«К информаторам WADA отношусь негативно. Для меня и Родченков – тоже жертва». Новый министр спорта в гостях у Познера

Меньше месяца спустя после назначения Олег Матыцин, министр спорта России пришел к Владимиру Познеру – ведущий отметил, что это первый представитель нового правительства в студии.

Для Матыцина это, по сути, первое развернутое интервью – новый босс нашего спорта сосредоточился на стратегии, фактически не коснулся темы допинга, но любопытно высказался об институте информаторов.

Ниже – расшифровка ответов Матыцина с незначительными сокращениями.

***

• Когда мне предложили эту должность, сердце, безусловно, екнуло – и от возможности, и от ответственности. Но времена не выбирают. Очень сложный период, но когда он был легким?

Загружаю...

Первая реакция – озабоченность и некое недоумение, почему выбор пал именно на меня. Условий личного характера я не озвучивал. Единственное условие, о котором я попросил: продолжать совмещать должность Министра спорта с должностью главы Международной федерации университетского спорта.

• Есть разные модели, обуславливающие структуру развития в том числе студенческого спорта. Мое видение для РФ заключалось в том, что это две взаимосвязанные стороны: подготовка резерва и в то же время обеспечение работы спортивных клубов, развитие физкультуры в университетах.

Университетская модель, как правило, успешна только тогда, когда она часть системы образования. Чего пока в РФ нет. И я думаю, работа Министерства спорта совместно с Министерством образования и просвещения – как раз эту задачу мы будем решать как стратегическую.

На это сейчас нацелена программа создания центров студенческих сборных на базе федеральных университетов. Без этой модели вершина айсберга прекрасна, медали – это здорово. Но они должны за собой вести работу студенческих спортивных клубов.

• Задача Министерства – создать максимально комфортные условия для занятий спортом. Это должно повести к увеличению числа занимающихся. Речь идет о статистике; она иногда бывает не совсем объективной. Вы привели данные – 39%, но по регионам они значительно разнятся.

Загружаю...

Целевой показатель – 55%, некоторые регионы его уже превысили. Но для меня задача не в цифрах, хотя мы будем их корректировать и делать более объективными. Задача – чтобы люди понимали: в шаговой доступности они могут заниматься спортом в комфортных условиях.

• У нас и президент очень спортивный, и губернаторы. Наша задача – сделать так, чтобы этот пример был виден и был позитивный. За последнюю неделю встретился с десятью губернаторами – каждый из них очень спортивный, каждый хочет создать социальную инфраструктуру, которая позволяла бы людям разного возраста заниматься спортом.

Глава Удмуртии привел фантастический пример: люди пожилого возраста и скандинавская ходьба. Она, во-первых, помогла людям за 70 социализироваться. Они разработали маршрут, им не нужна никакая бюджетная помощь – им нужен только пример. Глава сам этот пример показал, сам с ними этим занимается – это реально развитие массовой физкультуры.

Для меня ключевой элемент – чувство мышечной радости, оно должно присутствовать. Я вчера плавал, пришел и думаю: вот, наконец-то!

Скандинавская ходьба – модный фитнес: в два раза эффективнее бега, работает 90% мышц

К сожалению, есть реальность, связанная с ранней специализацией и стремлением тренеров получить быстрый результат. Достижения спортсменов – хотим мы того или нет – ставятся во главу угла занятий спортом.

Модель спорта нуждается в оптимизации с точки зрения того, что главным должен стать массовый спорт. Безусловно, при соблюдении принципа достижения результата.

Загружаю...

Найти панацею от этого явления сложно. Многие виды – художественная гимнастика, фигурное катание – предполагают раннюю специализацию. Это очень сложно и физически, и психологически. Получив такой результат, люди порой не выдерживают – они просто не готовы к такому грузу ответственности и известности. Во многих международных федерациях установлены определенные возрастные границы.

Для России не совсем корректен термин, что государство вмешивается в спорт. Вся система организации спорта без участия государства фактически невозможна. Сегодня переходить на модель с более пассивной ролью государства в этих процессах я бы не стал.

Другое дело, что государство должно выстроить систему четких взаимодействий и интеграции спорта во всех другие отрасли – систему образования, ведомственный спорт (ЦСКА, «Динамо», «Трудовые резервы» в СССР). Тогда эта модель работала, но опять же как государственная.

Я не вижу иного механизма, чтобы уйти от этой модели. Альтернативы нет.

Но важнее механизм четкого распределения полномочий между государственной структурой – Министерством спорта, федерациями, ОКР, региональным уровнем работы. Здесь есть над чем подумать и как отрегулировать законодательную базу в том числе.

Я готов согласиться с тем, что дух олимпийского движения значительно изменился. Коммерциализация и политизация спорта – это реальность.

Пытаюсь убедить коллег на международном уровне, что не политики должны использовать спорт, а спорт их – чтобы формировать ценности духовные и здорового развития. Не всегда это удается.

Загружаю...

Но выступая под флагом сборной, мы воспитываем патриотизм. Хотя человек приезжает на Олимпиаду индивидуально – в соответствии с олимпийской хартией. Что тоже, мягко говоря, не всегда соблюдается. Мы от этого не уйдем. Я вижу большую опасность для олимпийского движения. Потому что Пьер де Кубертен совершенно по-другому представлял его развитие.

