Тормоза для «Ф-1» стоят в сто раз дороже, чем диски для обычной машины. И их не расплавит даже вулкан!

Оборудование для самолетов производят точно так же.

Автогонки – самый дорогой вид спорта: один лишь сезон в региональной картинге на самой слабой технике в среднем обойдется в $48 000 – а ведь с него карьеры только начинаются. Потому большинство пилотов – выходцы из обеспеченных семей.

Не легче и командам. Они платят не только за участие в заездах: база, персонал, (порой огромные) зарплаты пилотов, невероятно дорогие машины и детали для них – приходится как-то справляться через поиск спонсоров, щедрых инвесторов и технических партнеров. Для наглядности: по подсчетам издания The Race, для одного лишь создания болида с нуля требуется $97 млн.

Загружаю...

Звучит безумно, однако у такой высокой цены есть причины. Гран-при – еще и очень требовательный спорт и к скоростям, и к безопасности, потому подготовка настолько грандиозна. Лучший пример – одна из важнейших деталей болидов «Ф-1»: тормоза.

Современный автоспорт состоит из безумных перегрузок и температур. Надежные тормоза – способ с этим справиться

Прежде всего нужно осознать нагрузки на болид во время заезда.

Одна из основ любой трассы – повороты, и именно здесь машина сталкивается с главным испытанием – торможением: за счет него можно проехать круг быстрее, либо – в случае ошибки – медленнее. Команды и пилоты пытаются замедляться как можно позже с минимальными потерями темпа, и для достижения цели каждый коллектив тратит примерно $700 000 из года в год. Просто один комплект тормозов для «Ф-1» стоит $6 900 (против $69 за обычный дорожный экземпляр) и держится в среднем 4 000 км – а затем его уже нужно менять. Как вы понимаете, в год на один болид уходит по 50 комплектов – еще весьма неплохо с учетом четырех колес машины и 23 Гран-при в календаре.

Загружаю...

Самое страшное в торможении – условия, с которыми сталкиваются болид и пилот: к примеру, давить на педаль приходится с силой, превышающей массу тела в два раза (то есть примерно 120-160 кг – по ситуации). Перегрузки доходят до 6G: это в три раза больше, чем показатель суперкаров. На той же «Монце» – самом скоростном треке календаря «Ф-1» с невероятно жестким торможением в первом повороте – разница ощутима еще сильнее: кинетическая энергия болида в четыре раза больше, чем у серийного авто!

Из-за подобных нагрузок в «Ф-1» используют именно карбоновые тормоза, выдерживающие температуру в 1 200 °C (между прочим, максимум, который выдает лава из вулкана) и быстро остывающие.

От пилотов требуется большое мастерство, ведь любой излишний перегрев усиляет дополнительный износ. Он выглядит примерно так:

Вот почему в тормозном диске так много отверстий: на современных деталях их количество достигает 15 000 штук. Просто они – один из самых эффективных инструментов охлаждения благодаря повышению площади контакта с воздухом, продуваемым через тормозную систему. И только представьте: еще в 1998 году подобных отверстий было всего 35! Вот насколько увеличились нагрузки в современных гонках.

Откуда безумная цена?

Все дело в материале: производство карбона обходится очень дорого, и углеродное волокно стоит в десятки и сотни раз больше обычной стали (зависит от чистоты, марки и состава, конечно же). Процесс начинается с работы с мягкой тканью, которой вручную придают нужную форму.

Загружаю...

После придания карбоновому изделию вида тормозного диска его отправляют в печь на обработку температурой в 1 000 °C – на целый месяц! Некоторые типы дисков держат в печи даже дольше. Можете представить, сколько энергии уходит на изготовление одного комплекта.

И точно так же производят карбоновые тормоза для самолетов. Также гоночные тормоза дороже из-за более продвинутых колодок: в «Ф-1» используют 6 пистонов на каждое колесо, а в обычной машине – только по одному. И да, колодки тоже делают из углеволокна – по такой же технологии!

А ведь тормоза – лишь часть болида «Ф-1». Команды производят еще десятки других даже более дорогих и требовательных деталей – неудивительно, что эпоха небольших частных коллективов ушла в прошлое. 

Дебютный провал Шумахера в «Ф-1» из-за спаленного по неопытности сцепления – миф. Сдала ненадежная деталь, ее украли у другой команды

«Мерседес» полгода гоняет в «Ф-1» со странными буграми на корпусе. Это последствия новации мотора: они повышают мощность

Команда Мазепина готова к революции в «Ф-1» больше всех: первой протестировала детали для следующего сезона

Источник: Driver61

Фото: Gettyimages.ru/Joe Portlock

Популярные комментарии
flegmatichen
Может потому, что материал выложил Тимофей Поршнев?
Ответ на комментарий Кен Блок
Отличная статья! Но, блин, зачем писать "пистоны", когда есть русское слово "поршни"?
Кен Блок
Отличная статья! Но, блин, зачем писать "пистоны", когда есть русское слово "поршни"?
Du Du
Отличная статья, спасибо автору. Будет интересно почитать про другие детали гоночного авто.
Еще 15 комментариев
18 комментариев Написать комментарий