Леброн гонится за Джорданом: стал самым популярным спортсменом США, стремится к миллиарду долларов, уже снялся в «Космическом джеме-2»

Майкл Джордан завоевал 6 титулов. Зато Леброн Джеймс играл в финалах 10 раз.

Майкл Джордан оставил за собой целое десятилетие. Зато Леброн Джеймс провел уже 17 сезонов.

Майкл Джордан – лучший забивала в истории и обладатель первого места по включениям в первую сборную защитников. Зато у Леброна Джеймса более универсальная статистика.

Майкл Джордан сделал два по три с родным клубом. Зато Леброн Джеймс побеждал с тремя разными клубами.

И так далее, и так далее.

Купить официальную атрибутику «Лейкерс» в магазине Nike

Вся эта пережеванная по тысяче раз жвачка будет самовоспроизводиться до следующей весны. И чтобы немного отвлечься, лучше подумать вот о чем.

Загружаю...

Джордан еще до ухода превратился в культурное явление, превышающее по масштабам не только НБА, но и весь спорт в целом. Сочетание его личных качеств, революционного подхода его агента, международного взлета НБА и Nike, старта глобализации и бог знает еще чего привело к тому, что 23-й номер «Чикаго» воплотил образ идеального спортсмена, того, кого больше никогда не будет и кого невозможно повторить. Джордан был гениальным баскетболистом, но он символизировал гораздо большее, чем очки, перехваты, данки и даже победы. Грубо говоря, он был человеком, который может продать человечеству все что угодно – от трусов до финалов НБА. И как прекрасно доказал «Последний танец», этот талант (или как это вообще назвать?) он нисколько не растратил даже тогда, когда – совсем уж не героически – растолстел, предался вредным привычкам и завалил весь интернет плачущими мемами.

Вот только Леброна это все нисколько не останавливает.

Джеймс преследует «призрак» Джордана не только на площадке (что более-менее объяснимо), но и вне ее. Причем это очень похоже на его же методичный подход к формированию игрового наследия – там, где его предшественник шел по наитию, Леброн скрупулезно проставляет галочки в освоении культурного поля, старается сделать больше и активнее, с почти научной точностью примеряется к требованиям времени.

Цель стать новым Джорданом столь же умозрительна, как цель стать новым пророком (написал бы конкретнее, да Заратустра не позволяет). И все же в каком-то более понятном и прагматичном смысле Джеймс тоже достиг вершины.

Джордан – самый богатый спортсмен в истории, Леброн уже заработал полмиллиарда

Майкл Джордан создал современную экономику НБА. Причем и внутри лиги, и за ее пределами.

Внутри: ровно с его появлением лига начала жиреть и столкнулась с неконтролируемым ростом контрактов. При нем зарплаты суперзвезд с 1-2 миллионов в начале 80-х подскочили до рекордных 30-33 миллионов, которые Джордан получал в последние два сезона в «Чикаго». А потолок зарплат скакнул с 3,6 млн в сезоне-85 до 42,5 млн в сезоне-2003.

Загружаю...

Понятно, что этому буму способствовал не только Джордан. Но его приходы и уходы очень показательно меняли телевизионные рейтинги и продажи, а также доходы у смежных бизнесов, так что все, кто, будучи далеко не звездами, превратились в миллионеров на протяжении 90-х, признаются: «Мы получили столько денег благодаря Майклу».

Дэвид Фалк, агент Джордана, продавил самое удивительное соглашение в истории: при потолке зарплат в 27 млн «Буллс» дали его клиенту 33,1 млн.

Уход Джордана пришелся на локаут-99 и введение новых финансовых ограничений. Суперзвезды теперь зарабатывали на порядок больше, чем их предшественники в 90-х, но зато были ограничены рамками «максимального контракта».

При Леброне НБА вновь ощутила скачок: с введением нового коллективного соглашения в 2011-м потолок вырос до 110 миллионов, а контракты суперзвезд – с 30 миллионов до 50 миллионов. 

Влияние самого Джеймса здесь менее очевидно: нет данных, которые бы показывали, за какую часть популярности лиги отвечает лично ее лучший игрок. Но понятно, что неслучайны такие прорывы именно в эпоху с увеличением числа талантливых игроков и появлением человека, претендующего на звание лучшего в истории.

