Пора знакомиться. Владимир Враньеш: «У меня синий пояс по каратэ. Чуть что, смогу за себя постоять»
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Опытный линейный ростом 200 сантиметров заключил контракт с чемпионом Беларуси еще в марте. В клубе "Мешков Брест" очень надеются на его помощь как в нападении, так и в защите.
31-летний Владимир Враньеш родился в боснийской Баня-Луке и уже в 14 лет дебютировал в основе тамошнего "Бораца". В дальнейшем он подался на легионерские хлеба и выступал за словенский "Превент", испанский "Адемар", венгерские "Пик" и "Татабанью". Больше десяти лет линейный защищает цвета сборной Боснии и Герцеговины, в составе которой ездил на чемпионат мира в 2015-м и на нынешний чемпионат Европы.
Мы расспросили новичка клуба "Мешков Брест" о превратностях карьеры и впечатлениях его первых недель в Беларуси.
— Как проходит адаптация на новом месте?
— Все нормально. Я же давно знаком с Марко Паничем, и он рассказывал мне о Бресте. Это хороший город, здесь много парков — а это важно для семьи, ведь у нас маленький ребенок. Первые впечатления — позитивные.
Кстати, когда-то я вроде бы приезжал сюда с "Борацем" на матч СЕХА-лиги. Но точно уже не вспомню. А вообще бывал и в России, и в Минске, так что эта часть Европы ничем не удивляет.
— Вместе с другими новичками команды ты уже побывал в Брестской крепости…
— Да, клуб нам устроил экскурсию. Показали и крепость, и достопримечательности города. Брест мне нравится тем, что здесь широкие улицы. И люди добрые, как на Балканах.
— Чем занимаешься в свободное время?
— Иногда играю в "PlayStation". Могу почитать. А еще общаюсь по интернету с семьей — женой Ниной и дочкой Никой, которой сейчас 21 месяц. Очень без них скучаю. Сейчас они оформляют визы и, надеюсь, приедут в Брест к середине августа.
— Уже запомнил одноклубников по именам и фамилиям?
— Ха, почти всех. Многих в принципе знал и раньше — играли друг против друга.
— Переход из "Татабаньи" в "Мешков Брест" — шаг вперед в твоей карьере?
— Я и раньше выступал на высоком уровне. Играл за такие известные клубы, как "Адемар" и "Пик". Доходил до четвертьфинала Лиги чемпионов, побеждал в Кубке ЕГФ. Сейчас опять буду играть в Лиге чемпионов, так что после "Татабаньи" это действительно шаг вперед.
— С Паничем вы ведь знакомы давно?
— Он младше на несколько лет, но мы пересеклись еще в "Бораце". А последние лет десять вместе выступаем за сборную Боснии.
— Правда, что в Баня-Луке даже живете в одном доме?
— Да, но в разных подъездах. Я на третьем этаже в подъезде "A", а он — на первом в "В". А вот в Бресте поселились примерно в десяти минутах ходьбы друг от друга.
— В брестском клубе ты выбрал 77-й номер. Носишь его на протяжении всей карьеры?
— Уже давно. Ха, исходя из моего года рождения, логичным выбором был бы 88-й. Но я предпочитаю две семерки — на это есть личные причины.
— Твои ранние годы пришлось на боснийскую войну. Что-то осталось в памяти?
— Мало. Мне было три-четыре года. Помню, как мы спускались в бомбоубежище. Было немного страшно. Хотя, как любому ребенку, все происходившее казалось игрой. Я любил смотреть на пролетавшие самолеты, но мама запрещала и загоняла в подвал…
— Баня-Лука — это ведь сербская часть Боснии?
— Да, и по национальности я серб. Но с боснийским паспортом.
— Читал историю, как ты начал заниматься гандболом, чтобы не писать контрольную по химии…
— Так и было. Кажется, тренировку назначили на 12.30, а контрольная начиналась на час позже. И я сказал маме, что хочу попасть на гандбол. Там проходил набор в секцию, и следующий шанс мог представиться нескоро.
Химию я никогда не любил. Но, по иронии судьбы, женился на девушке, чья мама преподает этот предмет. Такова жизнь…
— А кем мог бы стать ты, если бы не гандбол?
— Понятия не имею. Вообще я занимался и другими видами спорта — футболом, баскетболом. А еще каратэ — у меня синий пояс. Так что, если вдруг понадобится, смогу за себя постоять. Но пока поводов не было.
— Во времена единой Югославии "Борац" находился на видных позициях в Европе. Как сейчас в твоем городе обстоят дела с гандбольными традициями?
— Безусловно, они есть. В прежние времена клуб добился многого, побеждал в еврокубках, из Баня-Луки вышли много олимпийских чемпионов. И сейчас школа работает хорошо, регулярно появляются сильные гандболисты. Вот только они уезжают, а для привлечения классных иностранцев денег нет.
Однако на внутренней арене "Борац" смотрится уверенно. В нынешнем году он стал чемпионом Боснии. Вообще-то турнир не доиграли из-за коронавируса. Но поскольку моя родная команда занимала первое место, ей отдали золото.
Думаю, в принципе можно вновь сделать так, чтобы клуб из Баня-Луки боролся за высокие места в Европе. Ведь гандбол — не футбол, в нашем виде нужно меньше денег. Многое зависит от политики. Если к власти придет человек, который любит гандбол, то он может привлечь спонсоров.
— Ты всегда считался специалистом по игре в защите?
— В начале карьеры действительно больше выходил в оборону. Но в "Адемаре" Маноло Каденас стал больше использовать меня в атаке. С тех пор помногу играю на обеих сторонах площадки. Хотя некоторые и считают меня в первую очередь защитником.
— Твой рост — 200 сантиметров. С детства был высоким?
