Интервью Массимилиано Амбези: о финале Гран-при и недостатках судейской системы ISU

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Перевод отрывка из интервью итальянского журналиста и комментатора Eurosport Массимилиано Амбези от 11 декабря 2019 года: о прошедшем Финале Гран-при, Юдзуру Ханю, Нейтане Чене и текущей системе оценок в фигурном катании.

Оригинал беседы опубликован на сайте OA Sport.

Перевод с итал. на англ.: APassionForTranslation

Перевод с англ. на рус.: Pamina

___________________________________________________________________________________________________________

- Раз уж мы начали говорить о фигурном катании, предлагаю сделать его темой сегодняшней дискуссии. Не могли бы Вы прокомментировать выступления участников Финала Гран-при в других видах?

- Мы стали свидетелями четырёх соревнований с довольно однозначным исходом. В одиночном катании с мировыми рекордами победили [Алёна – здесь и далее – прим. перевод.] Косторная и [Нейтан] Чен, которым удались все запланированные элементы. В танцах на льду, а тем более в парном катании победу одержали бесспорные фавориты – [Габриэла] Пападакис, [Гийом] Сизерон и [Венцзинь] Суй, [Цун] Хань – однако обе пары не обошлись без помарок. Больше всего проблем принёс ритмический танец: было ощущение, что спортсмены напряжены, но уже в произвольном всё встало на свои места.

Загружаю...

- Вы не затронули эту тему, но мне бы хотелось узнать Ваше мнение насчёт множества жалоб по поводу баллов в Финале Гран-при у мужчин. Как Вы смотрите на эту ситуацию?

- Для начала отмечу, что Нейтан Чен – достойный победитель этого Финала Гран-при. Достижения Чена – заслужены, чего не скажешь о баллах за его прокаты. Стало очевидно, что есть проблемы с присвоением GOE и оценками за компоненты. Большее количество четверных не дают спортсмену автоматическое право на более высокие компоненты, особенно в случае невыполнения обязательных условий; нельзя переоценивать прыжковые элементы, и дело не только в этом. Текущая система судейства работает всё хуже. Проблема не только в том, что между TES [суммарной оценкой за элементы] и PCS [оценкой за компоненты] не хватает пропорциональности – об этом уже всем известно. Думаю, ситуацию ещё больше усугубили изменения в правилах присвоения GOE, которые были введены в самом начале этого олимпийского цикла.

   По моему мнению, нынешняя система правил применяется неверно, поскольку ни один судья – если хотите, можете оспорить – не способен оценить многочисленные элементы в программе в режиме реального (или почти реального) времени, при этом чётко ссылаясь на каждый из шести ключевых пунктов правил, помня о вычетах за возможные ошибки, и всё это – не забывая, что одновременно ещё нужно успеть оценить программу по пяти компонентным показателям.

   Я не хочу сказать, что судьи недостаточно компетентны. Я имею ввиду, что текущая система выставления GOE не может быть применима в такой короткий промежуток времени. Примеры этому можно увидеть на любом соревновании этого сезона. Я предлагаю каждому самостоятельно сравнить два четверных сальхова в исполнении Ханю [в короткой] и Чена в произвольной программе в Турине – прыжки, за которые судьи поставили одинаковые GOE. Итак, раз уж – по понятным причинам – стало невозможным применить новую систему оценок так, как планировалось, то, может, стоит создать нечто совершенно другое, к критериям чего любой спортсмен смог бы приспособиться и при этом быть конкурентноспособным.

Загружаю...

   Естественно, посыл моего высказывания не в том, что нас обманывают; хотя, если брать во внимание то, что попалось мне на глаза в работе некоторых лиц, в этом я уже не так уверен. Как бы там ни было, я бы хотел оставить всё это в прошлом, несмотря на то, что увиденное меня порядком озадачило.

   Необходимо внести корректировки, и чем быстрее, тем лучше. Однако я уверен, что те, кто в большей степени несёт ответственность за подобные решения, просто не смогут вмешаться.

- После Вашего ответа не могу не спросить вот о чём: сможет ли Юдзуру Ханю победить Нейтана Чена, которому удаются все прыжки?

