Ле-Ман 1969 года – знаковый: последняя победа легендарного «Форда», подъем «Порше» и окончание забегов на старте

От редакции: вы в блоге «На максимальной скорости», где регулярно выходят крутые переводы о «Формуле-1». Подписывайтесь, ставьте плюсы – и таких постов на Трибуне будет еще больше!

Гонка 1969 года была поворотным моментом в истории автоспорта из-за нескольких факторов:

– это была последняя гонка с традиционным стартом, когда гонщики бежали к машинам через трассу;

– это была четвертая и последняя победа для «Форд» GT40 – после этого американская марка пропадет из поля зрения самых известных европейских гонок спорткаров.

Последний «Ле-Ман» золотых 1960-х ознаменовал начало новой эры, где в последующие годы будет царствовать «Порше». На этой гонке случился первый (из шести) триумф Жаки Икса, чье имя будет навсегда связано с «Ле-Маном». Бельгийский мастер выиграет легендарный марафон снова в 1975-м, 76-м, 77-м, 81-м и 82-м.

Загружаю...

Сам Икс называет лучшей победу в 1977 году, когда он совершил невероятный камбэк в течение ночи. Но именно по гонке-1969 его помнят лучше всего. Это было классическое соревнование зайца и черепахи – более медленная и надежная машина победила, как это часто случалось в гонках на выносливость, при этом тогда машины были куда менее надежные, чем сейчас. «К победе меня скорее привел расчет, нежели скорость», – говорил Икс.

Гонка, по сути, повторяла предыдущую, когда Gulf Ford GT40 Джона Уайера опередил заводские «Порше». В 1968-м новые правила сократили объем двигателя «Форда» с 7 до 5 литров, но, несмотря на силу соперников из «Порше» с их моделями 908 и 907, Педро Родригез и Люсьен Бьянки привели машину Уайера к победе. Эта победа, как казалось, была последней для GT40, поскольку команда JWA разрабатывала свое собственное шасси Mirage. Тем не менее Уайер рассчитывал, что хоть и устаревающий, но надежный «Форд» все еще будет хорошим выбором для больших гонок на выносливость в 1969 году.

Впрочем, на первой гонке сезона в Дайтоне машины не добрались до финиша. Однако затем Икс и бывший гонщик «Формулы-1» Джеки Оливер подарили команде неожиданную победу в «12 часах Себринга» в марте. Уайер был воодушевлен успехом и решил придерживаться своего выбора для «Ле-Мана»: за рулем победившей в 1968-м машины (шасси 1075) должны были ехать Икс и Оливер, а другой экипаж составили Майк Хэйлвуд и Дэвид Хоббс. Оливер вспоминал: «GT40 была хорошей и надежной машиной. Она не могла соперничать с «Порше», которая была быстрее в поворотах. Но Джон Уайер был прав».

Загружаю...

«Порше» выглядел сильнее, они заявили аж шесть экипажей. Штутгартская марка представила новую модель 917, за рулем двух машин были Вик Элфорд/Ричард Эттвуд и Рольф Штоммелен/Курт Аренс. Машина плохо управлялась и даже имела подвижные закрылки для стабильности на прямой. Ее допустили до гонки только после долгих обсуждений и суеты во время квалификации.

Три машины 908 Coupe с длинной задней частью были доверены экипажам Ханс Херрманн/Жерар Лярусс, Герхард Миттер/Удо Шутц и Руди Линс/Уилл Каузен. После нескольких тестов Йо Зифферт выбрал одиночную открытую модель 908 и делил ее с Брайаном Редманом. Также на старте были пара Ferrari 312P с Крисом Эймоном и победителем гонки 1968 Родригесом, а также сильные экипажи из Matra.

Экипажи «Форда» провели квалификацию максимально расслабленно – лучшее время Икса было на 15 секунд хуже поула Штоммелена на 917. Во второй день Икс даже не выезжал. Никаких забот...

В начале гонки в субботу Икс публично выразил протест против традиционного старта в Ле-Мане, который он считал опасным. Пока все стремительно бежали к машинам через трассу, бельгиец просто шел пешком, а потом спокойно застегивал ремни безопасности внутри оранжево-голубой машины. Джеки Оливер: «Мы оба были против такого старта. Его идея была в том, чтобы идти, а не бежать, но я помню, что несколько последних шагов были уже торопливыми. Мы квалифицировались близко к лучшим экипажам, так что некоторые уже были готовы тронуться, когда он прошел только половину пути! Вы не могли противостоять Жаки, он всегда твердо стоял на своем. Мы хорошо сотрудничали, и я с ним не спорил. Он был звездой, но мы хорошо ладили».

Загружаю...

Через несколько минут случилась и первая серьезная авария: британский любитель Джон Вулф разбился насмерть на единственном частном Porsche 917. Обломки также привели к сходу Криса Эймона, уполовинив «десант» из Маранелло.

Джон Вулф

Тем временем заводские «Порше» заняли первые позиции, но одна из машин сошла с дистанции, когда у Штоммелена на 917 обнаружилась непоправимая утечка масла. Через четыре часа проблемы с коробкой передач вывели из строя лидирующий Porsche 908 Зифферта. Но у немецкой марки в гонке оставалось еще достаточно машин. Икс оставался спокойным: «Я единственный не был готов признать поражение. Я непоколебимо верил в то, что «Порше» исчезнут из гонки между 20-м и 21-м часами, и это придало сил нашей команде, когда я им это сказал».

