«Ред Булл» теряет заводские моторы в «Ф-1» из-за бегства «Хонды». Зато Квяту теперь проще сохранить место

Мощнейший удар по главному конкуренту «Мерседеса».

Октябрь сразу же зашел с сенсаций в автоспорте: «Хонда» совершенно внезапно и без предварительных сливов объявила о сворачивании присутствия в «Формуле-1» после сезона-2021. Японская компания больше не будет поставлять моторы ни для «Ред Булл», ни для «Альфа Таури» – так что главный соперник «Мерседеса» в ближайшее время потеряет заводскую поддержку.

Решение было принято за несколько дней: по рассказам инсайдеров, «Хонда» предметно связалась с партнерами насчет возможного ухода в августе, а финальное решение приняла в самом конце сентября – буквально пару дней назад.

Пока неясно, с чем связана такая поспешность, известно лишь одно: на сей раз коронакризис не при чем. Японская корпорация уходит «Формулы-1» исключительно по инженерным причинам: в официальном пресс-релизе решение объяснили следованию целей по наращиванию выпуска электромобилей до 2/3 всей продукции с 2030-му и по достижению углеродно-нейтрального статуса к 2050-му. Судя по всему, в «Хонде» посчитали попытки чемпионата снизить выбросы гибридными технологиями и синтетическим топливом подходящими для их долгосрочной стратегии – хотя и не все в руководстве японской компании поддерживали идею ухода.

Загружаю...

«Меняющийся фокус внутри автомобильной индустрии привел «Хонду» к решению перенаправить ресурсы, – подтвердил шеф «Ред Булл» Кристиан Хорнер. – Мы понимаем и уважаем эти обстоятельства.

Их решение ставит перед нами очевидные трудности, но мы как команда были здесь и раньше и с нашей силой мы глубоко подготовлены и вооружены для эффективной реакции – как и доказывали в прошлом».

Дата ухода из «Формулы-1» тоже понятна: нынешние соглашения с командами действуют как раз до конца 2021-го, так что у «Ред Булл» еще остается год на поиск альтернативного поставщика. Также свертывание присутствия именно перед 2022-м означает пролет мимо нового регламента – так что японцам не придется инвестировать еще больше денег в обновление силовых установок под радикальную смену правил.

Но как бы не объясняли внезапное решение в пресс-релизах, общественное восприятие события навсегда останется однозначным: это побег и капитуляция. При приходе в «Ф-1» «Хонда» много говорила о желании вернуть победные традиции и выиграть титулы, а теперь компания фактически сдается, признав невозможность превзойти «Мерседес» даже несмотря на все внедренные инновации в блок с турбиной. Очень печальный финал партнерства, считавшегося главной угрозой для лучшей команды современности – как бы японцы ни обозначали в прессе желание уйти с чемпионским титулом в 2021-м.

Загружаю...

У «Ред Булл» есть альтернатива. Это старый партнер, альянс с которым закончился скандалом

До «Хонды» австрийская компания работала с «Рено» с 2007-го по 2018-й – случались и успехи, и провалы. Вместе с французским автогигантом «Ред Булл» выиграл четыре титула подряд (с 2010-го по 2013-й), но партнер провалил переход на гибридные силовые установки: маломощные и ненадежные моторы выбили недавних доминаторов из претендентов на титулы.

Более того, в 2016-м «Ред Булл» потерял заводскую поддержку после возвращения «Рено» в «Ф-1» в качестве полноценного конструктора. Все вылилось в грандиозный конфликт: моторы на болидах Ферстаппена и Риккардо забрендировали под Tag Heuer, постоянные перепалки боссов команд из-за отказов французской техники регулярно просачивались в прессу, а владелец австрийского концерна Дитрих Матешиц даже несколько раз пригрозил уходом из «Ф-1».

В итоге партнерство завершилось закономерным уходом «Ред Булл» к «Хонде» ради заводского статуса и первоклассной инженерной поддержки со стороны японцев. Причем реализовали его по весьма унизительной для «Рено» схеме: сперва на год перевели на альтернативные моторы «Торо Россо», а основная команда еще год ездила на брендированных установках.

Сейчас же обстановка в «Формуле-1» поменялась еще больше: у «Рено» из-за жесткой позиции босса программы Сириля Абитебуля вообще не осталось клиентов (последний – «Макларен» – уйдет после конца текущего сезона), двигатель «Феррари» оказался слабейшим после скандала с расследованием ФИА и последовавшей тайной сделкой, а у лидера моторной гонки «Мерседеса» заняты все слоты на поставку (четыре из четырех). Теоретически «Ред Булл» мог бы получить моторы «Феррари» для одной из команд – но Скудерия уже отказывала им в 2016-м, и вряд ли с тех пор что-то изменилось.

