Суперкубок Португалии носит имя разоблаченного шпиона. Его пытали в тюрьме и отправили в концлагерь

Тренер-теоретик писал о футболе и ужасах режима.

С точки зрения интриги португальский Суперкубок – очень скучный турнир. С 1997 года побеждали только три команды – «Порту», «Бенфика» и «Спортинг». Куда более захватывающе сложилась судьба человека, в честь которого назван трофей. Кандиду де Оливейра сидел в тюрьме на Кабо Верде и выступал за перемены не только в футболе, но и в политике.

***

После Второй мировой войны в Западной Европе осталось только две страны, где правили диктаторы. До 1975-го Испания находилась под властью Франсиско Франко. Чуть меньшую известность получил режим Антониу ди Салазара в Португалии, который тоже совмещал посты, боролся с оппозицией, допускал репрессии и любил футбол. 

Загружаю...

Португалия середины XX века оставалась бедным государством, которому в отличие от соседней Испании, к счастью, удалось избежать гражданской войны. В 1932 году Салазар пришел к власти мирно – без революций и потрясений. Но, как оказалось, и уходить он тоже не хотел. Антонио придерживался правых идей, симпатизировал Муссолини, стремился к тотальному контролю и продержался во власти до 1968 года.

Сегодня с его именем связывают парадигму трех F – Futebol, Fado, Fátima – что-то в духе православия, самодержавия и народности в Николаевской России. Fado – это как раз про народность, потому что так называется португальский национальный танец. Fátima – город в центре страны, с которым связана история, произошедшая в 1917 году. Там трем детям якобы явилась Дева Мария. Бедная, необразованная, но по тем временам очень религиозная Португалия широко обсуждала случившееся. Когда Салазар пришел к власти, он боролся с антиклерикальными идеями и пытался сделать институт церкви еще более авторитетным.

Ну а что такое Futebol в этой концепции прекрасно описывает история, связанная с лучшим португальским игроком эпохи – Эйсебио. Салазар болел за «Бенфику», и к его концу жизни лиссабонский клуб регулярно радовал. В начале 1960-х команда вместе с Эйсебио дважды брала Кубок чемпионов. В то время нападающий мог перейти в более сильные и богатые лиги Италии или Франции, но этого не случилось. Считается, что трансфер в «Ювентус» обрубил лично Антонио ди Салазар.

Эйсебио и Салазар

Правда, сегодня парадигму трех F называют мифом, ее появление приписывают более поздним противникам диктатуры. Салазар никогда не говорил на публике о Futebol, Fado, Fátima, а официальной идеологией оставалось «Новое государство». Но даже если это просто красивая выдумка, она все равно очень точно описывает происходившее в Португалии в годы диктатуры. 

Загружаю...

Еще до истории с Эйсебио важной фигурой в местном футболе был Кандиду де Оливейра. Он тоже играл за «Бенфику», но значительно раньше: с 1914-го по 1920-й. Через несколько лет полузащитник стал тренером сборной и оставался на посту до 1929-го. При нем португальская команда дебютировала на Олимпиаде и дошла до четвертьфинала.

Де Оливейра оставался публичной фигурой не только в спорте, но и в политике. Он открыто выступал против правых идей, критиковал Муссолини и Гитлера, а в 1930-х – Франко и, что хуже всего, Салазара. Ему не нравилось, что португальский премьер-министр переписал под себя конституцию, полностью подчинил парламент и пресекал любые формы гражданского сопротивления.

За тренером следила ПИДЕ – тайная полиция, которая несмотря на небольшой штат, обладала большой сетью осведомителей по всей стране. ПИДЕ сложно сопоставлять с КГБ, Штази и уж тем более с Гестапо. Диктатура в Португалии была все же мягче большинства тоталитарных и авторитарных режимов Европы. Кандиду разрешали работать и даже тренировать сборную

Загружаю...

Правда, во время Второй мировой войны играть особо было не с кем. Португалия сохраняла нейтралитет, но союзники опасались, что Салазар примет сторону Германии, или Гитлер попросту введет туда войска. Как раз в это время на де Оливейру вышла британская разведка. В отсутствие футбольных матчей Кандиду работал старшим инспектором почтового отделения Лиссабона, что делало португальца хорошим информатором, а политическая позиция тренера говорила о его надежности.