Джордан приобщился к революции цен успел лишь на излете: даже с учетом соглашений, отрицающих любые лимиты, за всю карьеру он заработал 94 млн долларов.

Загружаю...

Джеймс, несмотря на скидки «Майами» и нежелание связывать себя долгосрочными контрактами с «Кливлендом», здесь гораздо репрезентативнее: по итогам карьеры он займет первое место по заработкам, уже сейчас у него гарантировано будет 387 миллионов, что позволит ему опередить и Кобе, и Гарнетта, и Шака.

Почему Майкла Джордана считают величайшим? Объясняем всем, кому не довелось его видеть

Купить официальную атрибутику «Лейкерс» в магазине Nike

За пределами НБА Джордан тоже стал ориентиром.

До него была абсурдна сама мысль о том, что баскетболист может позиционироваться как одиночка, как «теннисист». Самый большой рекламный контракт с производителем спортивной обуви составлял 100 тысяч, и это было совсем мало даже тогда – ровно столько от Converse получал Карим Абдул-Джаббар, доминирующий с университета.

Сотрудничество с Nike радикально изменило парадигму:

• Компания вложила в раскрутку игрока 1 млн уже в первый год. Откуда и пошла тема, что Джордан обязан своей маркетинговой привлекательностью не своей игре, а исключительно усилиям спонсора.

• Заработки суперзвезд в баскетболе и вне его оказались сопоставимы. (А во времена Джордана еще и был перекос в небаскетбол).

• Впервые поверили, что черный спортсмен может быть интересен для не черной аудитории.

• Была придумана концепция именного модельного ряда.

• Рекламная кампания получалась настолько мощной, что не ограничивалась собственно роликами, а меняла окружающую действительность. Джордан уже немыслим без запретных кроссовок, без «Космического джема», без флага, заслоняющего логотип конкурента, без всех этих «если ты играешь в моих кроссовках, то не имеешь права открывать рот» – союз с Nike породил мифологию, в которой уже невозможно отличить реальность от выдумок.

• Nike изначально дал Джордану 25% от продаж кроссовок. И это тоже сформировало новые отношения баскетболистов со спонсорами: теперь они начали получать не только рекламные контракты, но и акции компаний.

Загружаю...

Именно из этих пяти постулатов выросло самое большое состояние спортсмена: в настоящий момент активы Джордана оцениваются в 2,1 млрд долларов.

У Джордана есть рекламные контракты (с Gatorade, Upper Deck и Hanes) и традиционный бизнес (автосалон Nissan в Дарэме, фитнесс-центр, основанная в 97-м сеть ресторанов Michael Jordan’s Steakhouse и мотоциклетная команда AMA Pro Road Racing).

Но статусу миллиардера он обязан именно Nike. Участие в Jordan Brand принесло ему за все годы сотрудничества порядка 1,3 миллиарда, в том числе 130 миллионов в прошлом году (Джордан в целом стал богаче на 150 миллионов). Названный в его честь филиал доминирует на рынке баскетбольной обуви в Штатах и за прошлый фискальный год выдал рекордный доход в 3,6 миллиарда (рост в 15%).

Леброн Джеймс вместе со звездами нового времени живет уже в экономике, выросшей на тотальном обожании Джордана. При этом за прошлый год сам он заработал меньше, чем Сам: около 92 миллионов, из них 55 – вне баскетбола.

У Леброна так же тесные отношения с Nike. Хотя в отдельную компанию леброны не перерастают, деловой партнер Джеймса Маверик Картер намекал, что в 2015-м году Джеймс подписал с Nike пожизненное соглашение больше чем на миллиард долларов. По всей видимости, ежегодно Леброн получает от компании порядка 20-30 миллионов.

Загружаю...

Особенный повод для гордости – это доля в Blaze Pizza. Леброн инвестировал в сеть пиццерий в 2012-м (ему принадлежит 10%), а в 2015-м отказался от контракта с McDonald’s на 15 млн долларов, чтобы стать официальным представителем Blaze Pizza. За это время его компания резко взлетела – на 50% за прошлый год – и получилось, что Джеймс стал богаче на 25 млн долларов. В 2020-м у них уже 19 отделений в Иллинойсе и Флориде.