Когда солнце зашло, обнаружились новые слабости отряда «Порше». 908-я Каузена потеряла третью передачу, а на машине Херрманна/Лярусса сломался подшипник на переднем колесе, и это стоило им 30 минут. Сразу после 12 часов наверстывавший время Лярусс вынес с трассы шедшего вторым Шутца на Porsche 908 в изгибе Mulsanne. Немец едва спасся.

И внезапно прессинг для «Порше» становился все сильнее. Из мощного состава из шести машин лишь у одной все шло по плану – Эттвуд и Элфорд на 917 уверенно лидировали впереди Каузена/Линса, которые мучились от проблем с трансмиссией. Икс и Оливер шли на скромном 13-м месте после двух часов гонки, а к рассвету уже были третьими, но все еще не могли соперничать в чистой скорости с «Порше».

Загружаю...

Выживший «Порше» 917 наворачивал круг за кругом, лидируя в гонке, но за три часа до финиша удача отвернулась от экипажа. Сначала возникла заминка из-за проблем с коробкой передач, а несколькими кругами спустя Элфорд вынужден был остановиться совсем. Его напарник Каузен должен был перехватить лидерство, но его Porsche 908 сошла с дистанции в тот же момент, когда коробка передач на машине отказала совсем. Это был 21-й час, и предсказание Икса воплотилось в жизнь…Таким образом, машина Gulf Ford вышла в лидеры.

Джеки Оливер: «В этой гонке все зависело от командной работы. Дэвид Йорк и Джон Уайер сделали так, что все работало, как часы. Мы много отыграли на пит-стопах. Именно это и позволило победить – надежность и командная работа. Гонщики не были главным элементом».

Единственная машина «Порше» 908 под управлением Херрманна/Лярусса была в одном круге с «Фордом», несмотря на все проблемы. И теперь им приказали выжимать максимум из машины. Так что гонка для «Форда» еще не была выиграна, а заключительная ее часть превратилась в игру кошки-мышки, и лидер менялся постоянно. У Херрманна было преимущество на прямых, а Икс, который поставил на пит-стопе новые тормозные колодки, что позволило GT40 быть в отличной форме в финальные часы гонки, имел более стабильную машину на входе в поворот и мог тормозить очень поздно.

Загружаю...

Икс понял, что если он будет ехать в слипстриме за «Порше» на прямой «Мульсан» , он сможет позже тормозить с более чем 320 км/ч и опережать своего соперника в повороте и уже не отдавать позицию до самой финишной черты. Но если ему не удастся таким образом опередить соперника на последнем круге, у него был запасной план. Несколько раз он намеренно позволял немцу оставаться впереди после прямой Mulsanne и отрабатывал обгон в Maison Blanche и шикане «Форда» перед рывком к финишной черте. Такой постоянный размен позициями был зрелищным и нравился зрителям, но они не знали, что Икс намеренно экспериментировал. Джеки Оливер вспоминал: «Жаки всегда хотел начинать и заканчивать гонки. За один круг лидер менялся два или три раза, насколько я помню».

И когда наступил решающий момент, Икс нырнул в конце прямой «Мульсан» и вышел в лидеры, подумав, что дело сделано. Однако отмашки флагом не было, и оставалось еще 15 секунд гонки, а это означало, что предстоял еще один круг. В этот раз он создал достаточный отрыв, так что ему даже не пришлось обгонять или использовать «План Б». Икс выиграл с преимуществом меньше чем в 100 метров. И эта победа была для этого шасси второй подряд! Жаки Икс: «Когда все закончилось, и я услышал рев толпы, никак не мог выкинуть из головы, что проехал 53 круга подряд в максимальном для себя темпе. И это в конце 24-часовой гонки, на трассе, которая была очень скользкой. Я даже не превышал разрешенный лимит в 6000 оборотов в минуту. Время тянулось долго – три часа и двадцать минут в таких условиях».

Загружаю...

Жаки Икс и Джеки Оливер

Казалось невероятным, что армия «Порше» была побеждена, но ребята из Штутгарта наверстают упущенное в последующие годы. По иронии судьбы, они усилятся именно Иксом.

Между тем, эта гонка вдохновила Стива Маккуина на создание известного фильма, который вышел в следующем году. К тому времени Икс перешел в «Феррари», а Уайер и Gulf связались с «Порше». Доминирование «Форда» в гонках спорткаров закончилось.

Это перевод статьи Адама Купера с сайта motorsport.com от 15 июня 2020-го.

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм-канал 

Де Анджелис гонял на уровне Сенны, но погиб на тестах из-за раздолбайства и кошмарного уровня безопасности. Не было медиков, пожарных и вертолета

Классическая победа Шумахера в «Феррари»: отыграл 25 секунд за 19 кругов и вынес более быстрый «Макларен» на Гран-при Венгрии-98

Фото: Gettyimages.ru/Central Press/Hulton Archive, Reg Lancaster/Daily Express/Hulton Archive; globallookpress.com/Sutton Motorsport Images; wikipedia.org

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
На максимальной скорости
Популярные комментарии
felipe89
Побольше бы таких статей. Спасибо за классный материал
felipe89
Побольше бы таких статей. Спасибо за телефон классный материал
Stan156
Отличный материал. На мой взгляд среди всех Ле-Манов - Ле-Ман 69-ого по накалу борьбы в топ-3 для меня без сомнений, если же не топ-1
Еще 1 комментарий
4 комментария Написать комментарий