Спорт может и должен являться фактором объединения и нормализации отношении. Сказаться, что он выполняет эту функцию на 100%, я не могу.

Нужно очень серьезно подумать о роли олимпийского движения в мире. Она значительна, но игнорировать политические факторы невозможно. Президент Томас Бах выступает на встрече лидеров G20, на Генассамблее ООН, пытаясь призвать как минимум уважать ценности спорта. И нельзя, чтобы политика непосредственно влияла на принятие решений – к сожалению, иногда мы становимся свидетелями этого.

• Я рассматриваю Юлию и Виталия Степановых (информаторы WADA, сбежавшие из России – Sports.ru). Они были жертвами, когда являлись частью, по их словам, системы допинга. И жертвы медийного и политического характера, когда их использовали как свидетелей.

К системе информаторов я отношусь категорически негативно. Если люди, будучи долгое время в системе и получая привилегии системы, сочли возможным потом начать расследования и каяться, то, наверное, нужно было искать другой способ покаяния внутри страны. Делать это интернационально… я бы как минимум очень внимательно отнесся к оценке таких людей.

Загружаю...

«Я видела комментарии: этих предателей нужно отравить». Юлия и Виталий Степановы сдали наш спорт и уже 5 лет живут в США

Я воспринимаю этих людей в определенной мере как жертв – не с точки зрения жалости к ним. Они стали жертвами либо манипуляций, либо жертвами с коммерческой точки зрения.

Но ту систему, которая тебя воспитала и дала тебе все, открывать ее – я не считаю, что это достойный выход. Родченков в определенной мере тоже жертва.

• Я читал доклад комиссии Паунда о допинге в российской легкой атлетике. Как доклад он вызвал у меня сомнения. Была ли там неправда? Не могу сказать, я не являюсь экспертом.

• У меня нет комментариев по поводу отъезда Родченкова и последующих смертей руководителей РУСАДА Синева и Камаева.

• Реакция России на доклад Макларена? Я не сторонник возвращаться в прошлое. Она заставляет задуматься – и реакция международной общественности, и российской стороны. Важно сделать правильные выводы из тех ошибок, которые были – если они были допущены.

Почему люди употребляют допинг? Главная причина – движение к результату по самому короткому пути. Не исключаю, что из-за недостаточной информированности. Факторов много, есть и объективные.

На уровне сборных мы можем этот процесс регулировать с помощью РУСАДА, тренерских кадров, образовательных программ. На региональном уровне многие нуждаются в нашей помощи: информированность, создание условий, в том числе регулирование в оплате труда, критериев оплаты труда тренеров. Часто тренер, который работает с детьми, достигает результата – и дальше его судьба спортсмена не всегда интересует.

Загружаю...

20 вопросов про допинг и базу данных, на которые Россия (никогда?) не ответит

Как бы высокопарно ни звучало, решение о приеме препаратов принимает спортсмен. Должна быть ответственность и тренера, и медицинского специалиста и, безусловно, человека, когда он на одну чашу весов ставит результат и нарушение правил. Вопрос и в моральном кодексе, и во влиянии на здоровье.

• Какие у меня ожидания от суда с WADA? Реальные. Я не думаю, что на 100% будут приняты наши аргументы, но наша задача – минимизировать риски.

Нельзя не учитывать общеполитическую ситуацию и значительное влияние на решение со стороны. Я надеюсь на компромисс, потому что для сохранения целостности олимпийского движения судьи должны принять объективное решение.

Блиц:

Какая черта вам больше всего не нравится в себе?

Нерешительность

Какая черта больше всего нравится?

Откровенность.

Кто был вашим кумиром в детстве?

Отец.

Какое качество бы больше всего цените в женщине?

Красоту. 

А в мужчине?

Надежность.

Какого таланта у вас нет, но очень хотели бы иметь?

Играть на гитаре.

Есть ли поступок, о котором вы очень сожалеете?

Есть.

Какое ваше главное достижение?

Моя семья.

Как бы вы хотели умереть?

Чтобы не доставлять никому забот.

Что скажете Всевышнему, если встретитесь с ним?

Спасибо за все и прости.

Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков, Григорий Сысоев, Владимир Песня, Михаил Климентьев; Gettyimages.ru/Mark Runnacles; 1tv.ru; globallookpress.com/Viktor Chernov/Russian Look

Загружаю...
Популярные комментарии
Азамат Уметов
А чо там про Черкизону, был вопрос?
MRM4
Общаюсь с человеком, который работал непосредственно с Матыциным. Резюме: технократ а-ля Ганус, по крайней мере будет что-то делать, а не истерить на весь мир про ТУЕ, норгов-астматиков и антироссийский заговор. Почитав интервью, в целом согласен, хотя конечно хватает спорных, а то и откровенно российско-чиновничьих моментов вроде отношения к институту информаторов и дежурного комплимента сказочному. Но в нынешних реалиях даже не оппозиционер, а просто спокойный профессионал вроде того же Гануса - уже неплохо. Спасибо, что не условный свищев или дегтярев. Посмотрим, как себя проявит
GorgiDjeng
Ну такое, есть очень неудачные ответы. Но будем смотреть по действиям
Еще 58 комментариев
61 комментарий Написать комментарий