В плей-офф КХЛ совсем нет жизни. И лига ничего не делает, чтобы ее вернуть
Кажется, никому не надо, чтобы было интересно.
Плей-офф КХЛ – это время, когда хоккей вполглаза смотрят даже те, кто обычно этого не делает. В связи с этим у нас, хоккеистов Sports.ru, прибавилось головной боли: примерно последний месяц параллельно с основной работой приходится объяснять, почему тут (в плей-офф КХЛ) так не круто. Почему фавориты (извините за это слово) всегда идут дальше, а голов, эмоций и энергии нет.
До сегодняшнего дня я держался бодрячком: «Вы чего завелись? Все нормально, это наш обычный плей-офф».
Это правда. Мы всегда уже осенью знаем, кто сыграет в финале весной. Мы каждый год подогреваем сами себя: «ну уж в этом году первый раунд будет огонь!», а потом смотрим на тухлые 0-4 и 1-4 в сериях; смотрим, как условный «Витязь» угрюмо и покорно принимает рюкзак шайб от условного СКА.
Мы рады, если за весь плей-офф хотя бы одна серия добирается до седьмого матча (тем временем редкостью стали шестые).
Если какой-то из аутсайдеров сенсационно проходит на один раунд дальше, чем должен был, мы потом три года водим вокруг этого события и этой команды хороводы (помните «Трактор»-2018? С тех пор сенсаций, даже мини, не было).
Так что этот плей-офф такой же, как и все предыдущие, все нормально.
Хотя подождите...
Разве это нормально?
Нет, это полное говно; черт, да ведь мы привыкли к полному говну!
Именно привыкли: когда плей-офф только-только становился таким стремным, мы (пишущие про хоккей бойцы), помню, возмущались. Как это – во второй раунд прошли все те, кто был выше посеян? Как это – ни одного седьмого матча?
Теперь это стало нормой, и сплошные 0-4 не бросаются в глаза. Если «Локомотив» собирается с силами и устраивает легкую взбучку ЦСКА, то плей-офф признается удачным; плей-офф КХЛ – это такая серая скатерть из легко предсказуемых результатов, на которой фортуна иногда оставляет два-три пятна из удачных даже не серий, а матчей.
Да, этот турнир проводят ради двух-трех по-настоящему удачных матчей. Редко – ради одной по-настоящему удачной серии.
Все остальное приходится, как сказали бы в кино, доводить на постпродакшне.
Объяснять, что «да, в серии было всего четыре матча, НО КАЖДЫЙ БЫЛ очень упорным».
Искать какие-то тактические смыслы.
И, разумеется, накачивать плей-офф своими надеждами. Что «Динамо» в серии против СКА станет символом нашего общего сопротивления против зла в хоккее. Что «Локомотиву» хватит своей молодежи и задорного тренера, чтобы забодать ЦСКА.
Мечты еще ни разу не сбывались, но с ними интереснее, чем с суровой реальностью. С ними хоть как-то. Мечты делают плей-офф КХЛ более-менее переносимым турниром.
Кроме грез, нас, людей, которые стабильно смотрят хоккей, спасают еще две вещи.
Первая – это погружение в рутину. Ну, например, тщательное изучение того, как СКА подготовился к серии против ЦСКА (мало кому интересное) и что у него не получилось во второй игре.
Вторая – беззаветная, бессовестная ностальгия. Воспоминания о временах, когда КХЛ была еще хоть в каком-то смысле интересной лигой. Когда «Локо» пролетал два раунда сквозь фаворитов, «Динамо» и СКА, а в финале оказывались «Магнитка» и «Лев» (весна-2014).
Когда выбить СКА из плей-офф мог кто угодно: Москва, Рига, Мытищи.
Когда «Авангард» выходил в финал и вел там 3-1 (эта часть воспоминаний, впрочем, радует не всех даже в нашей редакции, правда, Антон?).
Тогда, до 2015-го, все было точно так же: клубы-олигархи скупали звезд, середняки нищали и ослабевали, лигу душил лимит на легионеров, но плей-офф был каким-то живым.
Я жил на Дальнем Востоке, просыпался по утрам и не знал, за какую серию хвататься: праздник будто бы был повсюду.
Что поменялось с тех пор? Почему сейчас в плей-офф такое уныние? В какой момент все сломалось?
Тут все достаточно просто. Токсичные процессы текли в КХЛ с самого ее открытия, но на начальных стадиях они казались просто болезнями роста и не били по соревновательности так сильно, как бьют сейчас. Это как в боксе: начинаешь с простых и несильных ударов, а через пять лет, повторяя то же самое, ломаешь сопернику челюсть; сейчас соревновательность зажата в углу, ее смачно избивает финансовое неравенство.
