Родман не баскетболист. Фильм «К лучшему или худшему» показывает весь ад, что у него внутри

Кино на вечер. 

Вы в блоге «Что сегодня делать без баскета?» Здесь мы каждый день предлагаем, как вам занять себя чем-то баскетбольным, когда баскетбола вроде бы и нет.

Деннис Родман всегда был проблемой.

Совершенно уникальный баскетболист, он заставлял аналитиков придумывать все новые способы, чтобы в полной мере оценить его влияние на игру. Родман круче, чем Майкл Джордан? Такое мнение тоже есть.

Несравненный король эпатажа, он оказался гораздо масштабнее, чем баскетбол или даже спорт, и бесцеремонно ворвался в социокультурный контекст со своими платьями, экстравагантными похождениями, педалированием гей-темы. Родман круче, чем Мадонна? Такое мнение тоже есть.

Загружаю...

В чем тут загвоздка. 

За бесконечным круговоротом выходок и кривляний всегда тяжело было разглядеть «настоящего», а точнее сколько-нибудь понятного Денниса Родмана.

Он умилял почти щенячьей привязанностью к тренеру Дэйли. И ненавидел чуть более строгого Грегга Поповича.

Плакал при виде бездомных. И начинал беспричинно бить ногами ничего ему не сделавших операторов.

Не хотел помогать Дэвиду Робинсону. Но заискивал перед Майклом Джорданом.

Казался всем наивным мальчиком, который не понимает, что такое НБА. И превращался в глянцевого персонажа, который постоянно взрывал медиа-пространство – все ради славы и денег.

Все время говорил о том, что хочет быть хорошим отцом и сыном. Но разорвал отношения с матерью и своими детьми.

И это можно продолжать бесконечно. В «Клубе выходного дня» бронеподростки, конечно, сопротивляются против того, чтобы старшие определяли их каким-нибудь подходящим клише. Но здесь речь не о том, чтобы сформулировать суть Денниса Родмана (сам он точно сделать это не в состоянии). Просто все его поведение настолько странно, нелогично и пронизано вызывающей игрой на публику, что его не хочется затрагивать.

Родман потрясающе интересен как баскетболист.

Родман – не просто фрик. Он гораздо круче, чем вы думаете

Он принес в баскетбол аналитические методы еще до всяких Дэрилов Мори: отсматривал бесконечные записи, чтобы обнаружить тенденции в бросках, просчитывал то место, в котором должен оказаться на отскоке, понимал, в какое место упадет мяч после промахов в первой половине, когда бросающий на свежих ногах, и во второй, когда все уже устали… Благодаря этому он стал лучшим подбирающим в истории баскетбола (это факт) и научился давать своим командам столь ценные дополнительные владения. Степень его влияния – материал для диссертации. Потрясающая защита маленького жилистого игрока против огромных тел вроде Шакила О’Нила, Карла Мэлоуна, Шона Кемпа, феноменальные способности организма, гудящего в барах до шести утра (и выпивающего 40 рюмок егермейстера), а потом выдающего такую сверхъестественную энергию на площадке, вызывающее нежелание делать что-либо еще, кроме подборов – вот что можно изучать бесконечно.

Загружаю...

А вот то, что происходит в голове самого Родмана, все его дикие экспромты – нет, нет и нет. Ни в коем случае.

Создатели свежей документалки «30 за 30. Родман: К лучшему или худшему» с этим совершенно не согласны. Двухчасовой фильм, конечно, затрагивает все главные этапы карьеры игрока – здесь есть игровые кадры из колледжа, четко описывается его роль в «Детройте», здесь есть даже Майкл Джордан, который крайне редко дает интервью… Но самое важно здесь – разобраться с тем, почему же Деннис Родман вот такой вот, не от мира сего. Эпитеты «псих», «полоумный», «чудило» и прочие звучат чаще, чем любые другие.

Подобная постановка темы априори обречена...

«Все считали, что я ее игрушка, но она хотела каждую частичку меня». Лавстори Мадонны и Денниса Родмана

В чем «К лучшему или худшему» хорош, так это в деталях.

Здесь можно узнать, как Деннис Родман попал в Северную Корею. Оказывается, его агент не знал, что это за страна, и перепутал ее с Южной Кореей.

