Конкурент для Прохорова: как продюсер «Человека дождя» делает команду мечты в NBA
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Клуб Golden State Warriors, показывавший слабые результаты со времен первого срока Билла Клинтона, готовится стать баскетбольной элитой.
В матче против Orlando Magic совладелец Golden State Warriors Питер Губер не сводит глаз с мяча. Не с того мяча, что на игровой площадке, а с того, что передают один другому фанаты на самых верхних рядах стадиона Oracle Arena. Быстро движущийся луч прожектора стремится поспеть за мелькающим среди рук мячом, который в конце концов спустился с трибун и оказался у судьи, чтобы тот начал игру.
«Его ведь не видно, да?» — вскрикивает Губер в восторге от последней уловки, которую он привнес в Warriors. Трюк, конечно, банален, но работает. Трибуны ревут, хотя до полной распродажи мест немного не дотянули: это был бы шестой аншлаг в первых семи домашних играх. Сегодня Warriors проиграют, но Губер, многоопытный импресарио в сфере развлечений, который занимался всем — от фильмов до руководства бейсбольным клубом из низшей лиги, — устраивает очень хорошее шоу.
Прошло 14 месяцев с тех пор, как Губер и его партнер — венчурный капиталист Джо Лейкоб — создали инвестиционный пул, выкупивший многострадальный клуб Golden State Warriors у телевизионного магната Криса Коэна за $450 млн. Это рекордная сумма, заплаченная за франшизу NBA без собственной арены. Партнеры заполучили клуб только после аукционной войны с главой Oracle Ларри Эллисоном. То, что пятый номер в списке богатейших людей мира и преданный поклонник Warriors не сделал еще один шаг, чтобы любимая команда досталась ему, было воспринято как знак: Губер и Лейкоб серьезно переплатили за клуб со средними доходами.
Но партнеры следовали классическому принципу успеха в недвижимости — купили худшее в лучшем районе. «Вы на «горячем» рынке, где много денег и много технокомпаний, — говорит Лейкоб. — Люди понимают, что эта команда была неэффективным активом. Если она станет играть лучше, она будет стоить гораздо больше». Цифры подкрепляют его мнение: несмотря на комическую неумелость (у команды было всего 2 чемпионства и один плей-офф за последние 17 лет), Warriors поднялись на 4 позиции и заняли 8-е место в рейтинге самых дорогих команд NBA. Но и это не предел. «Они могли бы быть одной из самых дорогих командой в NBA, — говорит Марк Ганис из SportCorp. — У них отличный спонсор и большой телевизионный рынок».
Собственники. Лейкоб и Губер — странная парочка владельцев. Лейкоб — продукт Кремниевой долины, серьезный ветеран с 25-летним стажем в Kleiner Perkins, который знает цену брендам и партнерствам. Владелец сезонного абонемента на протяжении 30 лет и бывший миноритарный акционер Boston Celtics, он тоже заражается азартом, сидя в первом ряду на каждой игре Warriors. «Дэвид Ли агрессивен!» — вопит он в притворном неверии во время первой четверти, когда форвард Warriors забросил 10 очков.
Как Лейкоб любит игру, так Губер, который лишь иногда приезжает из Лос-Анджелеса, любит шоу. Яркий экс-глава Sony Pictures, продюсер фильмов «Человек дождя» и «Бэтмен», и был тем креативным умом, стоящим за превращением Warriors в развлекательный продукт. Выглядящий бодро в свои 69 лет Губер через компанию Mandalay Entertainment владеет или управляет 5 бейсбольными командами из низшей лиги. Для него люди, проходящие через турникеты на арену, — это не фанаты, не клиенты и не гости. Они — аудитория. «Впечатление начинает складываться еще на парковке, — Губер рассказывает об улучшенной системе обслуживания и 191 точке Wi-Fi, разбросанных по всей арене. — Есть сомнения в победе, но в качестве обслуживания сомнений нет».
Доходы. Новые владельцы пришли в очень удачный период. Расходы Warriors должны сократиться благодаря новому коллективному соглашению NBA. Клуб уже урезал платежную ведомость где-то на $8 млн по сравнению с прошлым сезоном. Тем временем Лейкобу удалось быстро увеличить выручку за счет возобновления контракта с местным кабельным каналом Comcast SportsNet. По соглашению Warriors авансом получили $50 млн, а ежегодная плата за права на телетрансляции почти утроилась — с $9 млн до более $25 млн. Договор между Warriors и Comcast подписан на 18 лет с условием периодического пересмотра.