- При безошибочных прокатах победу одержит спортсмен из Японии. В этом я не сомневаюсь, потому что по всем показателям он на голову выше своего соперника. В Турине базовая стоимость произвольной программы, заявленной Ханю, превышала стоимость программы Чена на 0,8 балла. Следовательно, в этом они равны. Ясно, что Чен увереннее в исполнении программ с пятью четверными. За это ему и отдают предпочтение: засчёт меньшего покрытия льда и частого двуножного катания он тратит меньше энергии и в этом выигрывает, хоть Ханю и упростил произвольную программу относительно предыдущих выступлений как раз с тем, чтобы так же успешно выполнить пять четверных. В любом случае, важно подчеркнуть, что прыжки японского фигуриста выигрывают по качеству исполнения, по высоте, широте, заходам, позициям на выездах и прочим факторам.

Загружаю...

   Чен превосходит соперника с атлетической точки зрения, и Ханю придется поработать, чтобы обойти его и в этом. Однако ещё одно не менее важное различие заключается в прыжках. В программе американца три самых сложных элемента выполняются им в первой части (то есть не в бонусной зоне), два из них – в каскадах, а вторая часть программы проще, чем у Ханю, который, напротив, в качестве завершающих элементов стремится исполнить три сложнейшие комбинации. Думаю, в Торонто ещё подумают на этот счет.

   В целом, я всё так же держусь того мнения, что сравнивать этих спортсменов с точки зрения компонентов бессмысленно, поскольку в этой области Олимпийский чемпион превосходит Чена во всём, а в особенности в том, что касается наименее субъективных критериев оценки – к примеру, навыков владения коньком [Skating Skills] и связующих элементов [Transitions]. При исполнении коротких программ разница становится наиболее очевидной. Понятно, что Ханю нужно продолжать бороться за каждый [прыжковый] элемент. В Турине ему впервые в карьере удалось исполнить в произвольной пять четверных прыжков, включая лутц. И это, несомненно, послужит для него неплохим заделом на будущее. А что касается всего остального – нам придётся дожидаться следующих турниров.

Фото: VCG Photo, The Asahi Shimbun, yaguchi_hochi, Joosep Martinson/Getty Images, juronom, tshashin

Благодарю, что прочитали!

С уважением,

Pamina

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Любви пространство: Юзуру Ханю
Популярные комментарии
Эрика Лог
Абсолютно согласна с Амбези, полное совпадение с ним во всем. Сам Юзуру говорит о своей невозможности следовать математическому практицизму – «или будет лучше сосредоточиться на прыжках и постараться получить хорошие надбавки? Может это мудро, с точки зрения набора баллов, но полностью перечёркивает то, из-за чего я катаюсь». Вот именно, соревнование по типу «выходи, попрыгаем» не для уровня Юзуру, прыжки у него итак шикарные, на Вау !, а не просто средненькие по высоте и пролетности. Его программу никто не выкатает, она требует полноценной энергии на каждом элементе и переходе, а не только на приземлении прыжков. «Я считаю квадаксель королевским прыжком и хочу не только приземлить его, но сделать частью идеального фигурного катания. Разумеется, я понимаю, насколько это трудная задача» . Большой респект Вам, Амбези !
miracleY
Вопрос о несправедливом судействе Юзуру и завышении оценок Чену неоднократно поднимался на многих ресурсах. В твиттере был организован опрос о справедливости судейства. В первые 24 часа после публикации проголосовало более 20 тысяч человек, и 86% проголосовавших считают, что судейство по отношению к Ханю было необъективным. И это так и было, судьи в наглую  обворовывали  Юзуру буквально на каждом элементе,  А компоненты меньше Чена вообще зашквар. 
Mirella
Какая замечательная статья! Спасибо Вам большое! Я абсолютно согласна с Массимилиано - все очень сильно похоже на продуманную политику откуда-то сверху. Как будто дали приказ срочно-сменить лидера.. Статус соответствия некоторых судей вызывает серьёзные сомнения.. Все видят, что программы Юзуру Ханю действительно прекрасны и сбалансированный относительно техники и артистизма. Им очень грубо (с точки зрения оценок) противопоставлены поистине антиэстетика американца, прагматизм которого даже не скрывается, а ставится в пример. Я думаю, что это мировая тенденция подмены истинных ценностей на масскульт, который не требует для понимания определённого культурного уровня. Это тот самый народный балаган, кривляющийся Петрушка, который так всегда был мил сердцу толпы! А высшее творение воспринимается иногда невежественные массой как некое чуждое им:"Раз не понимаю-значит плохо". Насколько более нашего понимает ситуацию сам Юзуру, и насколько он сильный, чтобы раз за разом выходить на лёд и творить прекрасное!
Еще 80 комментариев
83 комментария Написать комментарий