Здесь доходчиво показываются ранние годы. Сестры, которые одевали его в женские платья и доминировали в его жизни. Издевательства в школе.Два года бездомных скитаний после того, как мать выставила его за дверь. И кража часов в аэропорту – с красноречивой фразой рассказчика: «Знаете видео о тупых преступниках? Вот это я».

Загружаю...

Здесь говорится, что Родман никогда не обижался на слово «нигер», так как у него были проблемы с самоопределением даже в такой незатейливой области. После бомжевания он попадает в сомнительный расовый климат штата Оклахома, где живет в белой семье, работает на тракторе и – будучи 22-летним – дружит с 13-летним мальчиком.

Здесь становится понятным, почему Родман не утопил «Чикаго». Он безумно обожал Майкла Джордана и всегда искал его похвалы. Сам форвард все отрицает, но его приятель Джон Сэлли эпично подтверждает: «Деннис врет – он боготворил даже грязные углы в шкафу Джордана».

Здесь появляются важные люди в неожиданных ролях. Дэвид Робинсон, которого Родман всю жизнь обкладывал и называл мягкотелым, с достоинством настоящего адмирала докладывает, почему у того не получилось в «Сперс». Майкл Джордан вспоминает, как у него и Пиппена спрашивали разрешения на приобретение Родмана: «Я спросил Фила: кто будет контролировать этого парня, когда он потеряет границы? Он сказал: «Я все сделаю». Айзейя Томас плачет – Айзейя Томас, человек, прошедший гетто Чикаго, плачет.

Не то чтобы люди, прочитавшие пару автобиографий Родмана и несколько десятков статей о нем, смогут узнать что-то новое.

Но авторы подсвечивают все самое важное, выкладывают стройный пазл, чтобы объяснить, что же за человек Деннис Родман.

Загружаю...

В итоге главный герой получается у них типично русским: живет с ежесекундным пониманием трагичности жизни, затягивается в круговорот цикла грешить-каяться-и-грешить-опять, несется на высоких скоростях с неведомой целью на «русских» горках от высот адреналина и бесконечной духоподъемности до глубины полного смятения, тоски и душевной пустоты… И все это на фоне алкогольной зависимости, которую сам герой объясняет «совсем не зависимостью, а ощущением скуки».

В общем, идеальная иллюстрация для легендарного тезиса: «все на свете должно происходить медленно и неправильно, чтобы не сумел загородиться человек, чтобы человек был грустен и растерян».

Главную цитату припасают на конец.

«Я – один из десяти самых узнаваемых людей на планете. Я ведь должен быть счастлив, так?»

В ней и решение.

Деннис Родман крайне страдал от нелюбви с детства.

Отец бросил его семью. Мальчик был застенчивым и незаметным в тени успешных сестер. Страдал из-за курьезной внешности. Ни в чем не мог найти себя – до такой степени, что даже мать выгнала его из дома (с посылом, чтобы он хоть что-то начал делать).

Он нашел приют в Оклахоме. Где встретил 13-летнего мальчика с болезненной травмой – первого человека, который его полюбил.

Обрел гармонию в «Детройте», когда ему казалось, что нашел, наконец, настоящую семью – с отцом Дэйли, старшими товарищами, с которыми «были настолько близки, что могли бы заниматься сексом».

Оказался на краю самоубийства после того, как выяснилось, что НБА – это бизнес. Тренеров увольняют, друзей меняют, а болельщики не терпят, когда команда проигрывает, а ты сам устраиваешь ей проблемы безумными поступками.

Перепутал человеческие отношения с популярностью и трансформировался в противоречивую суперзвезду, ищущую все новые и новые опции для саморекламы. Он одновременно привлекал к себе внимание и наслаждался тем, что в течение трех лет был «более известным игроком «Чикаго», чем Джордан», и при этом понимал, что люди, которые его окружают, находятся рядом исключительно с ним из-за денег.

Загружаю...

Родман вспоминает ранние годы и говорит, что время после школы должно было стать началом его конца. Он не видел в жизни ничего позитивного и представлял свои опции так: «смерть или тюрьма».

Уже после школы он волшебным образом вырос на фут. И получил себе 20-летнюю отсрочку в виде востребованности на площадке.

Но с уходом из его жизни баскетбола выяснилось, что все те же опции актуальны. Баскетбол давал лишь способ убежать от себя и от реальности, никаких альтернативных ценностей (и альтернативных опций) за это время не появилось.

