Шимон Винавер. «Любитель»

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Странное дело, слово «любитель» звучит в устах шахматистов пренебрежительно, как что-то порочное. Будто бы не обозначает то, что человек любит свое занятие, а чуть ли ни его неполноценность. А вот польский еврей Шимон Винавер был любителем шахмат в самом полном смысле слова, – что не мешало ему ни получать удовольствие от игры, ни побивать известных маэстро, частенько лишь по случаю оказываясь на турнирах.

Историкам известно о нем решительно мало. Фактически лишь то, что родился 6 марта 1838 в Варшаве и был коммерсантом. Ни кем были его родители, где он учился, и чем в конце концов занимался, отчего постоянно оказывался на международных выставках да торговых представительствах различных стран? И, наконец, при каких обстоятельствах научился играть в шахматы, и как ему удавалось делать это настолько хорошо, не имея фактически ни школы, ни систематических знаний, играя лишь урывками и не считая их сколько-нибудь серьезной частью своей жизни? Сыграл партию, получил удовольствие, – и забыл. Все выглядело на уровне красивой сказочки: «пришел, увидел, победил».

Загружаю...

Да, ходили слухи, что Винавер был шахматным «королем Варшавы». Что он побеждал в легких партиях сильнейших местных шахматистов, что он играл даже с первым русским мастером Петровым, в те годы жившим в столице Польши. Но… правда ли все это?!

Его появление на шахматной сцене и вправду выглядело, как чудо! В 1867 году в Париже во время международной торговой выставки собирались провести шахматный турнир, в нем должны были сыграть 12 лучших маэстро в два круга. Но… всего за несколько дней до старта в знаменитом шахматном кафе «Режанс» произошло происшествие, которое заставило организаторов спешно изменить планы, – и добавить в него еще одного. Дело в том, что никому неизвестный невысокий господин в очках без лишней помпы обыграл в легких партиях едва ли не всех его участников. Этим господином и был Винавер.

Но еще интересней было дальше. 29-летний коммерсант из Варшавы некоторое время лидировал, закончил же первый в своей жизни турнир на 2-м месте, пропустив вперед только Колиша. Из 24 партий Шимон выиграл 19, уступил в 4 и сделал лишь одну ничью. Ниже него оказались… Стейниц, Нейман, де Вер, де Ривьер, игравшие еще с Морфи.

Его игра, конечно, отличалась от того, что показывали большинства участников. У него не было поставленного дебютного репертуара, он проводил довольно необычные планы в миттельшпиле. При этом его игра была вполне самобытной и цельной, а незаурядный комбинационный талант, упорство и находчивость в защите трудных позиций, да тонкое мастерство в эндшпиле произвели большое впечатление на публику и всех игроков.

Он был приветливым и доброжелательным, свободно владел французским, немецким и английским. Во время игры практически не вставал со своего места, но освобождаясь, шел смотреть как играют другие, принимал участие в разборах игры, высказывать свое мнение. Мнение это порой отличалось от того, что предлагали другие. Винавер замечал очень многое из того, что ускользало от «замыленного» взгляда опытных мастеров.

Загружаю...

А о его необычных дебютных построениях и говорить нечего. Он играл сицилианскую, а сам в ответ на нее выводил слона на b5, и сам с «потерей темпа» бил на c6. Разменный вариант испанской партии, «Пирца» и французскую, в которой выводил слона на b4, что позже получило его имя. Он придумал оригинальный контргамбит в славянской защите. Подспудно понимая, что уступает в сложных позициях, Винавер стремился к эндшпилю, заранее определяя пешечную структуру и играя на долговременные факторы позиции. А Ласкер, Нимцович и Рети, позже отмечая новаторский подход поляка, тем не менее не включали его партии в свои сборники, они просто не укладывались в общий шаблон.

Не укладывалась в шаблон и «шахматная карьера» Винавера. Сыграв в Париже, он… на три года совершенно исчез с радаров. Появился в 1870-м в Баден-Бадене, где сыграл в отличие от Парижа неудачно, – и снова исчез. В 1875 году в Санкт-Петербурге (вообще-то он был подданным российской империи) сыграл матч с Шумовым – 5:2. А через два года в Лейпциге принял участие в конгрессе юно-германского союза, – и стал 4-м.

Следующие два десятка лет Винавер уже стал совмещать свои коммерческие поездки с шахматными турнирами, организаторы которых были очень рады «любителю», который не требовал от них ни покрытия расходов, ни иных выплат. Они ему были не нужны, – в отличие от других участников, прикованных железной цепью к шахматным заработкам, он не испытывал проблем в средствах. Видать, дела его шли хорошо! Он не давал сеансов, не писал шахматных книг, да даже не комментировал своих партии для журналов.

Загружаю...

Все это не мешало Шимону хорошо играть, даже находясь уже в преклонном возрасте! В 1878-м он снова победил в Париже, хоть тот турнир и уступал предыдущему. Близко к победителям завершил 2-й конгресс Германского шахматного союза в Берлине-1883, и победил на 3-м конгрессе в Нюрнберге в 1883-м, в котором Тарраш стал маэстро.

Но пиком шахматных достижений Винавера признается победа, вместе со Стейницем, в Вене в 1882 году. Это был грандиозный турнир на 18 участников в два круга. Не шибко удачно сыграв с тремя первыми призерами – Стейницем, Мэзоном и Макензи, он вынес весь «хвост», и в итоге набрал – 24 из 34. Многие из его побед в этом турнире вошли в золотой фонд шахматного искусства, при том, что остались почти неизученными.

Сегодня это кажется почти невероятным, но «любителя» Винавера продолжали звать в крупные шахматные турниры даже после того как он серьезно перешагнул и 60-летний рубеж. Мозги у Шимона, несмотря на возраст, работали хорошо! Прожил он 81 год.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
О шахматах с любовью
Популярные комментарии
Строитель
Вдохновляющая история!👍👏
1 комментарий Написать комментарий