Услуги де Оливейры так толком и не понадобились Управлению специальных операций Великобритании. Португалия не вступила в войну, а еще раньше тренера-почтальона раскрыли. В 1942 году Кандиду арестовали и отправили в тюрьму, где пытали, выбили большинство зубов и проломили голову. Вскоре он оказался в концентрационном лагере Таррафална в архипелаге Кабо-Верде. Тогда эти острова были португальской колонией. 

Фото Оливейры из полицейского досье

Таррафал не похож на то, что мы представляем при слове «концлагерь». За несколько десятков лет в нем были убиты около 30 человек. Но жертв гораздо больше: из-за жары, болезней и невыносимых бытовых условий умирало гораздо больше заключенных. У Кандиду де Оливейры условия оказались чуть лучше, чем у других: он не жил вместе с остальными узниками – его поселили в помещение административного корпуса.

Самым страшным местом Таррафаля был карцер, где в жару температура иногда достигала 70-80 градусов

Спустя полтора года тренера вернули в Португалию – больного и измученного. Де Оливейра попал в больницу, а после выздоровления его снова посадили в тюрьму – на этот раз в лиссабонскую. Кандиду выпустили только в мае 1944 года, после чего он даже вернулся в сборную: в марте 1945 года де Оливейра возглавлял команду в товарищеском матче против испанцев. Затем его позвали в «Спортинг», вскоре он ненадолго уехал в Бразилию работать во «Фламенго», а в 1952-м стал тренером «Порту».

Загружаю...

В послевоенные годы де Оливейра выиграл чемпионат Португалии, но с точки зрения спорта он все же прославился как известный футбольный теоретик. Еще в 1930-х Кандиду написал книгу «Футбол: техника и тактика», где подробно разобрал созданную тренером «Арсенала» Гербертом Чепменом схему MW. 

И все же главная работа в жизни тренера была посвящена не футболу, а тюрьме. Книга «Таррафал. Болото смерти» в подробностях описывает быт в лагере, в котором тренер провел полтора года. Хотя сам он не жил в казармах, его свидетельства легли в основу обвинений в адрес карательной системы Салазара. Книгу издали только в 1974 году, когда режим, созданный диктатором, пал в результате Революции гвоздик – бескровного военного переворота с последующей демократизацией.

Сам Кандиду не дожил даже до смерти Салазара (Антониу умер еще в 1968-м). В 1945-м он основал спортивную газету A Bola, а спустя 13 лет в качестве журналиста отправился на чемпионат мира в Швецию. Там де Оливейра почувствовал себя плохо, у него диагностировали пневмонию, и через несколько дней он умер.

Кандиду много лет выступал за изменения не только во власти, но и в португальском футболе. Он требовал ввести тренерские лицензии и сделать клубы полностью профессиональными. Многие из его идей реализовали после революции 1974 года: создали профессиональную лигу, ее состав увеличили, а в 1979-м появился Суперкубок Португалии, который теперь носит имя Кандиду де Оливейры.

Нападающий сборной ГДР выиграл спор у министра ФРГ и получил ящик виски. Но это испортило ему карьеру

Игорь Нетто – главный интеллигент советского футбола. Любил джаз, тренировал шахматистов и следил, чтобы игрокам давали только лучшие бутсы

Еще больше постов о футболе в контексте истории – в телеграм-канале His foot

Фото: Gettyimages.ru/Carlos Rodrigues / Stringer; fairplay.pt; portugoal.net

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
His foot
Популярные комментарии
Андрей Собченко
Спасибо, очень интересная статья
Nerazzurri1987
Отличная статья. Мы часто привыкаем, что тот или иной трофей или стадион называется в честь кого-то и даже уже не задаёмся вопросом, что это за имена. А ведь часто за ними стоят интереснейшие истории!
Доктор*
"ПИДЕ – тайная полиция" Очень правильное название для всех тайных полиций и прочих фесебе.
Еще 31 комментарий
34 комментария Написать комментарий