Загружаю...

Так что реальной опцией для австрийцев остается только «Рено» – причем не только из-за положения на рынке, но и из-за новых правил «Формулы-1». В соответствии с ними, если команда не находит себе моториста к 2022-му, контракт принудительно заключается с тем поставщиком силовых установок, у кого наименьшее количество клиентов. А это и есть «Рено».

Может ли «Ред Булл» увильнуть от сделки с давно надоевшим давним партнером? Да – либо через поиск нового моториста за пределами «Ф-1» (для сезона-2022 уже поздно, так что сработает только для 2023-го), либо если сама уйдет из серии вслед за партнером. Правда, проблема с моторами не рассосется: «Ред Булл» всеми командами подписал Договор согласия до 2025-го, и даже в случае продажи обеих организаций им тоже придется где-то добывать себе двигатели.

«Как подписант последнего Договора согласия «Формулы», «Ред Булл» остается преданным спорту в долгосрочной перспективе, – опроверг подобные возможности Хорнер. – Мы движемся вперед, к новой эре инноваций, развития и успеха».

«Мы продолжим выполнять свои обязательства и не собираемся уходить из «Формулы-1» – обе наши команды подписали Договор Согласия», – подтвердил и советник гоночной программы Гельмут Марко.

Вряд ли пресс-релизы Кристиана после общения с Абитебулем и сделки с «Рено» будут такими же радужными: все-таки французский мотор проиграет даже «Хонде» около 30 л.с. чистой мощности. С другой стороны, новый регламент 2022-го предполагает полное перемешивание пелотона, и к тому моменту небольшая потеря в эффективности может уже не играть старой роли.

Загружаю...

Правда, есть и более фантастический вариант: якобы «Ред Булл» выкупит моторный завод «Хонды» в Великобритании и начнет производство моторов самостоятельно. Вот только для такого фокуса потребуются огромные единовременные вложения и расходы в районе $100 миллионов в год – а бюджет австрийцев на сезон колеблется лишь в районе $300 миллионов. Даже с учетом грядущего потолка расходов в 145 миллионов Матешицу придется увеличить инвестиции (разницу в 55 миллионов сожрут исключения из-под лимита) – так что подобную возможность рассмотрят только уж совсем в безвыходном положении.

А слухи о возможном приглашении «Порше» в качестве моториста с 2026-го пока выглядят максимально отдаленными и неконкретными. «Ред Булл» сейчас важнее решить более насущные проблемы – а уже потом задумываться над более отдаленным будущим.

Внезапные хорошие новости для Квята: шансы сохранить место в «Альфа Таури» повысились

Несколько недель подряд перед объявлением об уходе «Хонда» фигурировала в публичном поле совсем по другим причинам: японская компания заявляла о переговорах с «Ред Булл» по продвижению их юного пилота Юки Цуноды в «Ф-1». Поскольку парень плотно прописался в пятерке сильнейших в «Ф-2», его повышение вместе с политическим бэкграундом выглядело очень логично: разговоры о подписании протеже «Хонды» в контексте «помощи японской компании с местным рынком ради создания лучшего образ присутствия в главной серии мира».

Загружаю...

«Ред Булл» недоволен выступлениями Квята. Похоже, Даниил вылетит из «Формулы-1» – мест почти не осталось

Теперь все политические преимущества Цуноды пропали – а значит, вновь все решает исключительно спортивная составляющая. И здесь Даниил не проваливается: он демонстрирует весьма неплохой в среднем уровень по ходу всего сезона, а неудачи по большей части связаны с невезением (или еще большим везением соперников и напарника). Выгонять его по сути не за что (кроме не самых сильных квалификаций) – и юниор из «Ф-2» пока не выглядит более перспективным вариантом. Юки все еще не хватает стабильности – так что без политического фактора «Хонды» «Ред Булл» запросто может оставить парня в молодежках еще на сезон для дальнейшего прогресса.

Конечно, Даниила не обязательно сохранят в любом случае, но также теперь перед Гельмутом Марко и Дитрихом Матешицом встал большой соблазн отказать японцам совсем в ответ на крупную подставу.

Теперь уход Ферстаппена более реален. Вопрос лишь в сроках

Удар по перспективам «Ред Булл», скорее всего, простирается и за пределы 2022-го – и все из-за контракта с лидером команды и одним из лучших действующих пилотов мира Максом Ферстаппеном.

