Чемпион без рук и ног: как стать шахматным гением, потеряв конечности на войне
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Борис Пугачёв, достаточно известный советский шахматист, прославился своей игрой в заочные шахматы. Однако выбор в пользу такого вида не был обусловлен обстоятельствами, а не желанием. У Пугачёва не было конечностей.
Экс-лыжник и экс-командир взвода
Борис Пугачёв был очень активным ребёнком, который пробовал себя в разных видах спорта. В университете он сконцентрировался на лыжах, а в шахматы играл, скорее, для души. Тактическая игра давалась ему легко, так как он обладал неплохими способностями к аналитической мысли.
В московском вузе он был одним из самых активных студентов: хорошо учился, участвовал в соревнованиях, поддерживал партию. В общем-то, более подходящего кандидата для перевода в престижное Высшее военно-морское училище имени Фрунзе в Ленинграде найти было просто нереально. К 1941-м Борис с отличием окончил училище. К тому моменту он дослужился до лейтенанта и даже получил под командование целый взвод.
Моряки, конечно же, были отправлены на фронт, где Пугачёв дорос до командира роты. Вплоть до 1943-го всё было относительно в порядке, однако в ходе Ржевско-Вяземской наступательной операции Борис был сильно травмирован. Медики, не зная, как поступить иначе, приняли решение ампутировать все конечности. «Ампутировать всё! И руки, и ноги», — услышал лёжа на операционном столе солдат.
«Нужно было загрузить мозг»
Новая жизнь давалась Пугачёву непросто. Жить без и рук, лишившись дела своей жизни... Как?
Борису пришлось вспомнить о своём юношеском увлечении — шахматах. Сначала он играл дома с родственниками, которые помогали ему двигать фигуры, а потом решился на встречи посерьёзнее. Пугачёв сразился с двумя перворазрядниками и обошёл обоих. Он был так доволен собой и результатом, что решил не останавливаться на локальных поединках, а развиваться дальше.
«Шахматы помогли мне жить, — рассказывал Пугачёв журналу «Шахматы в СССР». — Занялся ими серьёзно, нужно было мозг загрузить».
Впрочем, акцент он сделал не на очные поединки, а на партии по переписки, которые были модными в России ещё в XIX веке. Формат игры предполагал долгий анализ, а это дело Борис любил. Особый шарм его игре придавал тот факт, что учился маэстро самостоятельно. Его верными наставниками стали книжки, которые он часто перечитывал.
Четырёхкратный чемпион Пугачёв
Уже в 1966-м шахматист-самоучка дебютировал в сборной СССР по заочным шахматам. Пугачев оказался одним из самых крепких игроков команды, который очень помог в достижении золотой медали. После этого турнира Борис прописался в национальной команде на долгих пятнадцать лет. За это время он четыре раза привозил домой золото мирового первенства и один раз оставался с партнёрами вторым.
В СССР его любили и уважали, выражая огромное почтение его силе воли и желанию жить. Спортсмен умер в возрасте 76-ти лет, успев написать диссертацию и уйму научных работ. Не по шахматам, правда, а по физике и математике.