Диснеефикация футбола. Откуда взялась Суперлига?

Разбор Владислава Воронина.

Наступление Суперлиги давно казалось неизбежным. Еще год назад, когда УЕФА припугнул «Манчестер Сити» финансовым фэйр-плей, мы писали:

«Футбол столкнулся с новой проблемой – тотальное расслоение на бедных и богатых, которое еще не достигло пика. В 2009 году топ-15 клубов Европы получали 27% коммерческой выручки (1 миллиард евро) – теперь 46%. Их спонсорские контракты взлетели на 1,9 миллиарда евро – тогда как соглашения остальных 700 клубов Европы поднялись только на 800 млн.

В американской спортивной реальности проблема дисбаланса решена различными потолками и практически социалистическими порядками (условно, клубы NFL делятся друг с другом выручкой от мерча и спонсорства) – футболу, если он не хочет навсегда быть захвачен 10-15 клубами, тоже придется придумать какое-то дополнительное регулирование, потому что финансовый фэйр-плей этой задачи не касается.

Ну или придется сдаться и организовать Суперлигу».

Загружаю...

Боссы УЕФА не сдались, но коронавирусный кризис так ослабил их позиции, что трансформация ускорилась лет на 5-7.

В этом тексте я не буду писать, хороша Суперлига или ужасна, цель – попытаться понять причины и характер этой глобальной перестройки.

Что случилось-то, почему перемены такие резкие?

Вообще-то УЕФА прямо сегодня планировал уверенно и торжественно презентовать новый формат Лиги чемпионов, который активируется в сезоне-2024/25 – швейцарская система, плюс 100 матчей, больше денег. Но есть маленькая деталь: в пятницу, 16 апреля, союз и топ-клубы финально так и не договорились о коммерческих вопросах (как отмечал Sky Sports, УЕФА планировал уладить их в процессе, но у команды Флорентино Переса и Андреа Аньелли оказались другие планы).

Как пишет The Telegraph, основатели Суперлиги требовали контроля над ключевыми переговорами о новых медиа- и спонсорских контрактах. УЕФА желал сохранить за собой большинство голосов на подобных собраниях (51%) и был готов поделиться только 49%. Такой была диспозиция на конец недели, ну а дальше вы знаете. Как пишет The Telegraph, в УЕФА надеются, что шум 12 клубов – это просто часть плана по захвату коммерции старой ЛЧ.

К чему стремится Аньелли, давно известно: «Телеправа Лиги чемпионов стоят 1,5 миллиарда, тогда как НФЛ – 7 млрд. Хотя все исследования показывают, что спортом увлекаются 2 миллиарда человек, из них 1,6 миллиарда – футбольные болельщики, и только 150 миллионов смотрят американский футбол», – говорил Андреа два года назад.

Суперлига целит именно в такие масштабы – стартовый бюджет оценивается в 6 миллиардов долларов (в нынешней Лиге чемпионов между клубами распределяется около 2,5).

Что им вообще не нравится?

В официальном заявлении Суперлиги упоминались два ключевых пункта. Реформы от УЕФА недостаточны – нужно больше топовых матчей. Плюс недовольство деньгами.

Загружаю...

Здесь нужно понимать предысторию. Скорее всего, внутренние медиадоходы всех топ-лиг среднесрочно достигли потолка (платное ТВ выжало максимум зрителей, интернет-вещатели пока относительно осторожны – и в ближайшие годы мы будем наблюдать лишь перераспределение мощностей между спутником и диджиталом). Это уже заметно на примере Бундеслиги, которая в 2020-м подписала новый контракт с падением в 246 миллионов евро. Во Франции новый бродкастер вообще потерпел крах – теперь сумма будет в два раза ниже плановой (хотели больше миллиарда евро в год). С иностранными рынками все сложнее, но бурное увеличение доходов десятых годов тоже натыкается на кризис и урезание расходов: у Германии иностранный цикл просядет до 20%, китайский вещатель PPTV разорвал гигантский договор с АПЛ на 564 млн фунтов – и англичане сделали другой сети Tencent огромную скидку.

