Кратер вместо поля, дети без формы, березы на трибунах: депрессивное путешествие по русской провинции

На ютуб-канале Василия Уткина вышел роуд-муви блогера Виктора Кравченко. В 2019-м он уволился из «Газпрома» и отправился в Африку – искать футболистов для РПЛ и снимать об этом блог. Он уже вернулся домой и захотел сравнить увиденное в Сенегале, Кот-Д’Ивуаре и Камеруне с тем, что творится в России.

Путешествие стартовало в «Лужниках», закончилось на «Газпром-Арене». А между ними серые картины российского футбола с умирающими клубами, разбитыми стадионами и бедными тренерами.

Тверь

Первая контрольная точка – Тверь. Здесь Виктор сразу приехал в СДЮСШОР – единственное бюджетное учреждение в городе, занимающееся футболом.

Загружаю...

Первое удивление: играют две детских команды: СДЮСШОР против частной школы «Швейник». Но формы у обеих команд нет – тренер объясняет, что аренда поля очень дорогая. Тратят все на поле, а на футболки для ребят уже не остается денег.

Зато поле неплохое:

«Это мы как раз за Полубояринова (сейчас играет в белорусском «Энергетике-БГУ») моего получили, – объясняет тренер Роман Ульянов. – Он был капитаном олимпийской сборной 97 года. Мы написали в РФС, запросили субсидию и перестелили поле. И еще одно там – тоже хороший мягкий газончик».

Правда, оба поля искусственные. За травяными нужно ухаживать, а денег на это нет. Кравченко, сказал, что второе поле в ужасном состоянии – на нем нельзя играть в футбол. Бонус: постапокалиптический пейзаж.

Но в Твери не грустят. Взрослые рады, что дети могут играть хоть где-то. Других стадионов в городе нет.

• Стадион «Центральный» не функционирует 30 лет.

• Стадион «Текстильщик» стоит без инфраструктуры, без раздевалок.

• Стадион «Химик» функционировал, на нем было натуральное поле. Но с ликвидацией футбольного клуба «Волга» он находится в непонятном состоянии.

На «Химик» Кравченко поехал вместе с исполнительным директором федерации футбола Тверской области Михаилом Крыловым. Работа в футболе для Михаила как хобби – в основное время он занимается бизнесом.

«Получаю 10 тысяч рублей, но эти деньги тратим в основном на закупку формы детям. У нас люди идут в футбол не из-за денег, а из-за любви, – объясняет Крылов. – Город не особо заинтересован в развитии футбола. Вот даже в Вышний Волочек поедете, там заинтересованы. А если власти не интересно, то футбола не будет».

Загружаю...

Со стадионом «Химик» была интересная история. Полтора года назад объявили тендер на реконструкцию стадиона: должны были поменять газон, беговые дорожки. Тендер выиграла компания, предложившая минимальную цену. Они и застелили поле, и уложили беговые дорожки.

Планы на арену были большие, но качество работы оказалось ужасным – не соответствует заявленному. Сейчас идут суды, а на поле нельзя проводить никакие соревнования.

«Короче, это прикол. Беговая дорожка должна пружинить, а это просто покрашенный асфальт, – говорит Кравченко. – А газон. Знаете, в «Икее» стоят? Пластиковая трава такая, жесткая».

Следующая точка путешествия в Твери – «Центральный стадион». Раньше он был главной ареной города. Построен к Олимпиаде – 20 тысяч зрителей. Сейчас больше похож на кратер.

Загружаю...

«Я сам не пойму, почему у нас в городе такая ситуация, – говорит бывший пресс-атташе «Волги» Олег Власов. – Вроде мы находимся между Москвой и Питером, а у нас нет ни одного спортивного сооружения. В начале 2000-х выделяли 300 млн рублей на реконструкцию. Но все разворовали, только покрасили мачты».

На трибуне сейчас уже растут березы и валяются банки из под пива, в подтрибунке – самодельные бонги из пластиковых бутылок.

Для сравнения Кравченко показал кадры из Сенегала – из детской академии Generation Foot. Натуральный газон, настоящие раздевалки, два ресторана (для взрослых и для детей), прачечная и трофейная комната всех выпускников академии.

Загружаю...

И национальный стадион в Дакаре на 60 тысяч зрителей.

Медное

Следующая точка большого путешествия – село Медное в Тверской области. Там знакомимся с Евгением Власишиным, детским футбольным тренером. Он работает в интернате с детьми, нуждающимися в длительном лечении. Для этих ребят футбол – социальная часть реабилитации.

Евгений получает около 5 тысяч рублей в месяц. При этом мячи покупает на свои деньги, какие-то берет с другой работы.