— Да, это заметно уже на школьных фото. Я там намного выше других ребят. Хотя даже не знаю, какой рост был при рождении. Наверное, эту цифру назовет только мама.
Из близких родственников такой же рослый только дядя, мамин брат. У него тоже около двух метров. Он занимался баскетболом, футболом, каратэ, но не на профессиональном уровне.
— В первой команде "Бораца" ты дебютировал в 14 лет. Как так получилось?
— Я играл тогда за юношей. Тренер главной команды бывал на наших занятиях и однажды спросил, не хочу ли я позаниматься с основой. Согласился, а вскоре коуч включил меня в заявку на дерби Баня-Луки с клубом "Косик".
Мы уверено вели, и в последние минуты меня выпустили на площадку, чтобы дать возможность почувствовать атмосферу дерби. Помню, что один раз забросил. Но большинство подробностей уже забыл — тогда нахлынули эмоции. После той встречи начал постоянно играть за взрослый "Борац".
— Ты выступал в Словении, Испании, Венгрии. В какой из этих стран мог бы жить постоянно?
— Давай расширим выбор. Я ведь много времени провел на выездах, в Европе побывал почти везде. И больше всего люблю три города. Во-первых, родную Баня-Луку. Во-вторых, Будапешт — до венгерской столицы от Татабаньи пятьдесят километров, и я часто ездил туда, чтобы проветриться и попить кофе. А в-третьих — Лиссабон. Португалия — это что-то особенное, хотя я никогда там не жил.
— Зато год провел в соседней Испании. Почему не задержался в "Адемаре"?
— Кстати, там мне тоже понравилось. Хороший климат, располагающий менталитет. Люди умеют наслаждаться жизнью. И Леон — хороший город, живущий гандболом.
Вообще-то я подписал контракт на два сезона. Но тогда в испанском гандболе возникли финансовые проблемы. Нам часто задерживали зарплаты.
И по окончании сезона со мной связался Хуан Карлос Пастор. До этого он тренировал "Вальядолид", чьи матчи с "Адемаром" — это дерби. А в тот год Пастор перешел в "Пик" и сказал, что хотел бы видеть меня в рядах этого клуба. Мол, я нравлюсь ему как игрок. Подумал и решил ехать в Венгрию.
— Какие языки ты знаешь?
— Английский — хотя, как видишь, не идеально. Выучил испанский, но сейчас уже многое забывается. Более или менее понимаю венгерский, но он сложный.
Кстати, в Сегеде Пастор общался с командой по-испански — многие понимали этот язык. А для остальных его ассистент переводил на венгерский.
"Татабанью" же тренировал серб Владан Матич, который лет двадцать живет в Венгрии. У него и жена оттуда, так что он прекрасно знает язык. Но я-то с ним мог поговорить и по-сербски.
С игроками старался общаться по-английски, но проблема в том, что в Венгрии его многие не знают. "Инглишем" там владеют в основном иностранцы или те, кто выступал за границей. Ну и в клубах всегда были англоговорящие работники. Чуть что, они помогали.
— Ты немало поработал с тренерами испанской школы. В чем их "фишка"?
— Еще в Леоне я научился многому. Немало дала и работа с Пастором. Испанцы работают очень четко. Много просмотров видео и информации о соперниках. Подробные тактические разборы. Это хорошая школа.
— Интересно, а знаком ли ты с известным коучем Любомиром Враньешем?
— Да. Помню, я играл еще за "Адемар", а он возглавлял "Фленсбург", и наши команды встретились в еврокубке. Любомир знал, что я тоже Враньеш, и перед тренировкой специально подошел познакомиться. Спросил, откуда я, и рассказал, что его бабушка или дедушка тоже из-под Баня-Луки. Так что, может, мы дальние родственники. Хотя он родился и вырос в Швеции.
У меня вообще довольно распространенная в наших краях фамилия. Есть такие футболисты — братья Стоян и Огнен Враньеши. Оба выступали за сборную Боснии, Огнен несколько лет играл за российские клубы. Так они тоже из Баня-Луки и учились в моей школе. Мы живем в одном районе города.
— Зимой ты впервые сыграл на чемпионате Европы. Впечатления?
— Мы попали в тяжелую группу. Норвежцы носились по площадке, как звери — бороться с ними было трудно. С португальцами неплохо сражались минуты до 47-й, а затем начали играть "семь на шесть", теряли мяч и позволяли соперникам забрасывать с быстрых отрывов. Против французов нормально провели первый тайм, а затем устали. Но в целом это был хороший опыт.
Раньше я играл только на одном топ-турнире — чемпионате мира в Катаре. Единственный раз, когда побывал за пределами Европы. Хотя в этой стране мне не понравилось. В январе температура 27-28 градусов — представляю себе, какая жара там летом!
— Марко Панич рассказывал, что у боснийской сборной много проблем…
— Это правда. Из-за больших долгов банковские счета федерации заблокировали. Поэтому за приезд в национальную команду нам почти ничего не платят. За EURO какие-то деньги дали, но небольшие. Билеты туда и обратно оплатили — уже хорошо.
Но мы приезжаем в сборную не ради денег. Сложился хороший коллектив, его костяк уже лет десять выступает вместе. Для нас выход на топ-турнир сродни выигранному трофею.
— Есть ли у тебя хобби?
— Особых нет. Сейчас люблю проводить время с дочкой. Это помогает отдохнуть, перезарядить батарейки. Ради малышки даже сбривал бороду, которую носил лет пять. Теперь я для нее не такой колючий.
Сергей Николаев
Фото: пресс-служба ГК "Мешков Брест", facebook.com/tatabanyahandball, aftonbladet.se, mondo.ba.
Самые свежие гандбольные новости со всего мира всегда доступны на сайте "Быстрого центра":handballfast.com .