Спонсорские контракты у Джеймса есть с Coca-Cola, Beats, AT&T, Rimowa luggage, Calm и Walmart.

Пусть до Джордана не дотянуться, но Джеймс – пятый по заработкам среди действующих спортсменов всего мира. Его состояние на данный момент оценивается в 480 миллионов.

Купить официальную атрибутику «Лейкерс» в магазине Nike

Джордан выбивал контракты шантажом, Джеймс изменил лигу концептуально

Понятие «максимального контракта» – очень болезненный вопрос для суперзвезд. Их игровой вклад на площадке и их маркетинговая привлекательность составляют гораздо больше, чем 35% от потолка зарплат, которые им причитаются. Об этом всегда говорил агент Джордана Дэвид Фалк: даже когда Джерри Рейнсдорф дал одному игроку те 30-33 миллиона, то есть больше, чем всей остальной команде, он ни в коем случае не проиграл, потому что все игровое благополучие и финансовые потоки «Чикаго» обеспечивались именно этим игроком.

Но в профсоюзе голос каждого баскетболиста считается за один, безотносительно его статуса. А потому максимальный контракт и был введен. Введен ровно после того, как тот же самый Фалк выкручивал Рейнсдорфу руки и угрожал, что его клиент продолжит карьеру в «Нью-Йорке». Других методов воздействия у него не было.

Если перевести на современные деньги, то соглашение Джордана от 98-го составило бы 52 миллиона.

Джеймс играет в эпоху максимальных контрактов. И даже если они и выросли до 47 миллионов в год, то плохо коррелируют с его настоящей ценностью. Сам он оценивает свое влияние на экономику лиги и места выступления гораздо выше и вслед за Фалком постоянно говорит о том, что ему недоплачивают.

Загружаю...

При этом, в отличие от Джордана, у него больше возможностей влиять на клуб.

Во-первых, Джеймс не связывает себя с конкретной командой, он не часть корпорации, а равный партнер. И помимо собственно личного контракта требует от владельца еще и инвестиций в собственное наследие: так, в «Кливленде» это привело к созданию самой дорогой команды в истории НБА, а в «Лейкерс» – обмену всех активов и драфт-пиков на годы вперед.

Во-вторых, Джеймс выстраивает собственный клуб внутри НБА. Его друг Рич Пол не ограничивается одним клиентом, а за несколько последних лет создал самое влиятельное агентство в НБА.

Это Пол сохранил благопристойные отношения с Дэном Гилбертом и организовал триумфальное возвращение Джеймса в «Кэвз» со всеми заранее обговоренными бонусами.

Это Пол выжал соглашения для тех, кто сопровождал Джеймса в его походе за «призраком» (Тристан Томпсон, Джей Ар Смит, Кентавиус Колдуэлл-Поуп, Дион Уэйтерс).

Это Пол подписал Энтони Дэвиса, тогда еще игрока «Нового Орлеана», и организовал неизбежный в силу отказа от перехода «Селтикс» трансфер в «Лейкерс».

Почему все это не подпадает под конфликт интересов, не совсем понятно. Рича Пола открыто обзывают бандитом, но число суперзвезд под его началом все увеличивается.

В общем, хотя контракт размером с джордановский Леброну и не доступен, это не означает, что его влияние сколько-нибудь меньше. Как раз наоборот, в силу ограничений Джеймс имеет право на другие бонусы. И уже, глядя на его пример, дядюшка Ленарда клянчил у «Лейкерс» и самолет, и дом, и акции клуба, и еще какие-то спонсорские контракты – в общем, все, что строго-настрого исключается по условиям коллективного соглашения.

Загружаю...

Джордан – владелец клуба НБА, Джеймс обязательно им станет

Маверик Картер не раз говорил, что в планах Леброна – стать владельцем клуба НБА. В частности, он выразил надежду, что им удастся приобрести часть «Кливленда».

Пока Джеймс тренируется на ногомяче. В 2011-м он приобрел 2 процента акций «Ливерпуля» за 6,5 млн, и за девять лет их ориентировочная стоимость выросла до 43,6 млн.  

Быть владельцем «Ливерпуля» сейчас, пусть и миноритарным – крайне приятно.

А вот быть владельцем «Шарлотт» – это как будто боль.

