Дэйна Уайт – злодей, который перехитрил весь спорт. История успеха UFC

Green Room объясняет, почему промоушен прошел путь от 2 млн долларов до 4 миллиардов.

Слушая Дэйну Уайта в последние две-три недели (а он только и делал, что по-шамански твердил заклинание «18 апреля будет бой – что бы ни случилось, где-нибудь на Земле будет бой»), многие думали, что он совсем сошел с ума. Что там говорили? Да ему наплевать на здоровье людей; да у него ничего не получится, потому что нельзя собирать больше 10 человек в одном месте; да никто ему не даст зал. Но Дэйна Уайт еще раз напомнил: вы совсем не знаете Дэйну Уайта, если думаете, что он остановится просто так. 

Это не значит, что он идеал президента или честнейший человек слова – просто у него другое понимание нормы и возможного. Дэйна Уайт – импресарио самого жесткого шапито на планете, которое, если кто забыл, начиналось как бои без правил. Если нельзя занять Мэдисон-сквер-гарден – он полетит в Лас-Вегас. Не примут в эпицентре денежных развлечений Америки – он развернет самолет на Ближний Восток. Закроют границы – снимет частный остров и устроит бой посреди океана.

Загружаю...

Даже несколько раз перечитав заявление Уайта об аренде частного острова для проведения боев, я не перестаю думать о сюрреалистичности происходящего. Перед нами какая-то компьютерная игра, а Уайт – это геймер-читер, который одним нажатием на кнопку геймпада меняет переполненный 20-тысячный зал на пустынный пляж с октагоном. Уайт даже в условиях пандемии будет искать последние доступные рейсы и отправлять свое царство в секретные места, чтобы продавать миру не просто удары по лицу и корпусу, а саму идею мужской грубости, бесстрашия и безумия.

И это купят. 

Сейчас спорт оказался в уникальных исторических обстоятельствах. Все прежние глобальные кризисы и длительные остановки турниров приходились на эпоху либо любительской, либо полулюбительской организационной системы – где уже есть билетная выручка, но нет медиапродукта, сверхдоходов и сопряженных с ними огромных обязательств перед партнерами. Спорт, осознающий себя бизнес-индустрией, еще никогда не оказывался заморожен – и тем интереснее, как изобретателен и гибок он будет в решении проблем.

Футбол вот изворачивается через переговоры (сократить зарплаты, сыграть без зрителей на 2-3 стадионах или вообще на базах). Велоспорт недавно осчастливил болельщиков виртуальной гонкой: «Тур Фландрии», который проходит на реальных асфальтовых дорогах Бельгии, шагнул в киберпространство – и реальные гонщики, крутившие педали тренажера, соревновались друг с другом на экранах, за этим смотрели более 600 тысяч человек. Но с UFC не сравнится никто. 

Уайт объединил серьезный бизнес-подход футбола с виртуальным миром – и перенес бои в локацию, которая выглядит выдуманной. Аренда частного острова на два месяца, бои каждую неделю в условиях такой информационной недостаточности, что Sky Sports покупает права на футбольный чемпионат Беларуси... Представьте, что будет с трансляциями UFC. 

Загружаю...

Тут важно сразу проговорить: Уайт – не просто безумный промоутер, которому хочется веселья. Он тоже спасает свой бизнес.

Во-первых, UFC почти наполовину (46%) принадлежит двум крупным инвестиционным фондам, еще 50% – в руках глобального агентства Endeavor, которое тоже расширяется на деньги инвесторов. Задача Уайта и его менеджерской команды – развивать UFC так мощно, чтобы через несколько лет промоушен снова можно было выгодно продать (в 2016-м речь шла о 4 миллиардах долларов). Уайт заинтересован в этом и лично: его годовой доход напрямую зависит от прибыли промоушена, 9% уходят в его карман. Один год тотально скомканного расписания ивентов, потеря топовых боев – это не просто недополученные деньги, а эффект домино еще на один-два сезона, как следствие – замедление роста стоимости UFC. У промоушена уже отменились три вечера боев – большего допускать не хотелось. Своим безумием Уайт защищает интересы инвесторов.

Во-вторых, по меркам глобальной спортивной индустрии UFC – крайне яркая, но еще не крайне богатая организация, ее доходы за прошлый год оцениваются в 900+ миллионов долларов. По сравнению с телевизионными контрактами АПЛ, Ла Лиги, Бундеслиги и Серии А (все – более миллиарда за год) это все еще не космос, до таких цифр способна дотянуться даже одна «Барселона». Около 75% доходов UFC в разной форме получает от телевидения (PPV и 150-миллионный контракт с ESPN). Если промоушен не будет поставлять телевизионщикам определенное количество качественных боев, он просто недополучит живые деньги – и это тоже важная причина двигаться. 

