В «Ф-1» внедрили инновационный серебряный пистолет. Им анализируют шины – правда, без стрельбы

Дешевая альтернатива инфракрасным камерам.

Во время предсезонных тестов «Формулы-1» в Бахрейне команды проверяли свежеснятые с машин шины инструментом, похожим на серебряный пистолет – причем механики пытались тщательно скрыть новую технику. Оказалось, под видом пистолета скрывался инновационный девайс VESevo итальянского стартапа MegaRide: его создали для анализа состояния шины и выбора самой эффективной стратегии на гонку.

VESevo (Viscoelasticity Evaluation System – EVOlved или система оценки вязкоупругости – развитая) назван в честь вулкана Везувий, расположенного близ Неаполя – родного города MegaRide. Компания занимается моделированием поведения динамических систем в реальном времени. 

Загружаю...

В 2017-м стартап заключил первый контракт с заводской «Ауди» из «Формулы Е» и ДТМ, а еще с «Дукатти» из MotoGP. и «Тридиент», выступающей в «Формуле-2» и «Формуле-3». 

Как работает VESevo? Есть ли другие устройства-анализаторы шин?

Выглядит процесс так: пистолет прикладывается к покрышке и считывает информацию. 

Устройство собирает не только температуру, но и другие физические параметры шины – а затем используется особый алгоритм для анализа, разработанный в Matlab (пакет прикладных программ для решения задач технических вычислений). В процессе расчитываются разные физические параметры: температура, жесткость, износ и упругость. После анализа данные представляются в виде графика, с наглядной демонстрацией условий, создающих минимальный износ. На графике по оси Х отложена температура, по оси Y коэффициент потерь. Вывод следующий: шина медленнее изнашивается, когда лучше всего прогрета. 

Еще VESevo помогает сравнить шины между собой: во время практик собирается информация о разных составах, их параметры соотносятся между собой и выбирается эффективный вариант на квалификацию и гонку. Процесс особенно важен для команд, претендующих на последний сегмент квалификации: ведь их обяжут стартовать в гонке на изношенных покрышках из второго раунда. Значит, необходимо представлять их состояние после нескольких кругов квалификации.

Загружаю...

Преимущество VESevo – он не повреждает шины при тестировании. Другие способы анализа обычно разрушают состав, они долгие или достаточно дорогие. 

Правда, существуют бесконтактные способы контроля состояния шин в режиме реального времени: например, тепловизоры и сенсоры температуры и давления. Тепловизоры показывают изменение температуры шин по мере езды по трассе. Датчики – часть большой системы, собирающей телеметрию с машины. 

Тепловизионные камеры дают детальные изображения шин в инфракрасном спектре и выявляют возможный перегрев на ранней стадии. Они компактные, расположены на передних крыльях болида. Цены на подобные камеры начинаются от 8 тысяч фунтов стерлингов за штуку (около 860 тысяч рублей).  

Загружаю...

Снимки с тепловизоров показывают температуру шин в реальном времени. 

Датчики внутри шины определяют давление и температуру, а электронный блок управления (ЭБУ) аккумулирует всю информацию и отправляет ее на командный мостик. ЭБУ предупреждает о критических изменениях параметров покрышек.

Почему пистолеты появились только сейчас?

Возможно, повлияло ограничение бюджетов в размере 145 миллионов долларов – оно как раз вступило в силу в 2021-м, потому команды «Ф-1» и обратились к альтернативной технике из младших формул, ДТМ и «Формулы Е». Ведь устройство отлично показало себя в молодежных сериях с «Тридиент» в «Ф-3»: итальянцы в командном зачете в 2020-м стали вторыми, а глава команды Джакомо Риччи отметил отдельный вклад MegaRide в успех.

Чем не повод внимательней следить за персоналом в паддоке на ближайших Гран-при? Кажется, в ближайшее время там появится еще больше необычных технологий и новинок – а за них многие и обожают «Формулу-1».

Кажется, Феттель формально – №2 в «Астон Мартин». Выяснили по цвету камеры на болиде

В «Ф-1» обклеивают болиды скотчем перед каждой гонкой. Таким же покрывают лопасти вертолетов – совсем не ради скорости

Тесты шлемов для «Ф-1» – полный хардкор: в них палят пластиной на скорости 250 км/ч. Военные самолеты проверяют так же

Фото: autosport.com; megaride.eu

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
I am SPEED
Популярные комментарии
doctor.morge
Ну итальянцы вообще любят всякие девайсы делать. Тут видел программу Magenta H2020, ФИАТ и десяток исследовательских организаций из ЕС (там сейчас система - к организации из лидирующих страны прикрепляют организации из небольших членов) сделали термоэлектрический генератор для рекуперации тепловой энергии в автотранспорте на композиции из феррофлюидов. Во главе как нынче часто бывает русский из итальянского института Сверхпроводимости, кажется, точно не помню. Ну к феррофлюидам итальянцам не привыкать, они их в управляемых амортизаторах использовали в Феррари. PS Что в пистолете то, кроме термометра? Механический датчик для измерения упругости?
doctor.morge
Спасибо. Измерение модуля упругой деформации. Хотя в полимерах это кажется модуль эластичности.
Ответ на комментарий road_runner
Внутри пин, который двигается только вверх-вниз сперва поднимается на определённую высоту и с заданной силой пуляется в поверхность покрышки. Скорость и ускорение отскока замеряется с помощью оптических сенсоров, ну и температура конечно тоже. Так делается ряд замеров при разных температурах и собирается набор данных для анализа поведения разных составов шин. Прикольная идея :)
кроуфорд
ого,девушка пишет про Ф-1.Молодец,так держать.
Еще 2 комментария
5 комментариев Написать комментарий