции - не только лигой, но и непосредственно игрой. Казалось бы, риск заключается в том, что обе лиги зависимы от фаз роста - и это ключевое преимущество MLS перед более традиционными типами спортивного бизнеса.
В отличие от НФЛ, НБА, НХЛ, футбол еще далек от полной реализации своего потенциала, и все же есть все основания полагать, что он будет продолжать двигаться к этому, и не только по причинам огромной заполняемости матчей Атланты и Сиэтла. Теоретически - футбол нравится более широкому кругу американского общества и, очевидно, его огромному латиноамериканскому населению, он также привлекателен более молодым людям.
Опрос 2019 года, проведенный среди американцев, следящих за английской премьер-лигой, показал, что более 55% из них были моложе 45 лет. В прошлом сезоне телекомпания NBC сообщила, что средняя общая аудитория на своих различных платформах составила 879 000 за игру Премьер-лиги, что на 2% больше, чем годом ранее, и вдвое больше, чем в среднем по трансляциям матчей НХЛ.
В июле 2021 года 9,4 миллиона зрителей также смотрели финал чемпионата Европы между Англией и Италией, что на 59% больше, чем в финале 2016 года между Португалией и Францией. Победу Италии на "Уэмбли" также увидело больше зрителей, чем в среднем смотрело первые три игры финала НБА
Премьер-лига и чемпионат Европы - это не MLS, но их аудитория свидетельствует о соответствующем спросе, и США недалеко от того, чтобы провести свой второй чемпионат мира совместно с Канадой и Мексикой в 2026 году. В 1994 году возникший импульс привел к созданию MLS. На этот раз ожидается гораздо больший толчок и - предположительно - еще больший для теперь уже развитой футбольной среды.
Есть предостережения. Увеличение налоговой нагрузки и связующие с ними доходы клубов не могут длиться вечно, не нанося ущерба качеству лиги. И, что более важно, в то время как глаза США, несомненно, будут прикованы к чемпионату мира, франшизы MLS не будут привлекать это самое внимание, если их продукция некачественная.
Однако очевидно, что инвесторы и владельцы это понимают, и огромные суммы денег, которые они продолжают вкладывать в лигу, указывают на то, что они готовы пойти на этот риск.