КХЛ с самого начала была очень дорогим удовольствием, совсем не для всех. В КХЛ с самого начала было нереально заработать и нужны были богачи-энтузиасты, которым в кайф тратить деньги на зарплаты игрокам; в регионах таких богачей всегда было немного; государственные или окологосударственные деньги в КХЛ всегда тратили охотнее; в конце концов, с такими деньгами, если они у тебя есть, расставаться намного легче.
СКА с самого старта был безумным богачом в КХЛ. Просто первые годы он тратил деньги совсем в никуда (например, на зарплату таким игрокам, как Максим Афиногенов и Игорь Макаров) и проваливался, и за его провалами было весело наблюдать.
Первые годы КХЛ были таким Диким Западом, когда токсичные тренды еще не вредили: это был шикарный момент, чтобы отследить их и перекрыть. КХЛ этого не сделала и по факту одобрила превращение турнира в соревнование двух госмонополий: «Газпрома» и «Роснефти».
Первые годы в КХЛ СКА и ЦСКА учились пользоваться деньгами, и момент, когда все-таки научились, стал чуть ли не лучшим в истории лиги: когда быковский СКА (уже безумно сильный по составу, с Панариным в третьем звене) летел в финале Запада 0-3, но отыгрался и вышел в финал, где легко победил.
В моменте было довольно весело, но за этим, как за баттлом Оксимирона и Гнойного, началась стагнация. С 2015-го лига с 20+ командами просто не может предложить ничего другого: СКА и ЦСКА уже в пятый раз играют между собой в финале конференции. Это надоело даже мне.
Но токчисные тренды никто не остановил, они пошли дальше и располосовали участников КХЛ на герметичные отсеки:
• Аутсайдеры, которые даже не мечтают о выходе в плей-офф.
• Середняки, которые выбираются в первый раунд, чтобы загаситься 1-4 от выше посеянного соперника.
• Топ-клубы, которые проходят во второй-третий раунд, чтобы загаситься от СКА / ЦСКА / «Ак Барса» / «Авангарда».
• Суперклубы, которые разыгрывают кубок.
Между этими отсеками – огромная пропасть в ресурсах, ее не преодолеть никакой тренерской удалью. И талантом игроков тоже не преодолеть: если у тебя появился крутой Ткачев, через год он уедет в СКА.
В итоге плей-офф каждый год расписывается еще за два дня до начала; и в этом сезоне все идет ровно как должно. Спокойно, размеренно, без отклонений. Это происходит настолько стабильно, что уже даже я привык. Нет борьбы в первом раунде? Не беда: зато посмотрите, какой классной была «Северсталь»!
В прямых интересах КХЛ было бы развязать войну с этими трендами. Чтобы спасти соревновательность, лиге нужно было побороться с неравенством. С серыми схемами, которые прорабатывают суперклубы в обход официальных правил.
Лига могла бы устроить турнир так, чтобы в нем было важно, как ты тратишь деньги, а не сколько их у тебя.
Но нет. КХЛ видит хоккей как соревнование денежных мешков: у кого больше, тот и прав.
И президент КХЛ даже не декларирует реформы. У Алексея Морозова спрашивают:
Нормально ли, что СКА и ЦСКА постоянно в финале Запада?
Он отвечает: «Они годами все нарабатывали, у них есть хорошие игроки».
Нормально ли, что ХК «Сочи» существует как фарм-клуб СКА?
«Это два разных юрлица, тут мы не можем повлиять».
Самое смешное с потолком: сейчас становится известно, что суперклубы КХЛ выплачивают гигантские бонусы игрокам за выход в следующие раунды – пишут, что у СКА этот бонус 10 миллионов; при том, что в клубе есть зарплаты в 30.
Ответ: «мы специально оставили клубам возможность выплачивать хорошие бонусы».
Этот честный и искренний ответ – важнейший символ КХЛ. Она существует не для того, чтобы турнир был интересным. Она существует для того, чтобы двум клубам было комфортно побеждать.
И, кстати, если смотреть с этого ракурса, то плей-офф-2021 очень даже ничего.
У СКА куча проблем в финале Запада. Главная из них в атаке: 120 минут без голов – вообще не случайность
В финале Запада все решает тактика. ЦСКА взял первый матч за счет идеальной игры без шайбы и слабого плана СКА
«Локомотив» – единственный из топ-клубов реально делает ставку на воспитанников. В этом сезоне они чуть не завалили ЦСКА
Фото: РИА Новости/Алексей Куденко, Виталий Белоусов, Максим Богодвид; vk.com/hclokomotiv_official; ska.ru