Итак, самый большой источник доходов бурно расти не может, что станет с матчдеем – непонятно до сих пор даже инфекционистам, спонсорские контракты привязаны к экономической активности внутри страны – получается, что прямо сейчас клубы способны резко повлиять только на еврокубковые доходы (а им нужен коммерческий рост, чтобы продолжать гонку вооружений и закрывать многочисленные долги). Тем более пространства для маневра полно.

На руки клубам Лиги чемпионов уходит только 58% выручки УЕФА от еврокубков – например, еще 9% стоит организация, 5,5% оседает у самого союза + Лига Европы + Лига конференций + солидарные выплаты (4% всех денег распределяется между теми, кто не попал в финальный этап – на развитие инфраструктуры, академий и так далее). И вот солидарные выплаты (скорее не сами по себе, а как пример безвластия клубов в руках УЕФА) – это вполне себе конфликт.

Многие клубы не хотели бы увеличивать затраты на маленькие клубы из Румынии, Норвегии или Болгарии – а объединение лиг European Leagues (есть аппаратно сильная Ассоциация клубов – ECA, а это ее аналог среди чемпионов) требовало повышения – со 140 млн евро до 280 (или с 4% доходов до 8%).

Загружаю...

Их логика: фонтан еврокубковых доходов (на дистанции 2009-2018 они росли на 13% в год – быстрее, чем телеправа) расширил разрыв между топами и середняками. Так нарастал дисбаланс – за пятилетку 2014-2018 в Европе было 72 разных чемпиона, а с 1992-го, когда появилась Лига чемпионов, ни разу не было меньше 84. Чемпионы явно стали сильнее конкурентов: 2,3 очка в среднем за игру – никогда прежде не набиралось больше 2,24.

Европейские лиги посчитали это и сказали: нужно срочно поделиться деньгами с клубами и чемпионатами поменьше, иначе европейский футбол окончательно разорвется. Топ-клубы тоже посчитали и потребовали, чтобы денежные потоки контролировали они. А это можно читать как «вообще не играть с условным «Ференцварошем», потому что жаль тратить на него время и недополучать деньги, когда можно всегда играть с «Реалом».

Конфликт оказался неразрешимым.

В релизе Суперлиги отдельно отмечается, что она будет заботиться обо всех – и обещаются солидарные выплаты в размере 10 миллиардов евро на период «первоначальных обязательств клубов». Что под этим подразумевается – непонятно. 10 миллиардов за 10 лет? 10 миллиардов за 20 лет? Кем и как это будет регламентировано при разрыве отношений с УЕФА? Пока вопросов очень много.

Так если Суперлига откупается солидарными выплатами – значит, создается закрытая лига?

Ну, только видимость. 15 постоянных членов и 5 сменных – это модель закрытого клуба, о которой Аньелли мечтал уже много лет. Он хотел, чтобы экономика клубов не зависела от одного неудачного сезона на 100% – сейчас клуб, не пролезающий в ЛЧ, может лишиться 25% годового дохода.

В Суперлиге такого не будет. Но это не значит, что ее можно будет сравнивать с закрытыми американскими лигами, где есть строгие потолки зарплат и действительно равные финансовые возможности у каждой команды. В Суперлиге сразу со старта закладывается классовое расслоение. По данным El Pais, которая много пишет о бизнес-интересах Флорентино Переса, стартовые 3,5 миллиарда евро распределят так:

Загружаю...

• 6 клубам – по 350 млн евро

• 4 клубам – 225 млн евро

• 2 клубам – 112,5 млн евро

• 3 клубам – 100 млн евро

Похожая схема с телеконтрактом (который предварительно оценивают в 4 миллиарда евро):

• 32,5% – 15 клубам-основателям

• 32,5% – поровну между всеми участниками

• 20% – в зависимости от места

• 15% – в зависимости от ТВ-рейтингов по миру

В итоге клубы будут получать от 60 до 250 млн евро – больше, чем сейчас, но с сохранением экономической иерархии.

А это не может быть шантаж?

