Автомобильные бренды в спорте. Как компании спонсируют клубы топовых профессиональных лиг России?
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
18 октября2021 года стало известно, что московское «Динамо» продлило партнерское соглашение с автомобильным концерном Chevrolet. Автомобильный бренд продолжит сотрудничать с клубом, предоставляя игрокам автомобили всего модельного ряда. Логотип Chevrolet будет размещен на игровой форме «Динамо». В связи с этим, стало интересно, какие клубы лучших профессиональных лиг России сотрудничают с автомобильными брендами и на каких условиях? Перед анализом взаимодействия российских клубов с автомобильными брендами следует рассмотреть международную практику.
Для анализа были выбраны наиболее популярные международные соревнования в мировой практике, имеющие партнерские отношения с автомобильными брендами. На автомобильном рынке сложилась жесткая конкуренция за внимание спортивной аудитории. Ведь владельцы и потенциальные покупатели автомобилей составляют большую часть болельщиков. И на данный момент преимущество за азиатскими брендами. Так, концерны Hyundai/KIA и Honda спонсируют крупнейшие соревнования в футболе (все соревнования под эгидой FIFA), баскетболе (NBA) и хоккее (NHL). Стоит отметить, что у японского бренда Toyota до 2024 года действует соглашение о спонсорстве Олимпийских Игр, ставшее крупнейшим в истории МОК. По оценкам экспертов, за время действия договора, Международный Олимпийский Комитет получит около 1 миллиарда долларов США. Например, Hyndai/KIA спонсирует FIFA на сумму $ 20,8 млн. в год, что на 104 миллиона меньше, чем получает МОК японского концерна. Если говорить об условиях сделок, то автомобильные бренды стараются по-разному интегрироваться в соревнования. Так, например, KIA Motors America, которая сотрудничает с NBA уже более 15 лет, после недавнего перезаключения сделкиполучила права на титульное спонсорство наград по итогам сезона в NBA, WNBA и G-League.
В свою очередь, сотрудничество Honda и лучшей хоккейной лиги мира подразумевает не только статус автомобильного партнера японского концерна, но и активацию в виде титульного спонсорства Западного дивизиона NHL.
Говоря о российском рынке, среди топ-3 профессиональных лиг, только у КХЛ есть автомобильный бренд-партнер. Toyota спустя 10 лет вернулась к сотрудничеству с Континентальной Хоккейной Лигой и подписала соглашение на сезон 2021-22 (включая плей-офф). В рамках сотрудничества в российских городах, где представлены клубы КХЛ, запланированы активности при участии официальных дилеров ООО «Тойота Мотор»: любителям хоккея будет предоставлена возможность познакомиться с автомобилями Toyota, узнать об их преимуществах и записаться на тест-драйв.
Если мы посмотрим на российские клубы, то из 52 профессиональных клубов-участников РПЛ, КХЛ и ЕЛ ВТБ, только 6 российских клубов имеют автомобильные бренды-партнеры. Из них, четыре из РПЛ («Зенит», ЦСКА, «Динамо», «Спартак»), клуб из КХЛ («Торпедо», Нижний Новгород) и один клуб из Единой Лиги ВТБ («Парма-Париматч», Пермь).
Как и в мировой практике, в России больше всего партнеров у азиатских автомобильных концернов. Из 4-х клубов, чьими партнерами выступают восточные автомобильные бренды, 2 имеют соглашения с Nissan. Это Санкт-Петербургский «Зенит» и Московский «Спартак». Действующему чемпиону России японский автопроизводитель, по оценке экспертов, выделяет ежегодно от $ 2,5 – 3 млн. каждый сезон. Сотрудничество «Зенита» и Nissan началось в 2015-м. В течение трех лет компания успешно использовала рекламные возможности клуба для общения с потенциальными клиентами, увеличивая медиа-охват и расширяя клиентскую базу. Исследование, проведенное GfK в ноябре 2017 года, показало, что 25% болельщиков «Зенита» знают, что Nissan спонсирует петербуржцев. Более того, половина опрошенных признались, что этот факт меняет их мнение о бренде в лучшую сторону. В рамках партнерства Nissan обеспечит автомобилями игроков и сотрудников «Зенита», получив право на использование рекламных площадей сине-бело-голубых. Кроме того, логотипы компании будут размещены на форме игроков и медиа-ресурсах клуба.
В свою очередь, «красно-белые» получают от японского бренда $ 1,9 млн. «Спартак», также как и Санкт-Петербургский клуб сотрудничает с Nissan с 2015 года. Помимо условий соглашения, которые были описаны у «Зенита», Nissan получает от «красно-белых» размещение брендинга на всех медиаэкранах игрового поля, автобусе главной команды, официальном сайте и других рекламных площадях инфраструктурных объектов клуба. Также, корпоративная команда Nissan сохранила за собой возможность тренироваться и играть на учебных полях Академии «Спартак» имени Ф. Ф. Черенкова.
Начиная с сезона 2018/19 ресторан Gold, расположенный на территории домашнего стадиона футбольного клуба, полностью забрендирован Nissan. В нем открылась Nissan Lab — зона, где можно познакомиться с технологиями мобильности, узнать подробнее про глобальную концепцию Intelligent Mobility, охватывающую три области инноваций: систему питания автомобиля, позволяющую минимизировать выбросы и использовать только чистую энергию; повышение уровня безопасности автомобилей через использование технологий «умного» автономного вождения; интеграцию систем автомобиля в общество. Кроме того, посетители могут сконфигурировать свой Nissan и записаться на тест-драйв.
Тем не менее, сделка между «Динамо» и Chevrolet оценивается выше, чем соглашения «Зенита» и «Спартака» с Nissan. «Динамовцы», предположительно, получают со сделки $ 3,2 млн. Условия сделки американского концерна с «динамовцами» схожи с соглашениями Nissan со своими партнерами. Но помимо маркетинговых активаций, размещение рекламы на led-панелях, важно отметить, что логотип Chevrolet располагается на лицевой стороне формы игроков московского клуба (на шортах), а также, клуб предоставляет брендированную ложу на «ВТБ-Арене». Но все же, можно предположить, что американский концерн все-таки переплачивает «Динамо», исходя из того, что каналы продвижения клуба ограничены, по сравнению с тем же «Зенитом» и «Спартаком». Например, «Динамо» не участвует в еврокубках.
Таким образом, мы рассмотрели взаимодействие российских профессиональных спортивных клубов со автомобильными брендами-спонсорами. Как итог мы можем отметить тот факт, что российские спортивные клубы не могут предложить решения для автомобильных брендов, которые позволили бы заключать взаимовыгодные сделки. В связи с этим, мы наблюдаем такой разрыв в соотношении профессиональных клубов и организаций, которые заключают спонсорские сделки с российскими командами.
Автор: Шамовнев Илья