«Хорнетс» претендуют на звание худшей команды НБА за последние годы. И за все это время с ними случилось лишь одна позитивная вещь: они вернули название и крутые цвета из 90-х. Да и это заслуга новых владельцев «Нового Орлеана».

Лично Джордан же известен как один из ужаснейших боссов в лиге. В течение многих лет он доверял руководство командой своим друзьям, вмешивался в процесс драфта, не заморачивался с понятной стратегией развития и постоянно метался…  

Но только выступление «Хорнетс» (а так же то, отдыхает ли Джордан на гольф-полях Флориды или вдохновляет молодых на скамейке) мало что меняет.

Джордан приобрел «Шарлотт» в 2010-м за 175 млн.

Загружаю...

В прошлом году он продал миноритарный пакет, и выяснилось, что новые инвесторы оценивают «Хорнетс» в 1,5 миллиарда долларов.

С учетом того, что стоимость франшиз НБА продолжает расти (а одну из важнейших преград для этого в лице Дэрила Мори устранили), зайти в этот элитный клуб Леброн Джеймс сможет лишь в качестве миноритарного владельца.

Джордан стал первым спортсменом, сыгравшим главную роль в кино, Джеймс основательно вторгся в медиа-бизнес

Nike, конечно, прилагал усилия для повышения узнаваемости Джордана, но очень быстро стало заметно, что в нем что-то уникальное, то, что работает само по себе.

Джордан просто молчал – реклама взрывала.

Джордан говорил: «Нет, Марс» – реклама становилась хитом.

Джордан снялся в рекламе вместе с кроликом – это заслуживало того, чтобы показать во время Супербоула.

К середине 90-х Джордан уже воспринимался как один из самых привлекательных рекламных образов. Так что пришло время использовать его на большом экране, в коммерческом проекте, который длился полтора часа.

Джордан стал первым спортсменом, сыгравшим главную роль в кино. «Космический джем» собрал 230 миллионов (380 – на современные деньги) и стал самым успешным фильмом о баскетболе.

Дальше «Его Воздушество» отошел от всяческих медийных активностей и даже перестал давать интервью. Появился вновь он лишь в 2020-м – в завораживающей документалке «Последний танец» (естественно, самом рейтинговом документальном фильме ESPN).

Джеймс начал грезить производством видео-контента уже давно.

Сначала идеи были так себе: в 2007-м он появился в Saturday Night Live, а в 2010-м спродюсировал собственное шоу, которое называлось «Решение» и сделало его самым ненавидимым человеком в стране.

Загружаю...

Несмотря на неудачи, интерес никуда не уходил: в 2015-м Леброн основал продюсерскую компанию SpringHill Entertainment (названа в честь района, где вырос Джеймс), которая сразу же получила финансовую поддержку Warner Bros.

Хотя проектов там хватает (в том числе и спортивных вроде фильмов о Бене Симмонсе, Джее Уильямсе, Мухаммеде Али), SpringHill Entertainment связывает особенные надежды как раз с фигурой самого Леброна.

Во-первых, это производство спортивного видео, для раскрутки которого привлекается сам Джеймс. Аффилированная платформа называется Uninterrupted: в фокусе – личная жизнь Леброна и его мнения на самые разные темы.

Во-вторых, это документальные фильмы о Джеймсе. Именно SpringHill Entertainment выпустила кино «Больше, чем игра», посвященное школьной команде Леброна. Это такой «Последний танец», но про школу, даже история создания похожа: видеоматериалы были отсняты в школьные годы Джеймса, но долго лежали бесхозными.

В-третьих, это продвижение Джеймса на большие экраны.  

Леброн уже появился в комедии «Девушка без комплексов» и собрал уйму положительных рецензий. Теперь его ждет, пожалуй, самое важное событие в жизни – в 2021-м выходит «Космический джем-2». И кажется, взять шесть титулов в НБА будет попроще, чем не облажаться в компании мультяшек.

Хотя, возможно, актерских талантов и хватит: не зря же он так качественно отрабатывает падения на паркете.

В любом случае лишь Джеймс заслужил заменить Джордана в «Джеме». Так что само по себе участие уже крайне статусно.

Последствия непредсказуемы, но ужасно интересны.

Загружаю...