Мы не знаем. От Андреа Аньелли можно ожидать чего угодно. Он профессионально вел двойную игру как минимум последние полгода.

Еще в марте он хвалил швейцарскую систему ЛЧ, разговаривал с УЕФА, клубами и лигами, а сам в это время прорабатывал с Пересом вариант Суперлиги (говорят, они вдвоем встречались в январе). Сидя рядом с Чеферином, Андреа убеждал журналистов, что Суперлигу вообще никто не обсуждал с 2015 года.

Так что от спецагента можно ожидать и новых сюжетов.

Аньелли и Перес выбрали хороший момент для атаки?

Идеальный. Клубы сейчас особенно сговорчивы и готовы рисковать.

На этом красном графике – убытки всех 12 участников за сезон-2019/20 (источник – великолепный твиттер Swiss Ramble).

Или вот – суммарные убытки 6 английских клубов из Суперлиги за последние 12 сезонов.

А здесь – долги (снова данные Swiss Ramble).

«Арсенал», например, занял в Банке Англии (Bank of England) 120 миллионов фунтов, а «Тоттенхэм» – 175 млн. Общий эффект коронавирусного кризиса на футбол Европы ECA оценивают в 5,2-6,3 миллиарда евро. И все это в момент спортивной напряженности: «Челси» – пятый, «Ливерпуль» – шестой, «Тоттенхэм» – седьмой. «Тоттенхэм» вообще не выигрывал чемпионат с 1961-го и трофеев никаких не брал с 2008-го – но в Суперлиге.

Загружаю...

Так это же так сильно противоречит традициям! Футбол умирает?

Этими словами сопровождается любой виток коммерциализации футбола – такова судьба спорта, который развивался среди рабочих и широко распространился еще в любительскую пору. Сначала чемпионат Англии показывали по телевидению со второго тайма – чтобы люди ходили на стадионы и не нарушали традиции. Потом плевались на американских сумасшедших телевизионщиков, которые в начале девяностых завалили английский футбол деньгами и превратили традицию в коммерческий продукт. Если погрузиться в историю АПЛ, это же совсем безумие: мутные медиамагнаты точно так же собрали несколько клубов, закидали их конвертами с чеками, отсекли от прежней системы и сказали: теперь – только дорогое телевизионное зрелище, ваша ассоциация ничего не стоит, рулить будете вы и наши консультанты. Со временем АПЛ 90-х стала легендой и эталоном, но сначала ее поливали за слом устоев.

Это не значит, что Суперлига – супер, а Аньелли с Пересом – молодцы, но считать Лигу чемпионов, насквозь проспонсированную «Газпромом», образчиком традиции тоже странно. Сама УЕФА и позволила топ-клубам начать гражданскую войну. Вот как это было.

Лет тридцать пять назад Сильвио Берлускони очень хотел сделать «Милан» и свой телевизионный бизнес прибыльными. Его консультанты наняли британского менеджера Алекса Финна. «Мне позвонили и сказали: Алекс, есть работа, о которой ты всегда мечтал – создать Суперлигу для Сильвио Берлускони», – вспоминал он. Так к 1988-му выкристаллизовался проект Суперлиги с 18 участниками: 2-3 команды из топовых чемпионатов + представители Шотландии, Португалии, Нидерландов, Бельгии.

Параллельно реформы продвигал шотландец Кэмпбелл Огилви (глава местной ФА, отстаивал интересы «Рейнджерс»). У Огилви был план помягче: он предлагал включить в турнир по несколько клубов из топ-лиг и внедрить групповой этап, чтобы каждой команде гарантировалось три домашних матча. В конце 80-х Огилви дважды приносил эту идею в УЕФА – оба раза его разворачивали.

Загружаю...

Прислушались, только когда Берлускони активно заговорил с управляющими других европейских топов. «УЕФА понял, что может потерять контроль над клубами, и пошел на перемены», – вспоминал Финн.