С чего вдруг команде, которая показывала паршивые результаты со времен первого срока Билла Клинтона, так повезло с кабельным телевидением? Во-первых, спасибо TiVo — цифровому устройству, позволяющему пропускать рекламу в записи. Спортивные трансляции остаются одними из немногих телевизионных программ, которые почти всегда смотрят вживую, а значит, зрители не пропускают рекламу: как следствие, спорт обходится телевидению и рекламодателям значительно дороже. Во-вторых, вместо того чтобы строить собственную сеть, Лейкоб решил остаться с Comcast, которая ухватилась за шанс заключить долгосрочную сделку с Warriors, ведь в регионе, кроме них, есть еще всего одна команда — в зимнем виде спорта.
Арена. Warriors всегда собирали достаточно зрителей, несмотря на устаревшее здание, при этом делая ставку на дешевые билеты. В прошлом году, согласно Team Marketing Report, цены на их игры были на 9-м месте среди самых дешевых в лиге, хотя Warriors работают на богатейшем и при этом шестом по величине рынке в NBA. Ремонт 1997 года практически не преобразил построенный в 1960-х комплекс Oracle Arena, расположенный в унылой части Окленда.
Проекты строительства новых комплексов не так легко продвинуть в Калифорнии, где бюджетных средств не хватает, а политики прислушиваются к мнению местных сообществ. Хотя штат может похвастать несколькими современными спортивными площадками (AT&T Park в Сан-Франциско, Petco Park в Сан-Диего и Staples Center в Лос-Анджелесе), семь местных команд до сих пор играют на стадионах полувековой давности.
Ведя переговоры с мэрами Сан-Франциско и Окленда в поисках лучшего варианта, Лейкоб осознает, что Калифорния «возможно, самое сложное для строительства место во всей стране, так как у штата масса проблем». Он сразу признает преимущество за Сан-Франциско, упомянув район AT&T Park и окрестностей, который бурно развивается благодаря фирмам вроде Salesforce.com и Twitter. Но Лейкоб понимает, что в конечном счете ему придется все решать самому. «С моей стороны было бы нечестно сидеть здесь и рассказывать, что я ожидаю больших поступлений из бюджета», — говорит он. Есть еще одна проблема: в Сан-Франциско очень дорого строить, и многофункциональный комплекс с ареной может легко обойтись в $1 млрд. В качестве альтернативы подешевле можно остаться на том же месте в Окленде, где не очень приятное впечатление от окрестностей в некоторой степени смягчается тем, что туда удобно добираться на поезде или по фривею.
Будущее. А пока Лейкоб и Губер занимаются проектами поменьше. Благодаря своим маркетинговым ходам они завоевали расположение фанатов — в отличие от Коэна, который прятался от прессы и общества все 16 лет, что владел клубом. Во время недавнего локаута Лейкоб и Губер заманивали покупателей сезонных абонементов, пообещав им добавить 5% к уплаченной сумме, если из-за локаута сезон не состоится, и гарантированное продление абонементов на следующий сезон без доплаты, если команда не сможет выйти в плей-офф. В результате продажи абонементов выросли на 1000 штук по сравнению с прошлым годом до 10 500.
Главная же проблема клуба — единственный выход в плей-офф за последние 17 лет. Команде, сформированной вокруг снайперов Монты Эллиса и Стивена Карри, не хватает франчайз-игрока вроде Кобе Брайанта, Дуайта Ховарда или Леброна Джеймса, чтобы стать претендентом на чемпионство.
Лейкоб смотрит, как суперзвезда Orlando Magic Дуайт Ховард в конце концов приводит свою команду к победе в мачте с Warriors, забросив 45 очков и сделав 23 подбора. Владелец Warriors может только мечтать о том, чтобы переманить доминирующего центрового лиги к себе. Правила NBA запрещают ему давать комментарии о слухе, что Ховард, у которого в этом году заканчивается контракт, может стать игроком Golden State Warriors (в числе других вариантов называют New Jersey Nets Михаила Прохорова). Впрочем, будет Ховард или кто-то другой франчайз-игроком, не так важно, Губер и Лейкоб считают своей главной задачей сделать клуб желанной целью для всех. «Это будет элитный рынок, место, куда будет стремиться попасть каждый игрок», — заключает Губер.
Источник. www.forbes.ru/