Есть и еще кое-что, что важно знать о UFC. Мы уже рассказывали, что промоушен тратит на гонорары бойцов не более 20% доходов за год – и это противоречит устоявшимся правилам спортивного рынка, где спортсмены забирают 50-75%. Освобожденные доходы UFC может направить на развитие медиапродукта – и, как показывает анализ отчетности за 2015 год (последние доступные цифры, UFC не делится финансовыми деталями), на продакшн, маркетинг и пиар Уайт тратит даже больше, чем на бойцов (147,3 млн долларов против 113).

Загружаю...

Поэтому организация серии боев на частном острове вполне вписывается в модель развития UFC. Просто кризис и тотальная остановка жизни заставили Уайта двигаться быстрее и придумывать больше, чем обычно. 

Инвесторы это еще оценят. А НБА и АПЛ, которые тоже хотят вернуться при пустых трибунах и устроить фестивальные недели для развлечения народа, – позавидуют.

Больше об истории успеха UFC – в подкасте Green Room, который Sports.ru делает совместно с МегаФоном

Слушайте нас на всех платформах:

ВИДЕО

Таймкоды – что послушать?

01:02 – Новости о спортивном бизнесе в эпоху карантина: телекомпании не хотят платить, игрокам сокращают зарплаты.

08:17 – Пацанская риторика Дэйны Уайта – это и личный образ, и защита бизнеса. UFC должен расти, чтобы владельцы-инвесторы заработали.

11:00 – Старт UFC в 1993: не было правил, а кандидат в президенты США Маккейн даже пытался запретить промоушен и блокировал его трансляции.

15:05 – А вы помните первое большое рекламное появление UFC? Это случилось в сериале «Друзья»!

16:30 – Конкурс: выиграйте пакет МегаФон ТВ «Кино по подписке» на 60 дней, ответив на вопрос про историю октагона!

17:35 – Главное отличие UFC от всех спортивных состязаний – главенство контента. Даже на первый вечер боев в истории промоушена трансляции продавались по модели PPV. Сейчас ТВ приносит UFC почти три четверти дохода.

21:29 – UFC воспринимает широкодоступное телевидение только как дополнение к продвижению. Самые денежные бои реализуют только по PPV. Обычно – наоборот.

Загружаю...

24:21 – Россия не входит в список приоритетных рынков UFC. Но Хабиб и дагестанские бойцы могут помочь промоушену покорить Ближний Восток. Международная стратегия UFC предполагает покорение рынков через личные бренды бойцов. В этом помогает еще и владелец главного пакета акций – Endeavor.

28:07 – UFC полностью контролирует тональность трэштока и пацанкости – причем это активно смотрят женщины.

32:07 – Рубрика «Самый быстрый» от МегаФона: рассказ о бое, который, как считает Дэйна Уайт, спас UFC от краха.

33:34 – Как так получилось, что в 2001-м UFC купили за 2 миллиона долларов, а в 2016-м – за 4 миллиарда? В том числе потому, что UFC не отдает спортсменам все деньги, а очень активно вкладывается в развитие (продакшн и маркетинг).

43:06 – Дэйна Уайт – уникальный президент, других таких в спорте нет (он сам по себе бренд). А откуда он вообще взялся? Был менеджером боксеров, организовывал подпольные бои, потом рассказал про UFC старым школьным приятелям, которым принадлежит казино, а они вложили 2 миллиона долларов. Вот такая красивая история успеха!

UFC анонсировал турниры на частном острове (2 месяца подряд). Бойцы не будут знать, куда летят!

Дэйна Уайт до UFC: организовывал подпольные бои, а бандиты отжимали его спортивные залы

Фото: Gettyimages.ru/Michael Ciaglo, Steven Ryan; globallookpress.com/ZUMAPRESS.com

Популярные комментарии
Когир Авакиян
идеальный пример поговорки: "слабый ищет оправдания сильный - возможности". человек разбивающий стены.
Жалько Печалич
Весь мир прильнет к экранам 18-19 апреля .. Хабиб хоть и подпортил малину, но все равно, ppv будут заоблачными! Уайту на собственный остров хватит) гений индустрии!
Сергей Гришин
Хабиб ты где? Тебя ждут на острове!
Еще 28 комментариев
31 комментарий Написать комментарий