Но идея Суперлиги не исчезла – с конца 90-х УЕФА гасил ее уступками. С каждым разом компромиссы становились все более жесткими – иногда они касались денег (так стали расти призовые), иногда – институтов власти. В 2008 году с подачи Мишеля Платини появилась та самая ECA – УЕФА даже гордо посвятила этому целую главу брошюры к 60-летию союза. Платини считал, что усмирил деструктивный настрой клубов, но на самом деле только взрастил их влияние – десяток клубов за несколько лет разросся до 240 и накачал мускулы. В 2017 году УЕФА при оценке новых ТВ- и спонсорских контрактов стал учитывать мнение дочерней структуры ECA, а Аньелли тотально контролировал повестку: варианты реформ ЛЧ, которые должен был рассматривать исполком УЕФА, всегда готовили рабочие группы, подконтрольные ЕСА (а значит, и его лобби: European Leagues пару лет назад оценивала коалицию Аньелли в 13 из 18 членов комитета, еще 1 голос как раз у European Leagues, 4 – сотрудники УЕФА).

Так что УЕФА – то ли не замечая, то ли не желая напрягаться – сама сделала Аньелли королем положения. Он мог спокойно имитировать планы в структурах УЕФА, проворачивая революцию за спиной.

А если задуматься: протянула бы нынешняя Лига чемпионов еще 10 лет?

Сейчас предлагаю отвлечься от личных предпочтений. Мы все обожаем, когда «Аякс» красиво выносит «Реал», «Рома» дожимает «Барселону», а «Монако» с юным Мбаппе мчит в полуфинал. Без этих сюжетов немыслима наша любимая игра, именно такие вспышки дарят лучшие воспоминания. Но давайте отставим эмоции и попробуем посмотреть на проблему в историческом масштабе.

Загружаю...

Мы живем в эпохе, когда бой ютубера Джейка Пола продается лучше, чем любой бой Хабиба в UFC, кроме как против Конора, (1,5 миллиона продаж pay-per-view – 75 миллионов долларов). Да, многие из вас наверняка даже не видели этого Пола, но международная интернет-аудитория готова за него платить, а за классного спортсмена Х – не готова. Бизнес-империи вынуждены изучать такие оценки – иначе через 10 лет, когда вырастет новое поколение, они прогорят.

Так вот. В 2020 году ECA заказала исследование международной аудитории футбола – провели 14 000 20-минутных интервью с болельщиками всех возрастных категорий и типов в Великобритании, Испании, Германии, Польше, Нидерландах, Индии и Бразилии.

• Футбол постоянно поглощают всего 25% аудитории

11% – просто фанаты, которые готовы читать про все подряд и интересуются несколькими лигами, 14% – болельщики конкретного клуба + общая футбольная эрудиция (самая возрастная аудитория, 70% старше 35 лет).

• 75% – это широкая аудитория, которая с футболом от случая к случаю

19% следят только за главными турнирами и матчами

27% – больше для социализации, для общения со знакомыми (среди этого сегмента более половины – младше 35 лет)

19% смотрят футбол из-за близких родственников и друзей

11% в первую очередь следят за конкретными игроками (самый молодой сегмент – 53% в возрасте 13-34)

«У меня пять детей, и я не думаю, что хоть один посмотрел рядом со мной все 90 минут матча, – говорил Андреа Аньелли. – Вот с этим нам и нужно работать. Пример – НБА. Вы можете купить подписку только на хайлайты, а они придут сразу, как только что-то случилось. Можно купить просмотр только последней четверти. Можно представить себе продажу 15 последних минут какого-нибудь важного матча. Нужно понимать, что концентрация внимания у современных детей совсем не такая, как была у меня. Футбол стоит на перепутье. Нам нужно многое изменить и дать болельщикам лучшее соревнование. Думаю, сейчас очень много матчей, которые не цепляют болельщиков. Мы не можем относиться к аудитории как к должному. Мы обязаны давать им зрелище – или мы потеряем их».

Загружаю...

Звучит как страшилка, но все же вполне реалистичная. 40% опрошенных в возрасте от 16 до 24 лет сказали, что ненавидят или вообще не смотрят футбол.

