Хьюстон, у нас проблемы: почему с каждым стартом уменьшается шанс на триумф Косторной и как этого избежать?

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Что делать 18-летней фигуристке, от которой уплывает медаль?

Алена Косторная стартовала с двух серьезных соревнований: российская спортсменка показала себя на Finlandia Trophy и Skate Canada, заняв на обоих стартах третье место. Чемпионка Европы 2020 за полтора года превратилась из непобедимой вампирши в девушку с двумя комплектами неясных программ за сезон. Возможно ли ей вернуться в гонку за олимпийскими медалями с такими результатами, как у Валиевой и Трусовой, и что для этого нужно сделать?

Срочно возвращаем прыжки: никуда нельзя без тройного акселя, но и его может быть недостаточно

Единственный прыжок, на который Алена и тренеры делают действительно открытые ставки, - это тройной аксель. В только стартовавшем сезоне 21/22 было предпринято несколько попыток приземления данного прыжка: большая часть удалась, но чистого выезда пока не было. Чтобы оставаться хоть сколько-нибудь серьезной соперницей и надеяться на отбор к Играм, нужно выполнять этот прыжок идеально: сейчас Косторная равна по контенту с Туктамышевой (каждая владеет только трикселем из ультра-си прыжков), но все равно систематически проигрывает ей.

Загружаю...

Но этого будет достаточно максимум для того, чтобы выйти к главному старту: побеждать с таким контентом вообще невозможно. Стоимость трикселя с GOE +5 (то есть, идеально исполненного прыжка) равняется 12 баллам. Отставание от Камилы Валиевой на этапе Гран-при дошло до 50.54 баллов: при наличии ограничения на количество раз, которые фигурист может исполнить один и тот ж элемент в программе, данное отставание ликвидировать исключительно этим прыжком не получится.

Как же быть? Получается, что необходимы новые ультра-си элементы. В 2019 году фигуристка изучала четверной сальхов, исполнение которого на +5 даст 14.55 баллов. Если добавить каскад, то отставание будет уже значительно менее заметным и возможно сократимым: за каскад 4S+3S судьи поставят 18.85, а за присоединение тройного тулупа - 18.75 (все, как обычно, с максимальными плюсами).

Однако в этом допущении есть сразу несколько "но". Во-первых, даже внезапное освоение сложнейшего квада по ходу сезона не ликвидирует техническое отставание (здесь нужно будет поднимать былые компоненты и избавляться напрочь от дорожек на второй уровень). Во-вторых, задача выполнять все ульра-си так, чтобы получать за них только самые крупные оценки - нечто невероятное, требующее безупречной техники. Ну и, наконец, время: такими вещами занимаются обычно в межсезонье, и если у Алены едва получается ее коронный прыжок, то что делать с новыми, неизведанными? (если смотрите с телефона, начало на 4:40)

Доступный минимум - твердые каскады из тройных прыжков. Сейчас в программах Косторной присутствуют каскады, второй прыжок в которых является двойным. Если фигуристка исправит эту ситуацию и станет делать больше сложных каскадов (а она умеет и с ойлером, что было показано на этапе Гран-при), то это поможет ей набирать за свои прокаты чуть больше.

Загружаю...

Исполняем вращения и дорожки на четвертый уровень, поднимаем компоненты

Всю свою жизнь Косторная славилась высочайшими компонентами, и если выучить квад является безумной целью, то вернуть вторую оценку под стать первому взрослому сезону - то, что очень поможет Алене в достижении ее мечты. На Skate Canada спортсменка допускала исполнение дорожек с первым уровнем:

UPD: не совсем так, спасибо подсказавшим комментаторам. Дорожек на первый уровень конкретно на этапе Гран-При в Канаде Алена не исполняла, однако получила очень низкие GOE (обратите внимание на 11 элемент: у девушек, расположившихся выше в ПП там стоит уровень 4. И надбавка на 2-5 десятых больше)

Вращения шли гораздо лучше (за них Алена Косторная получала высокие уровни и плюсы), однако не помогли исправить ситуацию. Судьи значительно хуже оценили фигуристку: стоит сравнить вторую оценку на победном Чемпионате Европы и недавно прошедшем этапе и понять, как значителен и заметен регресс. Вот протокол той победной произвольной: самой низкой средней оценкой является критерий "переходы", оцененный в 8.86

А вот оценки этого сезона: самая высокая из оценок - 8.68 за skating skills ниже, чем самая низкая из прошлого года. Правильно это или нет - вопрос к судьям, но если посмотреть оба проката и сравнить их, то впечатления будут сильно разниться даже у того человека, который эти протоколы никогда не открывал: качество катания сильно запустить невозможно, но уверенность и четкость движений потерять легко.