Джордан уклонялся от политических тем, Джеймс – один из самых заметных активистов НБА

Новейший тренд в сопоставлении Джордана и Джеймса – делать акцент на политической деятельности последнего. Титулы, звания MVP и прочие железки приходят и уходят, а вот Леброн пытается изменить мир к лучшему. Для Америки это настолько навязчивая тема, что даже сам Джордан заразился – публично поддержал Леброна в критике Трампа и пожертвовал 100 миллионов движению «Жизни чернокожих тоже имеют значение».

На протяжении всей карьеры Джордан был известен вопиющей аполитичностью. В Белый дом не ходил, в акциях не участвовал, на выборах в Северной Каролине не выступил против сенатора-расиста. Острил: «Республиканцы тоже покупают кроссовки».

Вообще самая точная характеристика Джордана: «Джордан – не черный, он не имеет цвета». Так владелец «Чикаго» Джерри Рейнсдорф объяснял феномен популярности игрока, который изменил НБА и мир.

Так вот Леброн Джеймс как раз наоборот делает акцент на том, что он черный по самое не могу и что его корни, его тяжелое детство, его прошлое очень важны.

Открыл школу в Акроне и создал фонд, который оплачивает образование детей из малообеспеченных семей.

Деятельно участвовал в изгнании Дональда Стерлинга.

Участвовал в избирательной компании Хиллари Клинтон и выступал на митингах в ее поддержку.    

Загружаю...

Заочно постоянно пререкается с Дональдом Трампом. Их встреча на просторах твиттера закончилась для последнего характеристикой «bum».

Джеймс не пропускает ни одного инфоповода, чтобы снова и снова говорить о важности черных жизней. Напоминает о смертях, объясняет, как опасно быть чернокожим, встречается в шоу с демократическими лидерами, продюсирует фильмы о спортсменах, которые не просто стучат мячом…

Кульминация случилась в «пузыре» – в тот момент, когда неожиданно оказалось, что Леброн готов пожертвовать даже титулом ради спонтанного бойкота, спровоцированного «Милуоки».

Леброн проиграл 6 финалов, сплоховал против «Далласа», не попал в плей-офф на пике карьеры. Почему кто-то считает его величайшим в истории?

«Если вы посмотрите, за что Леброн и Карим боролись вне паркета, то поймете, что такое статус величайшего игрока, – объяснял тут Айзейя Томас. – Для афроамериканского общества важно понимать, какие у тебя идеалы вне баскетбола».

Джордан – бог, Джеймс – самый популярный спортсмен Америки в соцсетях

Пожалуй, все, что нужно знать – в этом графике. Высшие точки популярности НБА связаны с выступлением Майкла Джордана в финальных сериях: стоило ему взять паузу, все проваливалось, причем это характерно не только для финалов.

Загружаю...

Истерию вокруг Джордана невозможно описать сейчас, ее невозможно восстановить в современном мире, в котором уже нет массовой культуры как таковой.

Джордан был баскетбольным аналогом «Битлз»: не мог выйти из гостиницы на выездах, попадал в толпу людей, едва появлялся на улице, собирал аншлаги не только в Америке…

Джордан был повсюду. Улыбался с каждой обложки, по сто раз на день появлялся в рекламе чего бы то ни было, одновременно воплощал и победы, и крутизну как таковую.

Дэвид Хэлберстман в биографии «Майкл Джордан и мир, который он сотворил» писал: «Джордан, вероятно, самый известный американец во всем мире, в отдаленных уголках планеты он более известен, чем президент США или звезда кино или музыки. Американские журналисты и дипломаты, которые приезжали в малонаселенные части Азии и Африки, поражались: в крошечных деревнях они обнаруживали детишек, бегающих в дырявых майках «Чикаго» с номером 23».

Когда Джордан приехал во Францию на турнир McDonald’s, то на обложке France-Soir говорилось: «Майкл Джордан – в Париже. Это лучше, чем Папа римский. Это и есть Господь».

И вся эта гламурная теология отзывалась уже неприличным эхо. «Это сын Бога», – говорил Уэс Мэттьюз. «Иисус, который носит Nike», – отзывался Джейсон Уильямс. «Бог в обличье Майкла Джордана», – сказал Лэрри Берд.

