Суарес вылетел до мая из-за травмы колена. Почему он будет лечиться в два раза дольше обычного?

От редакции: мы снова в блоге Артема Рыженко, который разбирает спортивные травмы. Вы наверняка уже знаете, что Артем оперативно реагирует и доступно объясняет, как получают и лечат самые распространенные повреждения. Очередной пост – очередной повод поставить плюс, поблагодарить комментом и подписаться.

Луис Суарес выбыл до мая из-за операции на колене. Обычно операция на мениске – это восемь недель отсутствия, но в ситуации с уругвайцем речь идет как минимум о четырех месяцах. Почему так? Давайте разбираться.

Традиционно начнем с анатомии.

Загружаю...

Различают медиальный (внутренний) и латеральный (боковой) мениски, они служат не только «прокладкой», смягчающей ударную нагрузку при ходьбе, но и играют важнейшую роль в увеличении конгруэнтности сустава.

Ладно, теперь по-русски. «Конгруэнтность» в переводе с латыни – «совпадение», то есть конгруэнтность сустава – это взаимное соответствие формы соприкасающихся суставных поверхностей. Конгруэнтность влияет на то, какой объем движений возможен в суставе.

Сгибание и разгибание в коленном суставе – непростой процесс, который происходит в нескольких плоскостях. Бедро, по сути, скользит по менискам, немного смещаясь вперед и назад в пиковых точках. Важную роль в этом движении играет надколенник и внутренние связки.

Подробнее о биомеханике на видео:

В биомеханике колена важна еще одна особенность: латеральный мениск, в отличие от медиального, не прикреплен к боковой связке (на рисунке выше это не отражено, так как убрана капсула сустава), поэтому латеральный мениск более подвижен, а значит – менее подвержен травмам.

Загружаю...

И что значат для Суареса все эти тонкости?

Лечение всегда основано на нормальной анатомии. Латеральный мениск может принять на себя до 70% всей нагрузки на сустав, и его целесообразнее сохранять даже при тяжелых повреждениях, так как доказано: риск осложнений (как остеоартроз) в разы выше при менискэктомии (удалении).

Но здесь кроется другая проблема: если мениск ушивать, резецировать лишь частично, прогнозы действительно лучше, однако в такой ситуации нужна более длительная реабилитация – во многом поэтому сроки возвращения Суареса выше среднего.

Но и это еще не все (снова об анатомии): наружная (красная) часть мениска получает питание от артерий капсулы сустава и, естественно, повреждения в этой зоне заживают намного быстрее (простое правило для любых травм: лучше кровоток – лучше заживление)

Белая же зона получает питание опосредованно: через надкостницу и синовиальную жидкость. Это все равно что пытаться пить сквозь полотенце: если лить много воды, часть все же дойдет до вас. Вот только с возрастом питание сустава ухудшается. Ускоряет этот процесс занятие профессиональным спортом и травмы, что, естественно, замедляет и процесс заживления.

И тут снова организм против Суареса – по футбольным меркам он не так уж молод, травм колена (в том числе менисков) у него было предостаточно, и, скорее всего, повреждение пришлось как раз на белую зону.

А как вообще можно повредить мениск?

Основных причин всего две: острая травма (по тем или иным причинам происходит резкое соударение суставных поверхностей или же вращение, анатомически неестественное для колена) и дегенеративные изменения.

Загружаю...

С первым все просто – формируются разрывы. Раньше порванный мениск удаляли целиком (менискэктомия), сейчас удаляют лишь небольшую оторвавшуюся часть, остальное ушивают и дают время на заживление (частичная резекция). Объем и ход операции зависят от вида и размера повреждения, вдаваться в тонкости операции не будем, суть мы уже обсудили.

Второе мы начали обсуждать на этапе анатомии: с возрастом у всех людей постепенно ухудшается питание сустава, у спортсменов же, особенно имеющих в анамнезе травму колена, это происходит еще быстрее.

Почему есть риск остеоартроза и может ли Суарес вернуться раньше мая?

Так как оголенная кость – это уже поздние, запущенные стадии, к оперативному лечению прибегают раньше: удаляют остеофиты, мелкие фрагменты хряща, буквально ровняют суставные поверхности и промывают сустав.

К этому добавляется медикаментозная терапия противовоспалительными препаратами. Плюс ко всему: такой «ослабленный» мениск намного легче травмировать, поэтому описанные механизмы вполне могут сочетаться.

Загружаю...

У Суареса, на мой взгляд, возникло повреждение латерального мениска именно в белой зоне, причем, очевидно, далеко не первое. Учитывая желание сохранить латеральный мениск, возраст, анамнез, возможную травму в сочетании с этой, сроки реабилитации могут сильно затягиваться.

Процесс восстановления – не константы по срокам, а широкие рамки от нескольких недель до нескольких месяцев. Возможно, форвард «Барсы» вернется и быстрее, если почувствует улучшение раньше намеченного периода.

Мой телеграм/группа вк

Разбор подготовлен для Regista.one

Фото: Gettyimages.ru/David Ramos

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Недоэкспертное мнение
Популярные комментарии
MyGerodot
Суаресу - выздоровления раньше намеченного периода, автору - спасибо. В том числе за простое изложение непростой медицинской задачи.
Sharapov T.
Мне как травматологу, очень интересно было почитать. Думаю заняться спортивной медициной.
culpa
Сам порвал мениск, медиальный, на ровном месте практически. Просто соступил с бордюра, переходя дорогу. Каждодневное моё движение. Что самое интересное (ну для меня, может для врача и не особо) - я нормально дошёл до дома, не упал, ничего, боль растеклась по телу примерно за минуту-другую и ушла. Ночью уже встал и понял, что проблемы. Наступал с трудом. Поехал в местную травму, пока отсидел очередь, и наступалось уже легче, было бы так изначально, даже и не поехал бы. Врач сказал, что у меня либо растяжение связок, мажь такой-то мазью, либо, если не поможет через несколько дней, вали делать МРТ в другой клинике, это мениск. Короче неделю я проходил более-менее, без боли, но с некоторой неуверенностью в душе и колене, работа, все дела, пару раз у меня опять щёлкало, опять растекалась боль, колено заедало на сгибе, но минут за пять всё проходило, колено разгибалось. Как потом выяснилось, это, когда я задавал ноге неблагонравный угол (в моём случае более-менее острый), оторванная часть вылетала, а потом заползала обратно. Так случалось дважды, а на третий раз, за несколько часов до уже запланированного МРТ, в обед вылетело вновь, да только так назад и не вернулось. Ни через пять минут, ни через полчаса. Так я со скрюченной ногой и приехал. Травматолог сказал сразу, что это суперклассика, что допустить растяжение связок - это почти возмутительно, ну и, короче, проартроскопировали меня месяц назад, кусман был такой, что пришлось на части резать внутри и постепенно уже из меня изымать. Вся премия и даже чуть больше - ушло на операцию, неделю назад отбросил костыль, но, конечно, всё ещё хромаю, плохо сгибаюсь. Задолбался сидеть дома, но работа в движении, и я пока там бесполезен. В пятницу вот будут ещё колоть какую-то хрень, для улучшения работы колена, разовая акция, но тож не дешёвая. Шесть кусков. Ну вот так на всё про всё под сотенку мне всё это дело обошлось. Не рвите мениски, ребята... Хотел бы я дать мудрый совет, да только знать бы, как это) Говорю ж, на ровном месте. По ходу были предпосылки, колени у меня с подросткового возраста козловато себя вели. Всем здоровья!
Еще 65 комментариев
68 комментариев Написать комментарий