А теперь самое важное для понимания нервозности топ-клубов. Аудиторию спросили: вы легко откажетесь от просмотра игры в пользу Нетфликса, кинотеатра или другого развлечения? Да ответили:

• 43% тех, кто увлекается футболом для социализации (еще 42% сказали, что включат, только если будут играть два топ-клуба)

• 42% тех, кто смотрит футбол по крупным поводам

• 77% тех, кто включает игры из-за близких родственников и друзей

«Нынешняя система создана не для современного болельщика. Почти две трети молодых людей следят только за матчами топовых команд», – добавил Аньелли.

За один клуб болеют всего 38% опрошенных, за два – 37%, нет предпочтений у 25%. А молодые зрители больше привязываются к конкретным игрокам: сильную привязанность ощущают дети 8-12 (71%) и 13-15 лет (68%).

Но ведь болельщики не примут эту Суперлигу. И что тогда?

Аньелли и Пересу плевать на первую реакцию, они бизнесмены с большим прошлым.

Андреа Аньелли – племянник руководителя Fiat Джанни Аньелли, который не обращал внимания на множественные забастовки на заводах во времена нефтяного кризиса и падения спроса – а когда концерн был на грани выживания, спокойно поехал в Ливию и взял 450 миллионов долларов у Муаммара Каддафи (отсюда великая связь с «Ювентусом»). «Мы должны взять деньгам там, где они есть», – цитировала La Gazzetta dello Sport слова Джанни в мартовском тексте к 100-летию со дня его рождения.

Загружаю...

Андреа следует семейным заветам. Нужно понимать, что «Ювентус» тоже не в простом положении: расходы на команду выросли с 259 млн евро в 2017/18 до 374 – так, по расчетам La Gazzetta dello Sport, было бы в 2019/20, если бы не отказ игроков от зарплаты весной.

Флорентино Перес и вовсе ненасытный бизнесмен. С начала 2021 года в Италии говорят о предстоящем поглощении компании Aspi, которая занимается итальянскими дорогами, за 10 миллиардов евро. Перес давно не ограничивается испанским бизнесом – подконтрольные ему компании работают в Лос-Анджелесе, Детройте, Брисбене и Монреале. Почему бы не повторить расширение в футболе.

Но ведь для инвесторов такие риски! Разочаруются?

Такие финансовые холдинги, как JP Morgan, не заходят в проект стоимостью 6 миллиардов долларов, чтобы просто порадовать знакомых или влиятельных политиков, их цель – заработать и вернуть уж никак не менее 10%.

Хотя отбить такие вложения в футболе – с учетом объема обещанных доходов клубов и тем более с учетом исторических доходностей топ-клубов – будет крайне непросто. Но посмотрим.

Хотя даже полный провал компания более-менее спокойно переживет. В первом квартале 2021 года JP Morgan зафиксировал прибыль в размере 14,3 миллиарда долларов (доходы – 33,12 млрд).

Да и вообще в спорте в последнее время инвестиционный бум. У нас на эту тему выходил подробный выпуск подкаста Green Room, из значимого коротко перечислю: итальянские клубы продавали 10% медиакомпании Серии А за 1,7 миллиарда евро – и это большие деньги на развитие продукта. Похожую сделку готовит Бундеслига (в доле заинтересованы около 20 фондов), фонд CVC вложил несколько сотен миллионов в мировой волейбол, скоро ожидается волна миноритарных инвестиций в НБА.

Так что проба JP Morgan вполне вписывается в общие тенденции – просто поражает размахом.

Загружаю...

Но все это может прогореть, зачем так дергаться?

Потому что топ-клубы верят, что если избавиться от середняков и поднять звездность каждого матча, можно заинтересовать ту аудиторию, которая обычно выбирает другие развлечения и подключается только на последних стадиях плей-офф и во время Евро/ЧМ (а ее много – подтверждено цифрами выше, – и она может дать много дополнительных денег). Релевантного опыта для выводов у нас нет, а отторжение гипотезы связано с разрывом вековой футбольной традиции.