«Бесплатных детских турниров уже нет, все закончилось, – тренер говорит, что тратится не только на мячи. – Еще 6-7 лет назад было. А сейчас самый дешевый турнир стоил 3 тысячи рублей. Мы ездили за 150 км каждые выходные на машинах – автобуса у команды нет. Город устраивал турнир бесплатный, но с условием, что мы оплачиваем аренду стадиона и судей».

Друг рассказывает больше про Женю: тренер работает на полставки в Доме Культуры тренером, есть основная работа инженером в Твери, плюсом к этому как раз работа с детьми. График такой: с утра на работу в Тверь, в 5-6 летит назад в Медное, а к 9 часам на тренировку взрослой команды. Из заработанных денег Евгений тратит чуть меньше 200 тысяч за сезон на футбол.

Загружаю...

В Медном тоже есть заброшенный стадион. Его сделала птицефабрика, но она закрылась – а с ней и все связанные объекты. Сейчас поле заросло борщевиком.

Евгений с друзьями хотели поднять футбол в Медном, возродить стадион. Им сказали, что есть федеральная программа: на хорошее поле с трибунами и беговыми дорожками выделяют 25 млн рублей. Вот только программа наполовину должна быть профинансирована селом. Вот только бюджет Медного – 3 млн рублей вообще на все.

Ребята играют на небольшом поле, на улице холодно – бегают в пуховиках. Зато на уровне дисциплина: если вылетишь из группы тренера, то больше играть негде.

«Почему играешь в такой холод?», – спрашивает Кравченко у мальчика.

«Футбол просто люблю», – ответ пацана.

Загружаю...

Для сравнения Кравченко показал кадры из Камеруна – из академии, в которой начинали Это’О, Жереми Нджитап и Ригобер Сонг.

В академии 80 воспитанников. Проводят турниры в школах, там находит себе игроков. А саму академию основала пивная компания. У академии поля по всему городу Дуале.

Вышний Волочек

В городе, где, по словам исполнительного директора Тверской федерации футбола, руководство заинтересовано в футболе, Кравченко сразу и поехал в Управление по делам культуры, молодежи и спорта – к руководителю отделения Александру Владимирову.

Загружаю...

Чиновник стал рассказывать о постановлении правительства, которое исполняется в регионах. Просто программная речь:

«Есть постановление правительства о сохранении и приумножении наследия чемпионата мира. Это создание межрегиональных футбольных центров и детских футбольных центров. Курирует это отдел развития футбола РФС.

Когда мы вникли в детали программы... мне по своей должности приходится общаться. Настолько проработанной, продуманной и именно приближенной к земле, к реалиям нашей провинции я еще не видел. Увидел все, о чем мы мечтали: и тренеры, и руководство.

Мы с председателем федерации Тверской области Туляковым... Нам как рассказали, мы рты только разинули. Слушали и балдели. Извините за выражение. Они понимают все! Памятник им можно ставить».

И даже показал документы концепции.

После этого поехали на стадион «Авангард» – единственную поляну в Волочке. Там же детская академия. У этой академии нет проблемы с мячами. 

«Все мячи приобретены: или с родителей собираем деньги, или оказывает кто-то помощь. Тоже с формой. Бюджет у команды 0 рублей. И зарплата у меня 0 рублей», – рассказывает тренер Константин Ерофеев.

При чиновнике ребята из академии «Авангарда» не жаловались на отсутствие мячей и формы. Но позже в личной беседе с Кравченко уточнили: форму покупают сами, мячи покупают сами. Потому проблем и нет. 

Футбольный клуб «Волочанин» тоже умер. База заброшена.

«Когда была перспектива, больше детей занималось футболом. У ребят даже были футболки футболистов местного значения», – говорит бывший тренер «Волочанина».

Заодно чиновник показал и запасное поле. Оно похоже на поляну в Медном. Только Владимиров говорит, что холмы на поле – не холмы, а плодородный грунт, который привезли с основного поля, когда там застелили искусственный газон.

Выглядит все так.

Загружаю...

Великий Новгород

В этом городе профессиональный футбол умер еще в 1977 году. Зато все хорошо с любительским. Есть даже команда, в которой играют футболисты из Анголы. Их команда так и называется – «Ангола».

Большая часть ребят из Африки – студенты новгородских вузов. Ребята говорят, что расизм бывает – но чаще бытовой: подходят на улице, просят фото, показывают обезьян. Язык выучили за полгода.

Федерация футбола Новгородской области базируется в гостинице. Вместе с замдиректора федерации футбола Великого Новгорода Валерием Дмитриевым поехали в село Федорково – там работает Константин Маматюк. Этот тренер-энтузиаст 40 лет занимается футболом с мальчишками.

Поле там относительно неплохое – делали сами. Купили пластиковые трибуны на 80 мест: там проводят и праздники. А сейчас борются с кротами. Поле стоит на балансе спортивной школы, но денег не выделяют – все делают сами.