Конечно, сравнивать эти соревнования не совсем правильно: первенство Европы проходит в самой середине сезона, когда форма у фигуристов самая лучшая, а канадский старт - в самом начале, когда еще возможно сослаться на неидеальное физическое состояние. Но если Туктамышева и Валиева к этому времени уже набрали форму и выступают на свой максимум, то где же безупречное катание Алены? И будет ли у нее время возвращать компоненты, когда вопросом жизни и смерти является тройной аксель?

Загружаю...

Стабилизируем программы: лучше нормально катать то, что знакомо, чем всегда брать "на вырост"

Казалось, что важнее стабилизации прыжков в ситуации фигуристки нет, пока Этери Тутберидзе и Даниил Глейхенгауз не сменили как короткую, так и произвольную программы. Бывший блюз заменили на в целом похожую, но более динамичную New York, New York, а "Временам года", вызывающим раньше счастье болельщиков, предпочли нежную Lovely.

Смена программ - дискуссионный вопрос. С одной стороны, отрицательный опыт в карьере фигуристки уже получен: заменив один комплект на другой перед Кубком России в прошлом году Алена, возможно, пожертвовала своей путевкой на Чемпионат Мира. К тому же, любая программа должна иметь какое-то развитие, и ждать, что с первого старта она поразит общественность на повал было бы странным: ведь и Болеро не сразу стало таким торжествующим, каким мы видим его сейчас.

С другой, если фигуристу не идет программа или он сам не в восторге от нее, бессмысленно заставлять его влюбляться: чем раньше заметишь проблему и устранишь, тем больше шансов успеть откатать новую постановку и "присвоить" ее себе. Тем более, что Lovely - не чистый лист, а очень давняя наработка Глейхенгауза, которая неплохо проявила себя на шоу Тутберидзе в прошлом сезоне.

Главное, чтобы сама Алена кайфовала от постановки, "каталась как дышала", а не перескакивала от элемента к элементу. Ведь судьи, выставляющие оценки за артистизм и владение коньком, тоже люди, которые склонны к повышению оценок тогда, когда фигурист сам заражает эмоциями. И важно научиться делать это вне зависимости от того, умеешь ли ты триксель или нет: иначе программа никогда не станет ясной, а при любой шероховатости на ультра-си Косторная будет сдаваться и бросать стараться из-за неудачного элемента.

Загружаю...

Итог противоречив: только чтобы пробиться на Олимпиаду, Алене Косторной придется прыгать выше головы, а если ставить целью победу, то нужно совершать чудо. За короткое время спортсменке нужно выучить и стабилизировать прыжки, вернуть былые компоненты и привыкнуть к своим непостоянным, как и сама Алена, программам. Задача сложнейшая, но возможная, и если уверенность и дерзость, за которую мы так любим фигуристку, вернется, то шансы увеличатся.

Как минимум, смотреть на это будет не так грустно.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Флип в историю
Популярные комментарии
Дмитрий Храпунов
Автор очень старался, но разбор получился довольно дилетантский. "Алена допускала дорожки 1 уровня" при этом у вас в скриншоте хореографическая дорожка, которая бывает только одного базового уровня. Из за этого весь остальной текст сразу становится бессмысленным.
Вошь энтропийная
Тоже об это споткнулась, и уже дочитывать не стала. Смешно, но ситуация прям как с Аленой - одна ошибка дискредитирует весь проделанный труд.
Ответ на комментарий Дмитрий Храпунов
Автор очень старался, но разбор получился довольно дилетантский. "Алена допускала дорожки 1 уровня" при этом у вас в скриншоте хореографическая дорожка, которая бывает только одного базового уровня. Из за этого весь остальной текст сразу становится бессмысленным.
Александра Буренко
Да уж "дорожка первого уровня".... Вам бы автор сначала правила ФК почитать, а потом за аналитику браться, как и остальные комментирующие не стала читать после этого перла
Еще 3 комментария
6 комментариев Написать комментарий