Но топ-клубы могут позволить себе этот дорогой и отчаянный эксперимент – в кризисный ковидный год рисковать проще, чем в прежние, более жирные, времена. В конце концов, цифры и правда показывают постепенное угасание интереса – футбол все еще главное спортивное зрелище на планете, но в долгосрочной перспективе отдавать часть своей аудитории кому-то еще болезненно и опасно. Топ-клубы защищают свои кошельки – и делают это по традиционной модели транснациональных корпораций.

Есть такой социоэкономический термин – Диснеефикация. Это когда крупная компания, желая увеличить распространенность и доходы, предлагает мировой аудитории огромное, универсальное и при этом пышное зрелище, в котором можно раствориться на бесконечное количество времени – и чем больше часов поклонник проводит в этом эмоциональном возбуждении, тем больше тратит, потому что на него сыплются дополнительные предложения: ушки как у Микки, перекусить в антураже мультфильма, платье как у Белоснежки (в случае Суперлиги мы имеем дело с подпиской, ставкой и тоже разнообразным мерчом). Задача Диснея, или как его называет социолог Джордж Ритцер, «собора потребления» – не закрыть первичную потребность, как у Макдональдса, а подарить счастье и затащить в гибридное потребление – когда эмоции тянут за собой покупки.

Как пишут авторы работы «The Disneyfication of the World: A Grobalisation Perspective» Джонатан Матушиц и Лорен Палермо, диснеефикация считается разновидностью гробализации – от ‘growth’ (рост) и ‘globalisation’ (глобализация), которая подавляет локальное глобальным. Это идеально описывает модель Переса – не просто отречься от матчей с «Ференцварошем», а сделать так, чтобы все болельщики малых футбольных стран типа Венгрии смотрели и покупали прежде всего Суперлигу. И как Дисней привозил Диснейленд в Париж, Токио и Гонконг, Перес и Аньелли будут целить в финал Суперлиги в Нью-Йорке и Мехико.

Загружаю...

Чтобы Суперлига тоже стала собором футбольного потребления.

И это тоже вполне объяснимый экономический процесс.

***

Оформление текста: дизайнер Матвей Медведев.

***

Суперлига официально создана: кто инициатор, чьи деньги, почему сейчас

Топ-клубы все-таки запускают Суперлигу. Разве так выглядят перемены нашей мечты?

Суперлига делает невозможное: она объединила УЕФА, ФИФА, АПЛ, Ла Лигу, Фергюсона, Тебаса, Макрона и Прядкина. Они все против

Популярные комментарии
Александр Кузнецов
Для меня отношение к СуперЛиге определяется одним вопросом: готовы ли они забрать из РПЛ Ахмат?! Если да, то пожелаем парням удачи....
Евгений Северин
Суперлига - это тупик, к которому так логично всё шло. 90% всех денег в футболе генерируют эти 12-15 клубов. УЕФА сама создала такую систему, где есть гранды и все остальные. За эти годы не появилось ни одного нового топ-клуба, за исключением тех, куда вложились шейхи. Гарри Невилл тут ноет, что если топ-6 АПЛ уйдёт, то вся 150-летняя система развалится. Так блин вы сами виноваты, что всю прибыль вашим шеффилдам генерируют 6 клубов, а вы между ними толкаете нелеквид и боретесь в лучшем случае за 6 место (Лестер - единственное исключение). А что вместо Суперлиги предлагает УЕФА? Швейцарскую систему (из шахмат, блин), гарантированные места в ЛЧ для топов, лигу конференций для эстонских и румынских клубов и суперкубки в Катаре. Гении, чё. УЕФА сами своими реформами (а точнее их отсутствием) делают футбол интересным только для маленького процента олдовых болельщиков. УЕФА хоть и будет грозиться баном, но если сегодня из ЛаЛиги уйдет большая тройка, то уже завтра Эльче и Оссасуна обанкротятся. Весь мировой футбол держится только на грандах. Мне тоже вообще не нравится эта Суперлига. Но встряхнуть это болото нужно было. Посмотрим, что получится
Мишаня Кашников
Дрисней то знатно некоторые франшизы испоганил
Еще 496 комментариев
499 комментариев Написать комментарий