Загружаю...

«У нас тут город Сарая Руса в 17 км. Там раньше было два хороших поля, сейчас осталось одно, – говорит Маматюк. – Получается, что на 100 км вокруг у нас всего два хороших поля».

Есть еще спортивный зал, который не подходит ни под баскетбол, ни под футбол (только волейбольная площадка нормального размера получается). Раньше был еще тренажерный зал, но в нем сделали библиотеку – просто потому что больше негде.

«Что вас заставляет всем этим заниматься?», – спрашивают у Маматюка.

«Наверное, любовь к спорту, к детям. Не могу относиться так просто. Не хочу сказать, что без меня бы ничего здесь не было. Но ведь поле зарастет».

Загружаю...

Самая светлая остановка в путешествии – манеж в Великом Новгороде. Здесь играют и мальчики, и девочки. А тренер Андрей Семененко даже проходил стажировки в «Барселоне» и в Италии.

Правда, поле в манеже не очень. А еще очень холодно – даже когда на улице минус два, дети в манеже играют в куртках.

«Нас на стажировке было 30 тренеров из Москвы, Петербурга и со всей России. Когда возвращались, были в отчаянии. Мы увидели, как готовят настоящих футболистов. Как здесь продолжать работать? Мы же увидели, как это должно быть на самом деле. Если бы таких площадок было больше в нашей стране... Это еще нормальное поле», – считает Семененко.

Тренер рассказал, как должно быть на самом деле:

Но и этот манеж – не государственная инициатива, а частная академия «Мегаполис». Крытое поле построил Валерий – вложил больше 10 миллионов.

«Есть сумасшедшие люди в нашей стране, которым еще интересен детский футбол, – объясняет меценат. – Почему бизнес не идет в футбол? Вопрос сложный. Даже Галицкий, когда делал всю эту историю, скорее всего понимал – это скорее всего благотворительность».

Загружаю...

Санкт-Петербург

В Петербурге Кравченко встретился с футбольной командой петербургской митрополии. Называется команда просто – «Митрополия». Главная команда играет в высшей лиге города, вторая – в первой лиге.

В команду берут только воцерковленных людей. Некоторые игроки параллельно играют за другие клубы – в частности, за завод пива «Балтика».

«Футбол для нас – инструмент достижения духовной цели», – говорят игроки команды.

Играют даже в пост. Это сложнее, но вывозят эмоции:

«Играет не физическое, а дух. На себе это испытал. Ты не понимаешь, откуда этот кураж. Вроде не кушал ничего, но энергия вырастает. И ты бегаешь быстрее всех».

Есть и строгие правила: никакого мата, с судьями разговаривает только капитан. У команды есть спонсоры, плюс пожертвования и игроки сами вкладываются. Бюджет команды на все-все-все – полмиллиона рублей.

Загружаю...

***

Заканчивали фильм уже у стадиона «Зенита».

«Я поехал снимать фильм про футбол, но здесь получается вообще не про футбол. Футбол будет в «Лужниках» и на Крестовском».

Я ехал смотреть футбол. Не хотел показывать чернуху, сгущать краски. Просто показать, как здесь все на самом деле устроено. Но невозможно снять фильм про футбол между Москвой и Питером, чтобы он был веселым.

Когда я в Африке видел всю жесть, которая там творится, я не понимал, как люди живут в этом. Но здесь-то речь о моей родной стране. Не могу показывать по-другому, потому что мне больно.

Знаете, что общего между Россией и Африкой? И тут, и там любят футбол».

Популярные комментарии
Хабиб Травмагомедов
Великолепный фильм. Самые яркие моменты - поведение чиновников, которые начинают сливаться, как только их лицом тыкнешь в плоды их деятельности, как например та тётка бальзаковского возраста, которая повесила задачу облагораживания поля на пожилого тренера или тот чинуша сбежавший, как только ведущий попросил показать, где на заросшем поле место подачи с углового.
Мишкина Лысина
Предвидя, набегающие толпы комментаторов с фразами "показал только плохую сторону", как профессиональный диванный эксперт заявляю, что в реальности по городам все еще гораздо хуже. Сужу по тому, что вижу вживую - детский спорт в полной ж#пе. Да, прямо в самой ее серединке. Самый простой пример - посмотри сколько сейчас детей играет на твоем ближайшем школьном поле или площадке...
Уважаемый Дед
Как бы этой статьёй Колобкову в рожу ткнуть? А потом и Луноликому ? А то чешут нам о экономическом росте и процветании страны и спорта . Как же был прав Слуцкий, когда сказал, что " Россия - не футбольная страна". И в самом деле -когда крыса, воровавшая у товарищей по команде становится символом футбола в стране- то тут нет будущего.
Еще 284 комментария
287 комментариев Написать комментарий