За время карьеры Джордан увеличил стоимость «Буллс» в 20 раз. Его карьера помогла заработать лиге, Nike и остальным больше 10 миллиардов (это 16 миллиардов на современные деньги). Посещаемость «Чикаго» уже в первом сезоне выросла на 87%, а дальше уже утыкалась в аншлаги. Телевизионные рейтинги финальных серий с его участием превышали рейтинги остальных серий в 90-х на 30 %.

Джордан стал именем нарицательным. И уже к середине 90-х популярность его явно тяготила: не имеет смысла отдельно проговаривать, что его нет ни то что в каких-либо соцсетях, он вообще очень редко появляется на публике/экране.

Загружаю...

Сравнивать Джордана и Леброна в данном аспекте – это примерно как сравнивать финал-98, рекордный для истории НБА, и финал-20, худший для истории НБА в плане телерейтингов.

Это нечестно из-за множества факторов.

Джеймс безумно популярен по тем метрикам, что у нас есть сегодня: на его инстаграм подписаны 73 миллиона, это 31-е место в мире, на его твиттер – 48 миллионов, это 25-е место в мире, и то, и другое – лучший результат для спортсмена из Америки. Его майки – на третьем месте по продажам в истории НБА.

Его влияние на экономику тоже впечатляет.

Согласно внутреннему анализу НБА, присутствие Леброна приносит его клубу порядка 65 миллионов в год. С его переходом в «Кливленд» билеты выросли больше чем в сто раз – от 25 долларов до 386 долларов, абонементы были распроданы в течение нескольких часов. После переезда в Лос-Анджелес абонементы выросли почти в два раза, тогда как в «Кливленде» в это же время цены опустились на 60 процентов.

Городам Джеймс приносит сотни миллионов долларов в год. Согласно исследованиям, на время его 4-летнего контракта с «Лейкерс» местные бизнесы должны были заработать 396 миллионов. В Кливленде продажи в центре города увеличивались в присутствие Леброна на 200 миллионов долларов в год.  

«Каждый раз, когда Леброн что-то пишет о Blaze, – рассказывала основательница компании Blaze Pizza Элиз Уетцел, – это как сверхзвуковой хлопок. Сразу же десятки миллионов людей в Штатах начинают это обсуждать – и люди, которые любят нас, и те, которые о нас никогда не слышали».

Но этого недостаточно даже для того, чтобы соревноваться за интерес с НФЛ и бейсболом в ковидном октябре.

И это тем более недостаточно для того, чтобы в опросе ESPN взять у Джордана хотя бы одну позицию: даже пасы, даже образ одноклубника, даже созданный для него пункт «верите ли вы, что даст вам пас».

Загружаю...

Леброн никогда не превзойдет Джордана: слишком уж изменилось медиапространство

Фото: Gettyimages.ru/Matthew Stockman /Allsport, Jason Miller, Mike Zarrilli, Justin Sullivan; Charlotte Observer/MCT/ABACA/EAST NEWS; globallookpress.com/Nasser Berzane; imdb.com

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Фонарь
Популярные комментарии
Skyline83
Да хоть вы тресните, не превзойдет он уже Майкла, ни как спортсмен, ни как личность. Он сам бросил этот вызов и будет мучительно проигрывать его до конца карьеры.
ZamoRano
Главная проблема Леброна - в том, что он как бы сказать... туповатый. Джордан тоже не гений, но он банально может выдать нормальную речь без спичрайтера и умеет не позориться на регулярной основе. Леброн же если говорит не заранее написанный другими текст, а свое родное - такую лютую дичь несет с видом дебила, что аж в дрожь бросает. В этом плане Кобе был респектабельнее их всех - реально голова на плечах была, не зря за те 4 года после баскетбола он уже реально бизнесом на серьезном уровне занимался и думаю дохрена бы там добился. Ибо упертый был как баран, досконально все изучал как робот и думал, вот что главное, ДУМАЛ.
Komiks_Vlad79
Показатель тв-рейтингов в 2020 не решает, стриминговые площадки захватывают все больший пласт аудитории. Например, тот же финал вроде как провалился, но на стриминговых площадках НБА в этом году, бьёт все рекорды. Телевизору пора махать ручкой
Еще 200 комментариев
203 комментария Написать комментарий