Родман в течение двух часов вспоминает свои достижения (в числе которых фигурирует и налаживание отношений между США и Северной Кореей). И все больше и больше выставляет напоказ – если не сказать, смакует – свои страдания. Чего стоит одна фраза со слезами на глазах: «Ну, почему я такой знаменитый?!»

Люди, знающие Родмана лучше, чем мы, втягиваются и подхватывают. Сам Деннис плачет очень много. Но плачут и его дочь, и его бывший охранник, и Айзейя Томас, который ломается, когда понимает, что в «Чикаго» Родман не находит настоящей любви. Майкл Джордан произносит: «Я всегда думал, что Деннис не доживет до 40 лет, учитывая, как он сжигал себя». А Джон Сэлли, выступающий в роли резонера, наперекор всем подтверждает: тогда в 93-м ружье и в самом деле могло выстрелить.

Загружаю...

Да, мораль не то чтобы глубока: неспособность поддерживать искренние отношения с родными людьми и погоня за поверхностными отношениями с кем попало – это путь в никуда.

И все же, наверное, это самая успешная попытка обнаружить что-то похожее на настоящего Родмана за калейдоскопом бессмысленных прыжков и ужимок.

Хотя к искренности опять же множество вопросов: историю, как обычно, рассказывает сам Деннис Родман, а ведь он сам неоднократно признавался в том, что «один из его демонов – это склонность постоянно врать самому себе».

P.S. Чтобы нагуглить фильм ESPN+, нужно искать: dennis rodman 30 for 30 for better or worse

Pearl Jam – музыка НБА: спасали Родмана, топили за Кемпа, диссили Карима

Фото: Gettyimages.ru/Jonathan Daniel /Allsport, Alexander Hassenstein/Bongarts, China Photos; globallookpress.com/Bryan Smith/ZUMAPRESS.com

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Видео НБА
Популярные комментарии
daniil_35
Все-таки личности уходят, из спорта в частности. Без инстаграмма и прочего бреда так хайпить...Это показывает, насколько высок был уровень суперзвезд тех лет. Да и факт того, что многие вещи не попали в широкие массы тоже дал очень многое. Кого не возьми - все косячники, дебоширы, упертые бараны через одного, но результата добивались. Да и болельщики обожают смаковать то время, из-за человечности что-ли. Про ЛеБрона будут очень пластмассовые документалки, потому что мне кажется он очень скучный чувак, чересчур заточенный на идеальном образе. А мне кажется, будь он с косяками, как мы все, глядишь бы и добрался до №1. Скиньте ссылку пжл, если есть где-то сабы (про перевод молчу), то буду очень признателен!!Автору спасибо, что указал. Про Чикаго умру от оргазма, когда посмотрю!
Грант Хилл пьёт Спрайт
Если бы Баркли бухал так, как Родман, он набрал бы 150 кг уже в Финиксе.
Ответ на комментарий Air Rodman
"Благодаря этому Родман стал лучшим подбирающим в истории баскетбола..." А я считаю лучшим подбирающим в истории Чарльза Баркли. Нагляднее всего мастерство на подборах видно в подборах на чужом щите (ORB), ибо на своем щите подборы часто осознанно отдаются своим разыгрывающим для скорейшего начала атаки (и это правильно). А вот на чужом щите тебе никто ничего оставлять не будет, там ты должен сам биться за каждый отскок. Смотрим подборы на чужом щите по карьере, Родман 4.8 ORB, Баркли 4.0 ORB. Разница заметная, но небольшая. При этом Баркли всегда много бросал и забивал, по карьере имеет 22 очка за игру, набрал 24000 очка за карьеру и занимает 26 место в списке лучших скореров в истории. А Родман всю карьеру простоял под чужим щитом, карауля отскок, имея всего 7 очков за игру в среднем. Если бы Родман бросал хотя бы примерно столько же, сколько Баркли, то у него и близко не было бы этих 4.8 ORB. Поэтому в выборе лучшего подборщика я однозначно отдаю свой голос Баркли (который к тому еще и ниже Родмана). Феномен Баркли как подборщика особенно впечатляет по сравнению с Шаком. Оба много и хорошо бросали, но Шак 3.5 ORB, при том, что Шак на 20 см выше.
Kekamba$
От души Майк!
Ответ на комментарий Bibby
https://drive.google.com/file/d/1rg9JxurLzav-MGGnXZev4DOw3jmKEclH/view
Еще 18 комментариев
21 комментарий Написать комментарий