Нидерландца подписали минувшей зимой аж на четыре года – до завершения сезона-2023 – как раз после прогресса болида в 2019-м по сравнению с машиной 2018-го. И ключевую роль в заключении именно длительной сделки сыграло обладание заводского мотора с осязаемыми перспективами его развития.

Загружаю...

«Макс доказал, каким ценным активом он является для нашей команды, он действительно верит в перспективы сотрудничества с «Хондой» – и мы рады продолжить отношения с ним», – именно так приветствовал контракт с Ферстапеном Кристиан Хорнер.

В 2020-м японский двигатель все-таки не добрался до должного уровня, необходимого для схваток за титул: «Мерседес» здорово прибавил в мощности за счет эффективной реализации гибридной энергии, а японская техника так и не поборола проблемы со стартами и работой на низких оборотах. Провалы из-за падения мощности, нехватка скорости на прямых (достигавшая иногда 0,6 секунды проигрыша «Мерседесу» с круга) спровоцировала многочисленные комментарии Макса вроде «меня уже тошнит от этих проблем». И «Ред Булл» последовательно занял сторону именно пилота: рассказывал в медиа чуть ли не на каждом уик-энде об обсуждениях с Ферстаппеном прогресса «Хонды» и путей исправления ситуации. Японцы вновь попали в положение виноватых – почти как в эре Алонсо и «Макларена» в 2015-м и 2016-м.

Но поведение «Ред Булл» абсолютно понятно: судя по всему, на мощность двигателя могут быть завязаны различные опции досрочного расторжения контракта №33.

«На самом деле у Макса пока есть непрерывный договор на 2021 год, – рассказал в последнем интервью Марко. – Но мы прекрасно понимаем, что должны предоставить ему конкурентоспособный мотор».

Похоже, без топовой силовой установки Ферстаппен имеет теоретическую возможность освободиться от связей с «Ред Булл» уже в 2022-м.

Насколько реально расставание Макса с командой из-за мотора? Возвращение к клиентской системе с надоевшим партнером точно не вписывается в понятие «конкурентоспобного мотора» и точно скажется на мотивации Макса. Правда, уходить прямо перед внедрением нового регламента будет не слишком логично: все-таки «Ред Булл» остается топовой организацией с гением Эдрианом Ньюи в инженерном штабе. Но если новый альянс не выстрелит в 2022-м и не покажет перспектив в начале 2023-го, Ферстаппен точно отправится на поиски новых вариантов.

Загружаю...

И перед ним окажется крайне заманчивая и сильная возможность – сменить Льюиса Хэмилтона в «Мерседесе». Англичанину на тот момент исполнится уже 39 лет, и 2023-й как раз является датой предположительного истечения его нового контракта: шестикратный чемпион пока ничего не подписал, но предпочитает заключать трехлетние сделки. Скорее всего, этот договор станет последним в карьере Хэмилтона – и для «Мерседеса» лучшим шагом будет сменить одного пилота из тройки лучших на другого. Австрийской команде же остается только искать новую звезду – причем начинать стоит уже сейчас. Просто на всякий случай.

В сухом остатке«Хонда» очень сильно подставила «Ред Булл» и здорово уронила их перспективы на титул и сильное будущее. Теперь австрийской корпорации придется заново выстраивать всю стратегию присутствия в автоспорте и в «Формуле-1». В принципе, именно так японская команда обычно и поступает: в 1992-м то же самое на себе ощутил «Макларен», а в 2008-м – уже собственная заводская команда (которую сбросили Россу Брауну за 1 фунт стерлингов – и которая потом превратилась в «Мерседес»). Да, в Японии очень сильна культура традиций.

Сразу два пит-стопа быстрее 1,9 секунды в Сочи: фантастический дубль «Ред Булл»

Болид Квята – это наполовину прошлогодний «Ред Булл». Отличия – лишь в антикрыле и зоне за передними колесами

Гонщик «Ред Булл» спас себя от возможного понижения и шефа «Рено» – от татуировки на спор. Первым подиумом в «Формуле-1»

Фото: Gettyimages.ru/Charles Coates, Chris McGrath, Mark Thompson

Загружаю...
Популярные комментарии
furkat.mahmudov
Теперь повысились шансы попасть в кокпит РБ или АТ у Переса . Так как будут позарез нужны спонсорские деньги (100 млн в год экономии с Хондой уходят). Шансы Квята остаться наоборот стали меньше
Arksun
Короче не зря Алонсо хренососил Хонду.
onim
Хонда конечно загадочная компания. То уходит, то возвращается, то снова уходит. Умом японцев не понять. Но Ред Булл конечно подставили япошки конкретно!
Еще 42 комментария
45 комментариев Написать комментарий